В последние дни Время представляется мне как несколько одномоментно действующих сил в механике:
- время линейное, профанное, обычное, подобное направленной силе.
Человек бежит по жизни… Не жалея ног…
Дом-работа… Дом-работа… Отбывая срок…
Выходные-передышка… Отпуск, как привал…
Старость, пенсия, одышка… А куда бежал?
Каждое утро мы вновь обнаруживаем себя в этой реальности, вновь в той же комнате. Рефлекторные движения, утренний кофе на автопилоте, все то же лицо в зеркале, все то же тело, все та же личная временная тушка. Бессмыссленная беготня и суета мегаполиса, последовательность действий, иллюзорные “цели” и “задачи” на день, на месяц, на год и т.д. в заведомо провальных попытках достичь чего-то постоянного. Я прихожу к тому, что если человек воспринимает время главным образом только в этих рамках (что свойственно большинству), – это очень часто приводит к разочарованиям и всяческому дестрою, “Тошноте” Сартра, экзистенциональному тупику и проч. – поскольку время идет, человек стареет, в то время как мечты юности далеко не всегда исполняются, – и все это накладывает свой депрессивный отпечаток. Обстоятельства, как трение, тушат тупую силу, всегда прущую напролом.
- время внутреннее, личное, психологическое.
“…в конечном счете единственные события в моей жизни, о которых стоит говорить, это те, в которых непереходящий мир прорывался в этот – переходящий… Все другие воспоминания о путешествиях, людях и окружающей обстановке поблекли рядом с этими событиями жизни внутренней… Столкновение же с другой реальностью, моя борьба с бессознательным, навсегда остались в памяти…”
К.
Юнг
Это собственное восприятие времени, прожитая жизнь в форме ароматической эссенции, из которой выкинуто все не впечатлившее и обыденное, и в которой осталась лишь суть. Наше личное время, в котором несколько лет могут слиться в единое монотонное целое, а какой-то особенно насыщенный событиями год по ощущениям предстать как целое десятиление. Это время воспоминаний и впечатлений, личной истории. Оно так же отчасти линейно, но обладает свойством искажать и редактировать случившееся, преукрашивать а то и вовсе перевирать какие-то события. Обычные [нормальные] люди воспринимают мир, сочетая линейное и личное время, как правило, цепляясь за него.
- время сакральное, которое есть личная Вечность.
Такое подозрение, что его восприятие включается только с того момента, когда человек обретает своего Бога под тем или иным именем, и когда он становится одержим стремлением достижения своего с ним единства. Это время лежит в другой плоскости, в отличии от первых двух, и события, его составляющие, разворачиваются мистерией на фоне линейного. Это время подобно вольному узору, спроецированному на некую сетку координат, – точно так же, как созвездия образуют звезды, висящие в пространстве, и ложащиеся конкретным узором только на условную плоскость зрения жителей Земли. При включении восприятия такого времени линейное время перестает быть сарторовской “тошнотой”, серость будней перестает удручать, однотипность ежедневных действий перестает выбрасывать в экзистенциональный тупик. Личное психологическое время остается постольку поскольку может быть полезным материалом для анализа и исследований, а само по себе оно сильно теряет свою ценность. Быт выносится за скобки, а все оставшееся оказывается не фрагментарными событиями, а непрерывным, неделимым процессом постоянного стремления без начала, и, видимо, без конца – той самой Мистерией постоянного разрушения сансары, Мистерией преображения, трансформации, смерти и т.д.. Путь, Садхана, Практика, Джихад – это все одно и то же разными словами. И только это и становится смыслом, чистым смыслом as it is, одновременно не имея под собой цели, – в то время как все прочие “цели” и общечеловеческие “смыслы” жизни оказываются отброшенными в сторону. Экзистенциональная апатия больше не грозит, застревание в смаковании собственного прошлого и личных ощущений прекращается так же. Все теряет свой смысл и ценность кроме одного – этого самого вечного стремления в Ничто…
Комментарии
Однако у профессиональных физиков-теоретиков это получается интереснее всего (они ближе к Истине).
Солнце к нам в окошко смотрит в первый раз.
Будет, будет время: солнце вновь придёт, -
Нас здесь не увидит, а других найдёт...
И с терпеньем ровным будет им светить,
Помогая чахнуть и ничем не быть...
(К.Случевский)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем Судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
--------------------
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты.
Остались мне одни страданья -
Плоды сердечной пустоты
-
Под бурями Судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец -
Живу печальный, одинокий,
И жду: придёт ли мой конец?
-
Так поздним хладом поражённый,
Как бури слышан зимний свист,
Один - на ветке обнажённой -
Трепещет запоздалый лист...
Но в самом последнем слове неточность. Как по мне, то следует
написать слово нЕчто...". Это всё ставит на свои места.
Удачи вам.
Но если задуматься, сколько плутает в них нищих и босых -- не счесть.
И так ли уж важно, что нищий прикрылся короною, должностью, модным плащем,
Назвал сябя богом, спасителем, вечным, владеющим к раю ключем.
Воинствует, молиться или страдает, блаженствует, просит -- не зная о чем.
От зрячих не скроешь ни нищенской сути, ни тощей сумы за плечем....