Россия - гарант Асада на Ближнем Востоке
Иерусалим не имеет никаких вариантов, кроме как переждать кризис, поскольку не может повлиять на исход событий, которые наверняка на нем отразятся.
Заинтересованные в некоторой стабильности в неспокойном арабском мире, израильские лидеры убедили себя в прошлом году, что президент Сирии Башар Асад - дьявол, с которым они знакомы по соседству - закончен, и что-то лучше может быть впереди.
Однако этому не суждено было случиться. Идет уже 14-й месяц восстания в Сирии, а Башар Асад стоит твердо у власти. Теперь у Израиля нет иных вариантов, как спокойно пережидать кризис, поскольку у него нет возможности влиять на исход событий, которые несомненно на нем отразятся.
Израильские официальные лица и аналитики считают, что Ассад еще продержится какое-то время, борясь против народного восстания. Израиль, арабские и западные державы беспокоятся, что верх могут взять радикальные исламисты после четырех десятилетий спокойствия на израильско-сирийской границе.
“Детальная оценка ситуации в Сирии предлагает что хотя Асад потерял свою легитимность в массах, он по-прежнему пользуется поддержкой значительной части армии", - сказал министр обороны Израиля Эхуд Барак в Иерусалиме на прошлой неделе.
“Так что, трагическое убийство невинных людей продолжается, а пока будущее Сирии покрыто неопределенностью», - сказал Барак иностранным корреспондентам. "Что бы ни пришло после кровавого режима Асада, будет встречено Израилем с протянутой рукой мира... Другой рукой мы будем и впредь твердо сжимать оружие”.
Как и при восстании в Египте, которое свергло их старого союзника Хосни Мубарак 15 месяцев назад, израильские лидеры пытаются держать рот на замке относительно Сирии и дать шторму развернуться, надеясь на лучшее.
Then as the death toll quickly mounted in Assad's ruthless crackdown on the popular challenge to his rule, top officials including Barak and Prime Minister Binyamin Netanyahu said the Assad regime was clearly on its way out.
Потом, когда количество погибших быстро стало расти из-за безжалостного подавления народного сопротивления режиму, ответственные лица, включая Барака и Беньямина Нетаньягу, сказали, что режим Асада идет к своему концу.
Однако это было в прошлом году. Асад все еще у власти.
В долгосрочной перспективе Израиль хотел бы видеть крах шиитского мусульманского доминирования в оси Сирия-Иран-Хезболла, враждебной северной дуги, в которой правительство Асада во главе с его сектой алавитов является ключевым.
Сирийская оппозиция, руководимая фракцией мусульман суннитов, говорит, что она повернет постасадовскую Сирию от Ирана - главного врага Израиля, в направление умеренных суннитских держав, как Египет, Саудовская Аравия и страны Персидского залива.
Перспектива мира с Сирией заманчива для Израиля. Но сирийская оппозиция глубоко расколота, и Израиль имеет мало, если вообще имеет, рычагов для содействия формированию умеренного правительства по соседству в Дамаске – в трех часах езды от Тель-Авива.
"Израиль совершенно бессилен оказать влияние на исход в Сирии", - говорит Йонатан Спайер, старший сотрудник Центра Глобальных исследований международной политики в Герцлии. "Израиль ограничивается ролью наблюдателя текущих событий в Сирии".
"Что Израиль может сделать и делает – это укрепление своей обороноспособности на его северной границе на случай попытки некоторых элементов в Сирии снова сконцентрировать внимание на Израиле, что лично я считаю маловероятным”, - говорит Спайер.
НоваякоалициянепоможетвотношенииСирии.
Израильские и иностранные аналитики согласны с тем, что широкая коалиция, созданная Нетаньягу на этой неделе, могла бы укрепить свою руку в рассмотрении того, что западные официальные лица подозревают как планы развития ядерного оружия в Иране и в возрождении надежды на мир на Ближнем Востоке с палестинцами.
Но Нетаньяху теперь неприступен. Большинство кнессета не имеет явного и немедленного интереса к сирийскому делу.
Два взрыва автомашин убили почти 60 человек в четверг в Дамаске с момента начала восстания. Нападение явно имело целью нарушить прекращение огня, объявленное международным посредником Кофи Аннаном 12 апреля, которое по его признанию, не смогло остановить кровопролитие.
"Беспомощная попытка применить план Клфи Анана закончилась абсурдом и унижением", - говорит Спайер.
Он считает, что у Асада имеются хорошие шансы на выживание, если только международная коалиция не сформируется для поддержки оппозиции также решительно, как она поддерживает Асада.
Активная поддержка оппозиции, по мнению аналитиков, означает создание буферной зоны на севере и помощь вооруженным элементам в сирийском восстании.
Теоретически Израиль находится в состоянии войны с Сирией и его вовлеченность в такую рискованную игру является маловероятным.
Несмотря на израильскую аннексию Голанских высот, после конфликта 1973, и установления ООН линии размежевания, израильско – сирийская граница была самой мирной в течении 40 лет и при покойном Хафезе Асаде, и теперь при его сыне.
Барак предсказал еще год назад, что Асад скоро будет свергнут, и чтобы Израиль не волновался. Процесс, происходящийнаБлижнемВостоке, обещаетмногое. Сегодня Барак говорит, что Израиль должен быть готов на случай, если Сирия впадет в хаос, применит оружие или ее запасы химического и биологического оружия попадут в руки террористов или криминальных элементов.
Сирия сильно подозревается в обладании химическими боеголовками, которые могут быть приведены в действие с помощью ракет Скад, оставшихся еще от советской эры. Израиль опасается, что Хизболла, радикальные исламисты, боевики Аль Каиды смогут до них добраться, пользуясь бесконтрольностью и кризисом режима.
Может ли йеменский вариант сработать в Сирии?
"Асад собирается остаться", - говорит специалист по Сирии Моше Маоз из Еврейского Университета. "Расстановкасилвегопользу. Массового дезертирства не было".
Офицерский корпус армии является членом незначительной алавитской секты Асада. Они знают, что будут уничтожены, если под руководством суннитов повстанцы захватят контроль над Сирией, и поэтому будут сражаться за свою жизнь..
Карательным эмбарго потребуются годы, чтобы сбросить Асада. Симпатизирующие соседний Ирак и Ливан сделают все возможное, чтобы Дамаск никогда не столкнулся с «полномасштабной осадой» санкций.
По мнению Маоза, лучшее, что может пока что делать Израиль – это заключить союз с суннитскими арабскими лидерами региона путем решительного и окончательного продвижения разрешения ближневосточного конфликта с мирным договором и палестинским государством.
«Это суть вопроса для всех», - говорит аналитик. Не все израильтяне согласны с тем, что имеется реальная связь между оккупацией Западного берега и арабской или иранской враждебностью.
По словам Барака, Израиль находится в штормовом море, в котором волны радикализма поднимаются все выше, и любой намек на демократию или крупицы мира должны быть схвачены обеими руками.
Ответственный сотрудник сказал, что у Израиля в рукаве нет никакого решения для Сирии. Он хотел бы видеть более активную политику западных и арабских столиц, включая введение гуманитарных коридоров в районы конфликта, из которых по оценкам ООН были вывезены 1 млн сирийцев.
Такие коридоры могут потребовать военной защиты, которую западные державы до сих пор решительно исключают. Северный сосед Сирии – Турция могла бы содействовать реорганизации, однако, она доложила своим союзникам по НАТО, что ее собственная безопасность под угрозой.
И все же было бы ошибкой загонять Асада в угол. Было бы гораздо мудрее убедить его союзника – Россию в том, что ее инвестиции в Сирию не будут потеряны, если заставить Асада уйти, как сделал в Йемене Али Абдулла Салех под давлением саудитов и американцев в прошлом году.
Сотрудничество России очень важно, если западно-арабская коалиция, поддерживающая план Аннана, решит, что Асад не выполняет и снова обратится в СБООН с требованием «дальнейших мер» для введения прекращения огня и политического урегулирования. Сейчас режим Асада держится только на российском оружии. Россия очень много инвестировала в Сирию. Это касается и экспорта оружия и обширных проектов по инфраструктуре, а также – нефтегазовой разведки. И, конечно, важность морской базы в Тартусе тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Но Спайер думает, что Москва и другие союзники Асада "очевидно, решили, что режим имеет хорошие шансы выстоять и теперь берет верх. Так почему они должны что-то делать в пользу соперника США в регионе, а себя показывать слабаками, бросив клиента”?
Комментарии