Жемчужина говоришь? Исправим, доработаем и превратим!

       
altПосле недавнего посещения Байкала высокими гостями из ЮНЕСКО в прессе стали появляться сообщения о том, что они, якобы, поддержали планы дальнейшей работы Байкальского ЦБК. Так ли это?

На фоне глупостей и странностей, которыми изобилует история с БЦБК, можно ожидать чего угодно, тем не менее, лучше прояснить ситуацию с человеком, который  участвовал в работе миссии ЮНЕСКО. В данном случае это руководитель проекта по Всемирному наследию Гринпис России Андрей Петров.
По его мнению, очень многие просто не понимают, что такое миссия ЮНЕСКО и трактуют происходящее так, как им выгодно:


«Рамки подобной поездки не предусматривают каких-либо действий, принятия каких-то решений от имени ЮНЕСКО. Эксперты лишь оценивают проблемы, выслушивают доводы разных сторон.

Надо сказать, что в этот раз в отличие от многих и многих предыдущих миссий, у высоких гостей была возможность узнать мнение отнюдь не только официальных лиц и собственников комбината, но и экологов — общественников и ученых. Эта разностороння информация станет базой для отчета, который в свою очередь станет основой для решения Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Решать что-то может только она. Сколь бы ни был высокопоставлен участник миссии, он не может принимать решения, одобрять что-то или не одобрять.

Так что сообщения СМИ не стоят выеденного яйца. Лично зная обоих участников поездки, могу утверждать, что окончательный отчет будет совсем не таким однозначным, как это пытаются представить руководство БЦБК и некоторые СМИ. Это будет очень взвешенный документ, основанный на совокупности фактов».

Таким образом, сообщения, что приехали высокие эксперты из ЮНЕСКО и  поддержали планы владельцев БЦБК, на сегодняшний момент не соответствуют действительности. Этот пропагандистский шум закономерное продолжение бессмыслицы, которая порождена путинским постановлением №1 от 13 января 2010 года.

Сторонники (реальные и вынужденные) БЦБК увязли в парадоксах по уши. Самый мягкий из них представляют сейчас довольно часто. Заключается он в следующем: «Без БЦБК Байкальск погибнет, а с БЦБК у него нет будущего». В очередной раз этот странный тезис мэр Байкальска преподнес в июне удивленным бельгийским журналистам.

Руководство комбината упорно утверждает, что он совершенно безопасен. Удивительно, но кто-то им верит! Вот и Президент Медведев, сообщая, что запретных тем нет и вопрос с БЦБК не закрыт, тем не менее, говорит, что ничего страшного не происходит.

Специалисты же, в отличие от него, бьют тревогу. Ученые Сибирского отделения РАН в специальном письме привели Д.Медведеву целый набор аргументов за срочное закрытие БЦБК:

* на Байкале именно БЦБК является главным источником суперядов — диоксинов, а зона влияния его атмосферных выбросов распространяется на многие десятки километров;
* основное технологическое оборудование комбината безнадежно устарело и чрезвычайно затрудняет переход на новые, более экологичные технологии;
* комбинат давно стал нерентабельным, принося до 80 000 000 рублей убытка в месяц;
* работающий БЦБК не позволяет начать реализацию экономически и экологически обоснованных проектов;
* возобновление деятельности комбината противоречит как российскому, так и международному законодательству, в частности, Конвенции по всемирному наследию и пр.


Реакции пока нет, а хотелось бы.

Тем временем все больше доказательств ложности утверждения о том, что именно БЦБК дает выжить городу Байкальску. На днях в городе прошла конференция по стратегиям развития муниципальных образований. На ней прозвучал «убойный» факт. О нем сообщают представители Байкальской волны — «администрация Байкальска посчитала, что сейчас даже официально занятых в сфере малого бизнеса 1800 человек. Это больше, чем работает на БЦБК. То есть, альтернатива комбинату не просто есть, она уже реализована.

В то же время в БЦБК вкладывают все новые и новые ресурсы — недавно сообщили, что в этом году на строительно-ремонтные работы уйдет более 90 миллионов рублей.
 

Гринпис России