Теория демократии 6. Справедливый рынок
На модерации
Отложенный
На вопрос, почему у одних людей в кармане густо, а у других пусто может ответить ещё и логический механизм рыночных отношений, наряду с производственным. В отношения вступают и направляют их люди, следовательно, за ними последнее слово.
Рыночные отношения, как и производственные, - предметное выражение логического принципа общественных отношений. Производство и его продукты – исходное в логической схеме рыночного процесса: товар – деньги – деньги денег (золотое содержание) - соденьги (золото). Где золотое содержание – предметные деньги, золото – логические.
В роли логических денег могло бы выступить всё, что угодно, например, запасы риса. Тогда всякий продукт с «рисовым» содержанием мог бы выступить предметными деньгами, деньгами и товаром в одном лице, то есть средством рынка, который представлен этим средством в свёрнутом виде.
Рынок выстраивался как система оснований субъектных действий и отношений, развёртывался.
В целом действия субъекта на рынке определяются логическим принципом общественных отношений и личным психологическим отношением: от эгоистического до альтруистического. Мы призываем к принципу нормальных общественных отношений (справедливое присвоение и распределение) и нормальному же психологическому отношению, хотя бы без крайностей, для начала. Личное может совпадать и не совпадать с общественным. Например, если человек склонен к присвоению и является эгоистом, то, скорее всего, станет соответствующим образом вести дело, мол, ничего личного – это бизнес. Альтруисты-марксисты – большевики - были намерены уничтожить «свободный» рынок во всём мире, считая его порождением корысти буржуазии. Ими обуревало заблуждение: не допускали мысли, что можно построить справедливый рынок для нормального человека, неважно, пролетарий он или буржуй. Сначала представим систему оснований действия «свободного» рынка в процессе исторически логического становления, или развёртывания.
Наипростой уровень – обмен между человеком и природой.
Возделывая природу, человек получил продукт, сполна удовлетворивший его нужду. Он стал испытывать потребность в продукте. Появилось основание для его производства – удовлетворение нужды. Регулируется принципами развития практики и потребностей, телесных и духовных.
Простой уровень – обмен между людьми излишками продуктов, бартер.
Вложенного труда в производство продуктов больше или меньше. Благодаря этой разнице продукт выступил товаром. Появилось основание для производства товара – выгодный обмен. Регулируется принципами вложения труда и извлечения выгоды. То и другое осуществляется посредством меновой и потребительской стоимости.
Продукт являет вложенный в него труд, потому обладает потребительской ценностью, выражаемой потребительской стоимостью. Такой продукт находит своего потребителя, приобретает спрос. Предложенная потребительская ценность может остаться не востребованной, затраты на её производство – потерянная меновая стоимость.
Чтобы добиться выгоды в обмене, меновую стоимость можно нарочно снизить, вложив меньше труда, но тогда продукт потеряет в потребительской ценности. Пример, копия картины великого художника. С другой стороны, есть продукты, не имеющие потребительской ценности для некоторых людей. Скажем, об этом говорит табличка «Уважайте труд уборщиц!». Для кого-то чистые полы не имеют эстетической и гигиенической потребительской ценности.
Отдельная потребительская стоимость выясняется в процессе торга, массовая – специальными измерениями. Конечно, меновую стоимость каких-то продуктов можно снизить, не потеряв в потребительской ценности, а то и повысив её. Пример, шариковая ручка, пришедшая на смену чернильной авторучке с поршнем; да ещё есть с окошечком на боку, в котором обнажается писаная красавица.
Продукты различаются потребительской ценностью - ценностью для человека. Он же - несопоставимая с ними ценность. С ним сопоставим по духовной ценности другой человек. Например, если от жажды иссыхает странствующий бедуин, а водонос, видя это, задрал цену – грош ему цена как человеку в нашем оазисе. Выгодный обмен за счёт другого человека аморален. Вот взаимовыгодный обмен уже лучше, но не предел для нормальных людей.
Сложный уровень – товарно-денежный обмен.
Эквивалентом вложенного труда стали деньги. Подчеркнём, деньги – эквивалент вложенного труда, а не товара. Так как цена складывается из меновой и потребительской стоимостей, появилось основание получать лишние деньги, не производя товар, – торговля. Регулируется принципами купли и продажи товара.
Сложный сложного уровень – обменный курс валют.
Появилось основание получать лишние деньги, положив их товаром, - денежные операции. Регулируется принципами купли и продажи денег.
Наисложный уровень – биржа.
Появилось основание делать деньги вовсе «из воздуха» - инфляция и дефляция (логический механизм рыночных отношений). Регулируется принципами спроса и предложения.
Итак, видим иерархию оснований действия и регулирующих принципов. Из ничего деньги не делаются. На скрытой разнице вложенного труда, на ажиотажном спросе и других уловках построено неправое обогащение. Было бы справедливо обогащаться по праву, не ввергая в нищету других. Возможно ли такое?
Известно, денежная инфляция кого-то обирает, а дефляция – одаряет, и наоборот. Разберёмся с этим подробнее с позиции наёмного работника, которого инфляция обирает, а дефляция… должна бы одаривать.
Обратим внимание, какие деньги не возьми – все подешевели в течение времени, называемом историческим. В настоящем же времени они - то дорожают, то дешевеют. Этот «баланс» будто бы является основой рыночной справедливости. Но перманентная инфляция выдаёт рынок с головой: действует эгоистический принцип присвоения.
Допустим, количество денег по золотому содержанию сравнялось со всем добытым золотом, которого в природе не осталось. Следовательно, со следующим увеличением производства продуктов деньги станут дорожать. Начнётся относительная дефляция. Чтобы всем хватило денег, придётся выпускать их с меньшим номиналом.
Но чтобы не потерять прибыль, придётся уменьшать заработную плату... Словом, сразу бы выяснилось, о ком и о чём заботится эгоистический бизнес.
Так бы, может быть, и случилось, если бы не сомнительная находка: американцы отказались от золота как логических денег и навязали миру мнимые предметные деньги – доллар. Его запасы не ограничиваются природой, печатай, сколько хочешь…
Понятно, что не в запасах золота причина того, что не наступает, условно говоря, мировая дефляция, этакая благодатная пора для наёмного работника, а в том, что особенно в кризис кто-то из дельцов наживается в разы, а кто-то разоряется, что какому-то наёмному работнику тоже перепадает по случаю, но далеко не всем, главное же, что происходящее не зависит от воли последних, они отчуждены от управления рыночным процессом. Он же имеет две стороны.
Удешевление производства (инфляция продукта) – увеличение покупательной способности (относительная дефляция денег). Если оставить старую цену продукта, установится относительная дефляция продукта и относительная относительной инфляция денег. Невыгодно покупателю, возникает безвозвратная часть в трате на покупку.
Удорожание производства (дефляция продукта) – уменьшение покупательной способности (относительная инфляция денег). Если оставить старую цену продукта, установится относительная инфляция продукта и относительная относительной дефляция денег. Невыгодно производителю, возникает безвозвратная часть в трате на производство. Излишне спрашивать, чья выгода возьмёт верх?!
Вот где упрятаны концы перманентной инфляции: корыстная направленность рынка. Скажут, мол, кто этого не знает, другого рынка просто быть не может! Разве?
Относительная относительной инфляция денег обогащает производителя и даёт ему деньги на развитие производства. Было бы справедливо с его стороны ответным шагом сотворить относительную относительной дефляцию денег и возместить покупателю его траты за счёт старой цены на новые приобретения. И далее обеим сторонам продолжать в том же духе, действовать соотносительно: присвоение – распределение (инфляция – дефляция). Загвоздка: все, как говорят картёжники, остаются при своих…
Как обогащаться? Сообща! На то есть необходимое общее основание классов. Об этом по порядку…
По желанию можно повернуть рынок круто в сторону дельца или работяги. Выбор в руках у дельцов… Доверь они его работяге, уж точно, повернул бы в свою сторону… Неразрешимое общественное противоречие? Нет. История уже имеет опыт продвижения к действительной справедливости, не останавливаться же на достигнутом?!
Односторонне положенное единство: Направить рынок либо на присвоение (ранний капиталистический опыт и новой России), либо на распределение (социалистический опыт) и так положить односторонне направленный процесс. Противная сторона будет попрана.
Двухсторонне положенное единство: Положить двухсторонне направленный процесс на присвоение, когда попираемая сторона добивается для себя достаточных уступок в распределении (последующий опыт капитализма). И наоборот - двухсторонне направленный процесс на распределение, когда попираемая сторона добивается для себя достаточных уступок в присвоении (перестроечный опыт похороненного СССР, но более - опыт здравствующей КНР).
Односторонне положенное обоюдное единство: Направить рынок на односторонне положенное обоюдное единство (современный опыт капитализма): попираемая сторона становится на сторону попирающей (участие наёмных работников в акционировании производства и тому подобное), а попирающая сторона становится на сторону попираемой, восполняя дефицит распределения (благотворительность и тому подобное). С виду – «демократическое» благолепие, а по существу – откупающаяся на все стороны корысть перманентной инфляции. Ненасытная корысть – психологическая причина финансово-экономических кризисов
Двухсторонне положенное обоюдное единство: Не востребованный обществом опыт истории: направить рыночный процесс на справедливое присвоение и распределение, когда вполне удовлетворены обе стороны, а по существу - нет попираемых и попирающих. Что значит, повторим, не остаётся обделённых: трата - возмещена приобретением, собственность - заработана, вклад - возвращён сторицей.
Уже сказано о тратах и приобретениях. Далее скажем главное о вкладах.
Всякий продвигающийся процесс, в том числе рыночный, составляют процессы повторения и развития… Например, мы так шагаем: опираемся на одну ногу (основание), выносим вперёд другую (действие)… Инфляция и дефляция также могут выступить противоположными элементами самодвижения раздвоенного единого рыночного процесса. Дефляция обеспечит процесс повторения (основание), инфляция – процесс развития (действие). Следующая дефляция возвратит сторицей вклады людей в развитие. Процесс представляет собой прерывно-непрерывное продвижение: логическое обоснование – предметное основание – действие – результат, сверяемый с целью.
Скажут, что же тут нового, кто вкладывается в развитие – тот и обогащается?! Тут и зарыта собака – далеко не все наёмные работники вкладываются! Почему? Они бы вложились, да их «вклады» отнимаются… Причём всем - экономистам в первую очередь - об этом известно.
Одним махом перескочить в справедливый рынок, полагаясь на политическую волю вождей, не удастся. Последнее слово за людьми, за их мировоззрением. Старое, сросшееся с психологией личности, невольно повисает гирей на ногах прогресса, лишь постепенно становится историей… Справедливый рынок – это идеал, положительный, к которому нужно стремиться, методично низводя отрицательный идеал «свободного» рынка, с непременными кризисами, до уровня несущественно влияющего на существование общества.
Итак, главное о вкладах - общее основание классов: каждый вложит в процесс развития всех (инфляция) и все - в развитие каждого (дефляция). По величине вклада - приобретения. Вклады, независимо от величины, делают людей равными по праву - собственниками. Бесхитростная вещь, то есть философская, в корне меняющая представление классов о взаимоисключающем характере их производственных отношений. Союз классов видится реально возможным, когда ещё выясняется, что такое действительная прибыль?
Комментарии