История о войне и жизни от первого лица

 Евгений Тадэушевич Валицкий - лейтенант,  командир взвода 1985-го артиллерийского полка 66-й зенитной дивизии 3-го Белорусского фронта. Был призван 18 августа 1942. Закончил войну на берегу залива Фриш-Гаф (Калининградский залив).

На этой фотографии Евгению Тадэушевичу 12. Через 5 лет началась война.

ВОЙНА.

Чему быть, того не миновать. Не верь тому, кто ничего не боится. Конечно, никому не хотелось умирать. Но в то же время, было понятно, что не побежишь никуда: ответственность за выполнение воинского долга. Бог миловал: за все время войны ни разу не был ранен или контужен.

И на войне по-всякому бывает: есть любимчики, есть не любимчики. При переправе через  реку Неман привилегированной была 3-я батарея под командованием капитана Быкова. Одно дело - поставить отряд стоять у самой воды, где обязательно сразу попадаешь в воронку, и совсем другое - поставить чуть дальше, где есть шанс остаться в живых.

Заслуга Сталина - только в том, что он сказал тогда «Мы отстали от передовых, развитых стран на 50-100 лет. Либо мы догоним их за 10 -15 лет, либо нас сомнут».

Существовало такое правило: для подтверждения того, что самолет сбили, нужно было получить не менее 3 подтверждений от командиров пехотных батальонов, которые, якобы, видели, что самолеты были сбиты. Наш капитан Гарин никогда не посылал проверять. Он говорил так: «Ребята, если сбили, значит, самолет  уже не полетит. Что там бегать заверять, может, сбила не эта батарея, а другая, кто там знает».

Образование в 10 классов спасло мне жизнь.  Нас собрали под Оренбургом и объявили: «У кого 7 классов – шаг вперед, 8 классов – два шага, 9 – три, 10  – четыре». Ведь потери в советском составе были велики, и нужно было готовить новых будущих офицеров. Таким образом,  меня отправили в Севастопольское училище в Уфе, в то время, когда шла жесточайшая битва под Сталинградом.

Многие говорят, что победила зима, а не советские войска. Известно, что Гитлер не был готов к русским морозам и планировал одержать победу до наступления холодов.

Вырезка из газеты «Правда», подписанная Валицким:«так я буду отмечать Новый 1946 год» – там, на картинке внизу, танцуют вальс.

Сталин до последнего не верил, что начнется война. Один ефрейтор перешел незадолго до войны  на сторону Сталина и сообщил, когда планируется нападение. 12 июня сообщение ТАСС говорило: «Не верьте провокациям. Гитлеровская Германия строго выполняет договоренности. Война началась через 9 дней. Когда наш великий Сталин выступил? - 3 июля. Где он был в это время с 22 июня по 2 июля?

Когда прошел войну, я понял, что любой по-настоящему честный человек заслуживает уважения. Были же всякие люди. Очень часто военные специально простреливали себе руку, чтобы избежать сражения.

В августе 1941 года был издан приказ Сталина №227 «о создании штрафных батальонов и заградительных отрядов». В штрафные батальоны попадали не политзаключенные, а уголовники. Участь штрафбата была тяжела: их посылали в разведку боем, чтобы вызвать огонь на себя и тем самым узнать дислокацию противника. Мало, кто оставался в живых, но если удавалось уцелеть или быть раненым, то считалось, что заключенный искупил свою вину. Тем же приказом разрешено было открывать огонь по нашим заградительным отрядам, если они отступают без приказа главнокомандования.

Отморозков всегда хватало и хватает, особенно сейчас, но все-таки большинство людей остается порядочными.

В военной стратегии говорится так: если силы наступающих и обороняющихся равны, то потери наступающих в 3 раза больше, а у нас получилось, что армия Гитлера потеряла 6 миллионов, а мы, по неполным данным, 28,5 миллионов человек, что составляет почти 3 Москвы.

С фронта разрешали посылать посылки.

Некоторые целые вагоны присылали. Другие разбогатели на том, что иголки швейные переправляли в мастерские, иголок же в Германии было много, а у нас не хватало. А я не любил все эти военные трофеи. Взял только настенные часы из квартиры немецкого генерала и огромную пуховую перину, половину пуха из которой отсыпали. Она потом долго еще с нами ездила по Сирии, Армении, Азербайджану.

На стене часы немецкого генерала.  За более чем 70 лет работы ни разу не останавливались.

Кому война, кому мать родная. После войны мечтал поступить в Ленинградский институт тяжелого машиностроения, но командование решило иначе. Пришлось прослужить 33 года в Советской армии и на всю жизнь остаться военным. Сначала жалел, но все изменилось, когда я встретил свою будущую жену, с которой мы вместе уже 55 лет. Мы много ездили по моей службе, так что сын родился в Ереване, а дочь в Азербайджане.

МИРНОЕ ВРЕМЯ.

Соседи сейчас живут сами по себе. Мы так раньше не жили. В части все жили общими интересами. Играли на гитаре, пели, танцевали.  Нам, военным, завидовали все гражданские, потому что они жили совсем по-другому. Сейчас ведь как – выстроят высоченный забор, так и не знаешь всю жизнь, кто за стеной живет.

Мы не гнались за вещами. Сейчас ведь у молодежи как – захочешь что-то, только протяни руки и возьми, все доступно. А мы могли 3-4 часа стоять в очереди и не знать, достанется ли нам то, за чем стоим, или нет.

Мои дети, которых я воспитал честными и порядочными, иногда говорят мне, что честным сейчас быть очень сложно, когда вокруг тебя все пытаются урвать свое. А я всегда им говорю: «Иммунитет надо иметь от такой заразы!»

У меня было написано в документах «не выдержан, груб с начальством», когда нас отбирали в 10 Главное Управление, из-за того, что я всегда открыто выражал свое мнение и не лицемерил с начальниками-дураками, благо таких было всегда предостаточно.

Когда нас с семьей отправили в Сирию по службе, то мы жили как в коммунальной квартире. Нельзя было выходить после 22 часов. А у нас был знакомый в посольстве, в консульском отделе, который звонил генералу и говорил «Валицкого я беру с собой». Таким образом, мы и выходили. Так весь наш дом кипел злостью «Ну, как это так!? Много, конечно, докладывали на нас. Потом я решил, что нужно прощать таких людей. А не то, что вставили тебе палку в колеса и ты в ответ мстишь или ругаешься.

Как сейчас модно «Спасибо деду за победу!» - пишут на машинах. Наша семья всегда старается пропустить официальную часть поздравления с 9 Мая. Каждый год начинаются одни и те же сухие, официозные поздравления по телевизору, цветы несут, как будто самое главное – это подарок в руки всунуть. Но это же не главное. Важно каждый день помнить и передавать свои воспоминания детям. А то ведь скоро клич нужно будет давать, чтобы найти хоть одного ветерана. Иногда, бывает, задумываюсь, неужели через 10-20 лет о нас вовсе забудут, или будут вспоминать лишь изредка.

Из-за привычки честно жить, кажется, что жизнь прожили, а детям нечего оставить. Машину и то придется в кредит брать. Ну, да разве это главное? Главное же в том, что мы все вместе, и когда мы собираемся, то больше ничего и не надо. Для нас с женой всегда самым главным была семья. Мы и детей так старались воспитать.

Дети для родителей всегда остаются детьми, сколько бы лет им уже ни было: 5 или 45.

Семья - мы с женой следуем 3 правилам: всегда слышать друг друга, понимать и прощать. Наверное, поэтому мы уже 55 лет вместе. За любой проступок можно простить, нужно только найти в себе силы. Прежде чем осуждать других, посуди сначала о себе.

 

Оцените, пожалуйста, материал + или - и пригласите своих друзей.