В САМОМ ДЕЛЕ "НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"?

НЕИЗБЫВНЫЙ ПОЗОР ВЛАСТЕЙ НАШИХ

Вскоре великий праздник - ДЕНЬ ПОБЕДЫ, который обычно празднуется у нас "со слезами на глазах". А вот воспоминания фронтовиков и "работников тыла", которые находятся еще, слава богу, в рядах здравствующих (а они сильно редеют) даже не всегда во главе угла стоят. До обидного мало их, разве только "по случаю праздника". Но есть и другие свидетельства, которые дорогого стоят...

Одни добыты фото- и кино- корреспондентами еще на полях войны, другие фото и кинокадры сохранили для нас события в тылу во время и после войны. Но есть еще одни прямые свидетельства того, ЧТО есть война, ЧТО есть Человек, что есть... нет, тут уж нужно сказать о том, чего "совсем нет" и у власть предержащих, и у многих из нас теперь... к сожалению. Я это вот к чему пишу.


Для меня, родившейся в конце войны, ее прямые свидетельства были связаны прежде всего с тем, что я видела вокруг себя. Оставим в стороне многие не сразу восстановленные дома... Но не оставим в стороне инвалидов войны, которых было очень-очень много. Сначала я видела их в Украине (в Кировограде), потом в Ленинграде. Инвалиды войны без ног, на деревянных подставках с маленькими колесиками и со специальными деревянными опорами для рук, типа "утюжков", чтобы отталкиваться для передвижения. Деревянные чурбаки вместо протезов и костыли...костыли...костыли, иногда при наличии одних обрубков вместо рук... Много было и слепых и обожженных, особенно среди танкистов.

Теперь о тех из них, кто оказался сильно изуродованным, защищая любимую страну, единственную и незаменимую для них Родину, свою родную улицу, свой дом или уже только свою память обо всем этом, теперь о них, кто выполняя свой долг получил глубочайшие увечья, ... о них и не вспоминают вовсе.

Инвалиды как-то внезапно исчезли из города - это был примерно 1956 год, что ли. Фестиваль тогда был... Они, видите ли, вид города портили. Всех одиноких отвезли на Валаам. По моему мнению - это и есть неизбывный позор властей наших. Вот тогда и началось это вымарывание из памяти живущих образов тех, кто должен был служить нам напоминанием-символом про важное и святое. Так вот, возвращаясь к упомянутым "прямым свидетельствам того, ЧТО есть война, ЧТО есть Человек", я и хочу представить таковые...

Работы ушедшего от нас в марте прошлого года художника Геннадия Доброва. Через его неравнодушные сердце и душу, его глазами смотрите....



   

 


Эти изображения взяты из небольшой галереи художника на страницах журнала "Индекс/Досье на цензуру", 21 номер которого в 2005 году назывался НАРОД МРОТ (http://index.org.ru/journal/21/dobrov21.html)

Героя-моряка Алексея Чхеидзе художник встретил в подмосковной деревне Данки.
 

…Зима 1945 года. Будапешт. Штурм Королевского дворца. Группа морских пехотинцев по подземным галереям проникла во дворец и не позволила фашистам взорвать этот памятник мировой архитектуры. Шедевр был спасен для человечества, но его спасители почти все погибли. Алексей Чхеидзе, чудом выживший, перенесший несколько операций, с ампутированными руками, ослепший, почти полностью потерявший слух,   находил в себе силы пошутить: он с иронией называл себя «человеком-протезом».



По-разному приспосабливались инвалиды войны к мирной жизни. Лишенный обеих рук Владимир Еремин из подмосковного поселка Кучино не только научился писать, но и окончил после войны юридический техникум. Большая подборка работ Доброва с точными данными о персонажах дана здесь http://eugene-df.livejournal.com/397966.html Далее несколько работ из этой подборки.

«Защитник Ленинграда»

Тему беспредельной храбрости и выносливости русского солдата продолжает рисунок, сделанный на острове Валаам в 1974 году. Здесь изображен бывший пехотинец Александр Амбаров, защищавший осажденный нацистами Ленинград. Дважды во время ожесточенный бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись он снова шел в бой.

«Рассказ о медалях»

Ощупью движутся пальцы по поверхности медалей на груди Ивана Забары. Вот они нащупали медаль «За оборону Сталинграда» «Там был ад, но мы выстояли», — сказал солдат. И его словно высеченное из камня лицо, плотно сжатые губы, ослепленные пламенем глаза подтверждают эти скупые, но гордые слова.

«Старый воин»

 Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Глубокой мудростью светится каждая морщинка его сурового лица. В трех войнах довелось ему участвовать: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Великой Отечественной (1941-1945 гг.). И всегда он сражался храбро: в Первую мировую награжден двумя Георгиевскими крестами, за борьбу с германским фашизмом получил орден Красной Звезды и несколько медалей

 

О    ХУДОЖНИКЕ


Геннадий Добров (фото Елены Бородынкиной) родился в 1937 году в Омске, умер 16 марта 2011 года в Москве. Одной из основных тем его творчества была война - Добров бывал в Афганистане, Чечне и Южной Осетии и создал несколько серий работ, посвященных этим поездкам, - "Молитва о мире", "Я любил этот город" (поездка в Грозный), "Южно-Осетинская трагедия".

Побывал Добров и в бывших фашистских концлагерях в Польше, Чехии и Германии. В результате создал серию рисунков "Реквием". Его выставки проходили как в России, так и за рубежом, в частности, в США. Работы хранятся в Центральном музее Великой Отечественной войны и в Музее истории Второй мировой войны "Берлин-Карлсхорст".

«Когда я учился, Кибрик все время говорил, что мои рисунки лишь третий план к чему-то серьезному. «Нужно найти тему, которая потрясет общество. Вот если бы вам удалось пробраться в дом инвалидов на Валаам…» И этот остров стал для меня недосягаемой мечтой: тогда у меня не было ни денег, ни прописки. Прошло десятилетие, прежде чем мне удалось там поработать. Как только я женился, отдал молодой супруге ключи от квартиры и уехал на остров. На Валааме я прожил три месяца, а по возвращении отправился с Люсей в свадебное путешествие по Крыму. На обратной дороге узнал, что под Бахчисараем тоже есть дом инвалидов, более того, вся страна, как сетью, покрыта подобными интернатами. Я решил продолжить тему. После Бахчисарая отправился в Омск, затем на Сахалин и в Армению. За шесть лет сделал 40 рисунков». /из интервью с художником Дарьи Молостновой, 2006/

Добров имел звания "Заслуженный художник РФ" и "Заслуженный деятель искусств РФ", а также был почетным членом Российской академии художеств. В 2010 году Доброву было присвоено звание "Народный художник Российской Федерации".