Создадим культурный «СМЕРШ»!

Культура побеждать
06 мая 2012   Михаил Савеличев

«Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг», написал Ганс Йост, и все восприняли это как манифест борьбы с культурой. А ведь Йост сказал нечто иное, гораздо более глубокое – он уравнял культуру и оружие.

Культура это оружие, точно так же, как знание всего лишь сила. Знание как природная сила, никому не принадлежащая, а потому каждый волен использовать эту силу против другого. Знание универсально и не принадлежит никому, оно подобно взрыву атомной бомбы, без разбора уничтожающего и людей, и города, и превращая в ядовитую пустыню землю. Культура оружие точного наведения. Она побеждает врага более гуманным способом, но от этого еще более безжалостным. 

Знание никогда не оперирует реальным миром, оно всегда использует его модели, более или менее грубые. То, что вчера признавалось точным и верным, проверенным практикой, завтра оказывается устаревшим и ретроградским. Век знания недолог. В отличие от культуры.

Культура это символы, которые и есть мир. Символ не требует для своего понимания знаний. Он очевиден и от этого предельно понятен всем и каждому. Главная проблема в том, чтобы наладить производство таких символов в мировом масштабе, сделать свою культуру мировым фактором, а не сугубо провинциальным, никому не интересным за пределами деревни Гадюкино. Только те государства, которые находят у себя силы и средства, способны на такую культуру. А культура это оружие, как мы знаем. Поэтому занять в мире подобающее великой державе место невозможно без овладения этим оружием.

Можно сколько угодно наращивать ядерную триаду баллистические ракеты, атомные подлодки, стратегические бомбардировщики, но если у вас нет четвертой составляющей – «Голливуда», то вы уже проиграли. Голливуд каждый день применяет оружие массового поражения культуру, причем конвертируя поражения врагов во вполне реальные деньги кассовых сборов. Мудры были галлы, ох, мудры: «Горе побежденным!»

Зачем той же Японии вооруженные силы и бряцанье оружием? У нее есть Харуки Мураками, одного которого уже можно приравнять к ядерному оружию. Вы думаете, Россия никогда не отдаст своей соседке четыре Курильских острова? Под угрозой применения военной силы не отдаст. Не отдаст даже при дипломатическом давлении. А под воздействием странных фантазий японского писателя вполне. И даже половину Сахалина в придачу. Не сейчас. Не завтра. А послезавтра да.

Маяковский писал о том, чтобы перо приравняли к штыку. В наш век интернета перо это уже не штык, это дивизия штыков. Или армия. Только вот перо нужно настоящее, без дураков. Такое же, как у Пушкина, Толстого, Достоевского. Чтобы каждый, кто прочитал лишь строчку этого нового Достоевского, будь он хоть русский, хоть индус, понял это великая литература. Роскошь обладать великой литературой может себе позволить только великая страна.

И кого волнует, сколько у нее там боеголовок или газа в недрах? На каждую боеголовку можно построить свое ПРО, а на каждый кубометр газа посадить своего Ходорковского.

Великая культура культура побеждать. Побеждать так, что побежденный будет с радостью раба воспроизводить культуру победителей и глубже втаптывать в грязь самого себя. Побежденный, раздавленный, уничтоженный, он будет снимать «елен», «одних баб», «край», «противостояния», «шпионов», искренне при этом считая, что создает Великое Кино, не понимая, насколько же он смешон и презрен в этой вакханалии самоуничижения. И побежденное государство будет всячески его в этом поддерживать, предоставляя телеканалы в день празднования, казалось бы, безусловной Великой Победы всем этим «четырем дням в мае», которые эту Победу со сладострастием втаптывают в грязь.

Зачем Голливуду тратиться на антисоветское кино, когда это грязное дельце можно отдать на аутсорсинг своим рабам, мнящих из себя деятелей культуры. И каждый приз, полученный таким кино на Канском, Берлинском или ином фестивале это еще одно принятие акта безоговорочной капитуляции из рук побежденных благодушными победителями. Побежденная культура ужасающее зрелище. Культура побежденных тошнотворное.

Если мы еще претендуем на какую-то самостоятельную роль в этом мире, то нам как воздух необходима культура побеждать. Танки и ракеты важны, но культура доказала свое стратегическое превосходство над грубой военной силой. Оружие всего лишь иллюзия нашей самостоятельности и состоятельности. Настоящая же война идет в кинозалах, на книжных полках, в интернете, на телеэкранах. И пока, увы, мы отступаем под ударами превосходящих сил противника. Оставлен культурный «Смоленск», сдан культурный «Киев», замкнуто кольцо блокады вокруг культурного «Ленинграда». Но самое страшное, что в тылу безнаказанно действует пятая колонна, потому что еще не создан культурный «СМЕРШ» и еще не вышел на свою охоту за белоленточной сволочью культурный «старший лейтенант Таманцев чистильщик и волкодав по прозвищу Скорохват».

Что же у нас осталось? Только не поминайте всуе Пушкина и Достоевского. Даже Шолохова не поминайте. Эти бойцы уже свое отвоевали. Они могут лишь вдохновить, но не заменить тех, кто в культурных окопах вооружен не современными автоматами, а ржавыми винтовками. Впрочем, надежда еще есть. Ведь культура это символы. Пока живет символ, еще как-то держится и культура. И такой безусловный символ у нас есть. И называется он парад в ознаменование Победы в Великой Отечественной войне. Не случайно в канун парада как по мановению волшебной палочки начинается вся эта вакханалия на тему ненужности Парада, его вредности, его опасности и черт-те знает чего.

Победа вот наш символ, из которого может произрасти культура побеждать и культура победителей.  А враг что ж, на то он и враг, по какую сторону фронта он бы ни находился. Если враг не сдается, его уничтожают. Культурно, конечно же…