Куда девать Сибирь?

На модерации Отложенный
Тема эта уже недели две бурно обсуждается в интернете, на нее откликнулись многие печатные издания. Поводом для дискуссии стало недавнее заявление о создании госкорпорации, основная цель которой – развитие территории Сибири и Дальнего Востока. 
Казалось бы, что здесь спорить – дело хорошее, нужное. Радоваться надо тому, что власть вспомнила о том, что есть Россия и за Уралом, что Сибирь – это не только углярка, нефтегазохранилище и прорва леса, готового на экспорт. 
Но в том-то и дело, что последние двадцать лет слишком многие на собственном опыте ощутили справедливость поговорки о благих намерениях, а потому нет ничего удивительного в том, что они не ждут ничего хорошего от очередных инициатив. 
Сколько было произнесено красивых слов о модернизации, о необходимости новой индустриализации, подъеме сельского хозяйства, реформировании ЖКХ. А положение по-прежнему оставляет желать лучшего. Воз и ныне там. Россия остается страной с сырьевым типом экономики, зависимой с точки зрения продовольственной безопасности от других стран. Заводы стоят, деревни пустеют. 
Все понимают, что развитие страны возможно только через развитие Сибири. Это понимал в XVIII веке Ломоносов, это чувствовал в XIX-XX веках царь-батюшка, поощрявший переселение в Сибирь, это отлично сознавали в советское время, когда делали все для того, чтобы превратить Сибирь не только в крупный промышленный, но и научный, культурный центр. Тогда Россия стала прирастать Сибирью не только экономически, но и культурно. Без сибиряков-писателей, актеров, режиссеров разве смогла бы обрести второе дыхание отечественная культура середины прошлого века? Шукшин, Распутин, Вампилов, Астафьев и многие-многие другие – разве не они составили гордость нашей культуры? 
И вот, крах СССР заморозил мощное развитие Сибири, и эта остановка определила дальнейшую интеллектуальную, культурную, промышленную деградацию не только Сибири, но всей страны в целом. Сибирь, из растущего и развивающегося края, превратилась в периферию, территорию пеньков, скважин, отвалов, в хранилище ядерных отбросов, в территорию, на которой живет туземное население, сам факт существования которого обременителен для московского чиновничества. 
Все атрибуты колонии. 
Поэтому все и гадают: что значит, это заявление о намерении развивать Сибирь? Углубление колониальной политики? Возвращение к идеологии собирания и развития русских земель? 
Хотелось бы верить в последнее.
Ибо программа по развитию Сибири и Дальнего Востока означает возрождение этих территорий, их возвращение в XXI век, прогресс, а не регресс, общее оздоровление. 
Увы, все тот же горький опыт последних десятилетий заставляет опасаться иного, к сожалению более вероятного варианта развития событий. Он связан с пониманием развития как оптимизации, с излишне прагматичным подходом к решению сложных проблем. Сейчас во имя оптимизации, «во имя будущего» сокращаются целые учреждения, целые деревни, целые города, отчего бы не перейти к сокращению нерентабельных территорий? 
Вполне может быть, что и здесь этот оптимизационный подход возобладает. Основания для опасений, что вопрос «как развивать Сибирь?» трансформируется в вопрос «куда девать Сибирь?» - есть. 
Такой прагматичный оптимизационный подход склоняется к тому, что заниматься настоящим, полноценным развитием Сибири, как это делали в советское время, - дело хлопотное, долгое и неприбыльное. Отдача от вложений будет Бог знает когда, да и будет ли вообще? 
Не проще ли сдать внаем, как торговую площадь. Вроде, останется нашим, а голову ломать над развитием не нам. Облегчить жизнь арендатору, подманив его как морковкой, послаблениями в налоговом плане, да и отменой некоторых, лишающих привлекательности действующих федеральных законов, - и все, дело завертится. Голова не болит, регион «развивается», деньги в казну капают от счастливого арендатора. 
Конечно, так недалеко дойти и до истории в духе Аляски, которая в свое время плавно перекочевала из похожих корпоративных рук, с одобрения государства в руки чужие под такую же прагматичную логику: зачем нам, мы и своего, малого освоить неспособны, а тут – пусть люди пользуются, да и не забесплатно опять же отдаем. 
Эти проекты продажи Сибири уже носятся в отдельных сумасшедших головах, вроде господина Г. Стерлигова, чье письмо полугодовой давности к Медведеву с предложением распродажи Сибири и Дальнего Востока неожиданно всплыло в Сети. 
Бытует мнение, что ныне такого рода предложения просто так не всплывают. Что они – своего рода вешка, загоняющая сознание обывателя в определенное пространство мнений и представлений. После такого стерлиговского экстрима мысль об аренде и оптимизации уже не покажется дикой.