Как и кто развалил Русскую Империю

На модерации Отложенный Причина падения Русской православной Империи - разделение государства на светское и духовное. Кто предавал Русь?  

РОССИЙСКОЕ
ГОСУДАРСТВО В XVII в.



Смута: социальная катастрофа и время альтернатив (1598-1613 гг.)

Третий этап смуты: 1610-1613 гг.

Политическое и социально-экономическое развитие России при первых Романовых

Внешняя политика

Укрепление политической системы власти

Социально-экономическое развитие страны

Cоциальная структура российского общества к концу XVII в.

Государство и церковь. Конфликт светской и духовной власти



Смута: социальная катастрофа
и время альтернатив (1598-1613 гг.)


XVII век явился временем глобальных перемен.

Для Европы они выразились прежде всего в быстром развитии капиталистических отношений и их качественном совершенствовании.

Начался новый, промышленный (мануфактурный) этап становления капитализма.

Развитие России в XVII столетии не укладывалось в европейские стандарты.

Важнейшим фактором, придававшем своеобразие стране, явился особый тип феодализма.

Россия к концу XVI века вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии.

Утвердились отношения подданства: единоличная власть царя, корпоративность в организации общества.

Цена за подобный сдвиг была заплачена большая - замедление развития.

Московское общество было малоподвижным, ощутимо отставало от Европы.

При приемниках Ивана Грозного мощная деспотическая система начала давать сбои.

В начале XVII века страна подошла к стадии социальной катастрофы.

По выражению В.О. Ключевского, в период 1598-1613 гг. Россия пережила "смутное время".

Современные историки определяют этот период как время выбора путей развития страны.

Поскольку в период Древней Руси утверждались тенденции прогрессивного типа, и элементы этого типа сохранились (новгородские земли), то во время смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким к восточному, и, следовательно, превратиться в обычную деспотию, или вернуться на европейский путь (что значит «вернуться»?), что означало необходимость ограничения власти, предоставления свободы обществу.

В смутное время развернулась борьба общественных сил за выбор пути развития.

Главным дестабилизирующим фактором Смутного времени была жестокая политика Ивана Грозного с целью утверждения единоличной власти в стране.

Эта политика проводилась путем террора и насилия.

К концу XVI века Россия оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе.

В запустение пришли наиболее развитые в экономическом отношении центры (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Более 50% пашни оставались необработанными.

Второй причиной неустойчивости общества стало укрепление крепостного права.

В 1581 г. впервые были введены "заповедные лета" - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день.

В 1597 г. был издан указ о сыске беглых крестьян. В 1603 г. Борис Годунов отказался от восстановления Юрьева дня.

Причиной смуты явился кризис дворянского сословия.

Земли за военную службу дворяне получили в начале XVI века.

Но к началу XVII века эти земли были разделены среди сыновей, превратились в небольшие наделы.

Большинство дворян разорились и потеряли свой статус в период опричнины.

Этот кризис ослаблял вооруженные силы государства.
Смута усугублялась вмешательством в русские дела шведов и поляков.

Началась открытая интервенция, которая привела к подъему освободительного движения.

Неурожаи, голод, эпидемии, которыми сопровождался период смуты, также сыграли немалую роль в ее обострении.

Поводом для смуты послужил династический кризис.

После смерти бездетного царя Федора - сына Ивана Грозного - прекратилась династия Рюриковичей.

В этом же году Земский собор избрал царем Бориса Годунова, члена регентского совета при Федоре.

Выделим основные этапы смуты и рассмотрим их особенности.

7.1.1. Первый этап смуты: 1598-1605 гг.

На этом этапе появились первые признаки дестабилизации системы, но управляемость сохранилась.

Годунов, безусловно, был крупным государственным деятелем, политиком талантливым, осторожным и настойчивым.

Он проявлял живой интерес к науке, к успехам западной цивилизации царь Борис впервые предпринял попытки ликвидировать культурное отставание России от Запада.

Для этого он широко "открыл двери" иностранным специалистам, отправлял за границу на учебу дворянских детей.

При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания.
Во многих городах были открыты типографии.

Годунов вынашивал планы учреждения в России школ и даже университетов по европейским образцам.

Много внимания уделялось городам.

Они превращались в очаги культуры, развивалась торговля, причем поощрялась торговля с Западом.

В частности, большие льготы получили немецкие купцы (ссуды от казны, свободное передвижение по стране, создание гостиных дворов).

В 1589 г. при Б. Годунове было учреждено патриаршество.

Русская православная церковь теперь юридически оформила свою независимость от греческой церкви в Константинополе.

Это было крупным событием, укрепившим престиж и духовную независимость страны.

Ему удалось не только стабилизировать внешнеполитическое положение России, но и возвратить - в результате войны со Швецией в 1590-1593 гг. - Иван-город, Ям, Копорье и Корелу.

Во внутренних преобразованиях Борис Годунов делал ставку на служилых людей (бюрократию).

Дворяне получили льготы.

Барская запашка, в отличие от крестьянской, не облагалась налогом.

Основная тяжесть разорительных налогов легла на крестьянство.

Продолжилась политика закрепощения и ужесточения крепостного права.

В целом политика Б. Годунова была умеренной и непоследовательной.

Его новшества касались в основном городского населения, которое составляло не более 2%.

Основной массе населения страны - крестьянам - политика Бориса не принесла ничего нового.

Дворяне усиливали эксплуатацию крестьян в своих поместьях.

Крестьяне бунтовали, убивали помещиков, бежали на окраины. Развитие шло медленно, положение народа было бедственным.

В 1601-1603 гг. разразился страшный голод, погибли более 120 тыс. человек.

В 1603 г. восстания крестьян по всей стране приняли массовый характер.

Авторитет Годунова падал.

Некоторые историки считают, что если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, то, возможно, реформы, которые мы связываем с именем Петра I, были бы проведены на сто лет раньше.

Однако этого не случилось. Царь Борис скончался в 1605 г.

Таким образом, возможность контролируемых преобразований в обществе не была реализована. Страна стояла на пороге масштабной гражданской войны.

--------------------------------------------------------------

Мы видим раскольническую деятельность Царя Бориса Годунова:

Он проявлял живой интерес к науке, к успехам западной цивилизации царь Борис впервые предпринял попытки ликвидировать культурное отставание России от Запада.

Для этого он широко "открыл двери" иностранным специалистам, отправлял за границу на учебу дворянских детей.

В частности, большие льготы получили немецкие купцы (ссуды от казны, свободное передвижение по стране, создание гостиных дворов).

===========================================

Второй этап смуты: 1605-1609 гг.

На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства.

Москва утратила значение политического центра.

Государственная власть оказалась в состоянии паралича.

Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью государства.

Шведские и польские войска стремительно продвигались вглубь Российского государства.

Многие города и земли самостоятельно пытались противостоять распаду и иностранной интервенции.

От государства отделились Новгород, Астрахань, заколебалась Казань.

В этих условиях окрепли традиции прямой демократии.

Широко применялись выборность, коллективная организация руководства на местах.
На этом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I.

В 1603 г. в Польше появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV - Дмитрием, который уже 12 лет считался убитым.

Самозванство была новым для российской политической традиции и явно носило "авторский" характер.

Многие историки полагают, что создателями этой идеи были враги Годунова - бояре Романовы, в доме которых некоторое время жил исполнитель главной роли - бедный галицкий дворянин Григорий Отрепьев.

В 1604 г. Лжедмитрий I с двухтысячным наемным войском вторгся в пределы России.

Он обещал польскому королю и некоторым польским магнатам значительные территории в России за военную поддержку.

При неудачах это войско разбегалось.

Но ситуация в стране способствовала успеху Лжедмитрия I.

Восстания потрясали Россию.

Часто казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя и вливались в его вооруженные силы.

Летом 1605 г. Лжедмитрий I стал царем.

Он распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях, раздававшихся в Польше.

Перед ним стояла проблема организации управления страной, остановки распада.

Что Лжедмитрий I считал первостепенно важным?

Прежде всего, водворение в стране правопорядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников.( видим нравственный упадок)

Он поручил составить новый общерусский свод законов, запретил взятки и лично принимал жалобы от обиженных.

Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости.

Он обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ.

Самозванец ввел свободу торговли, невиданную в Московском государстве.

Он снял запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни (здесь можно видеть поддержку царем нечистых духовных сил, духовный упадок).

Предпринимались попытки раскачать догматическое русское православие. (вот где истоки врагов православия, Христа).

Он говорил в беседах: "Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры...".

Он проповедовал свободу совести.

Лжедмитрий I подчеркивал превосходство европейцев над русскими, насмехался над русскими предрассудками, носил иноземное платье, окружил себя иностранцами (вот - враг русского народа и православия).

Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться.

Известный российский историк Н.И. Костомаров писал о Лжедмитрии I: "Он заговорил с русскими голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого государства и для въезжающих в него иностранцев, и для выезжающих из него русских, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиозной совести; все это должно было освоить русских с новыми понятиями, указывало им на иную жизнь" (что еще нужно для гибели России?).

Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было потрясено новыми порядками.

Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но попытался одним махом перейти к светскому государству ( вот – враг, первый, кто пытался ввести раскол в русском народе).

Причем, будучи не подотчетен обществу, допускал традиционные для подобной системы власти злоупотребления.

Такой лидер не мог обрести поддержку общества.



Боярская дума взяла правителя под свою плотную опеку и решительно гасила его реформаторский пыл.

Через одиннадцать месяцев царствования Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками, во главе которых стоял клан князей Шуйских.

19 мая 1606 г. российским царем был провозглашен Василий Шуйский.

Новый царь дал обещание не применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к своим врагам без согласия Боярской думы.

Форма власти изменилась: вместо "прямого наследника" Ивана Грозного страна получила диктатуру высшей столичной аристократии.

Но и это решение оказалось несостоятельным.

Четырехлетнее правление Шуйского и Боярской думы принесло России лишь новые испытания.

Желанная стабильность не была достигнута.

Летом 1606 г. началось крестьянское восстание под руководством И. Болотникова.

После разгрома отрядов Болотникова (осень 1607 г.) появился безымянный авантюрист - Лжедмитрий II - ставленник польских феодалов (опять рука масонов).

Его отряды, в которых преобладали казаки и польские наемники, подошли к Москве, но взять ее не смогли. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге.

Итак, на втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Серьезной силы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было, наступило время собирать камни.


7.1.3. Третий этап смуты: 1610-1613 гг.

На третьем этапе гражданская война в России осложнилась вторжением в 1610 г. польских войск с запада и шведских войск - с северо-запада (опять католики и масоны).

Устранив от власти В. Шуйского в 1610 г., московская аристократия создала собственное правительство - "Семибоярщину" - и пригласила на русский престол польского королевича Владислава. (еще одна ошибка).

Московское боярство стремилось реализовать переход России на европейский путь развития, используя польские войска и поддержку, а также польскую династию (ясно, что боярство было вероломным).

Избрание российским царем наследника польского престола Владислава было оговорено рядом условий: принятие Владиславом православия (значит он был не православным) и венчание на царство по православному обряду.

Это положение имело принципиально важное значение: приняв православие, Владислав терял право на польский престол, что снимало угрозу присоединения России к Польше.

Представители боярства выдвинули категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые откажутся от православия и примут католичество).

Предусматривалась также женитьба Владислава на православной невесте, уход польских войск с территории Московского государства, отпуск всех русских пленных домой.

Таким образом предполагалось, что Российское государство останется независимым.

Любопытно, что в ходе переговоров оговаривалось европейское устройство Московского государства (опять предательство своего пути).

Предусматривалось ввести разделение властей (разделение – путь к потере власти).

Боярской думе предстояло стать правительством и иметь в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы.

Законодательная власть - законодательствует "вся земля", то есть Земский собор.

Царь являлся бы главой государства (ограниченная монархия с разделением властей).

Договор с польской стороны был подписан 17 августа 1610 г.

Следует отметить, что соглашение не предусматривало отмену крепостного права или его ослабление.

Специально оговаривалось, что крепостное право останется нерушимым.

Этот договор открыл ворота Кремля польскому гарнизону, который выступал от имени царя Владислава (вот, где предательство!)

Такой план некоторой европеизации России встретил резкое сопротивление общества.

Оскорбленные в своих патриотических и религиозных чувствах, измученные долгими годами анархии, люди жаждали восстановления утраченного государственного порядка без иностранного влияния.

Патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий призвали народ к священной войне с "латинянами".

Дважды собиралось ополчение для освобождения территории России от иностранных войск.

Первое народное ополчение (1611 г.) было разгромлено поляками, которые ввели свои войска в страну и заняли Москву.

Успешным было второе ополчение.

Его лидерами являлись князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородский торговец Кузьма Акудинович Минин.

В рядах ополчения были выходцы из разных слоев: дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне, казаки. Ополченцами были не только русские. Народы Поволжья принимали участие в освобождении территории государства от польских отрядов.

Есть свидетельства, что жители Украины также принимали участие в ополчении. Любопытно, что ополченцы называли себя "свободными людьми" и думали не только о военных задачах (вытеснить поляков из русских земель), но и о государственных вопросах.

В ополчении был избран Земский совет, созданы приказы (поместный, судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления русской государственности.

В октябре 1612 г. от польских войск была освобождена Москва. Ополчение выполнило свою роль в борьбе против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно не могло.

После освобождения Москвы первоочередным делом стало восстановление государственности.

По стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора. Он собрался в январе 1613 г. Состав его был представительным. Здесь были бояре, высшее духовенство, дворяне, служилые люди, люди посада.

Были представители от казачества и свободных крестьян-общинников (всего около 700 человек). 21 февраля 1613 года на царство был избран 16-летний Михаил Романов, сын митрополита русской православной церкви - Филарета (Федора Романова).

Данный кандидат устраивал все слои русского общества. Романовы были своими для родовитого боярства, для людей, связанных с опричниной И. Грозного, и в то же время для лиц, пострадавших от опричнины: семья нового царя не была замешана в терроре 70-х гг. XVI века. И, наконец, борьба Филарета с поляками рождало иллюзии о "справедливой" власти у казачества и крестьянства.

Что означало избрание царем Михаила Романова с точки зрения перспектив развития?

Это свидетельство того, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями.

Смута преподнесла важный урок: свободный выбор показал, что большинство было привержено традициям общинности, коллективизма, сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться.

Получив корону, бояре Романовы сумели подняться до осознания общенациональных задач, главной из которых было преодоление анархии. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему, разрушенную в период смуты.




Политическое и социально-экономическое развитие России при первых Романовых

Внешняя политика

Необходимой предпосылкой для выхода из глубокого кризиса являлась стабилизация внешнеполитического положения страны, прекращение иностранной интервенции.

Швеция и Польша продолжали захватывать русские земли.

В этих условиях российская дипломатия активизировала усилия по заключению мира.

В 1617 г. со Швецией был заключен Столбовский мир, по которому Россия вернула себе Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю (р. Неву, Ижорскую землю, города Корела, Орешек и др.).

В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей, оставлявшее за ней Смоленские и Северские земли.

Чтобы вернуть себе Смоленск, Россия безуспешно воевала с Польшей в 1632-1634 гг.

Однако эти земли были возвращены лишь после новой войны с Речью Посполитой (объединение Польши Литвы в 1569 г.) в 1654-1667 гг.

В составе Речи Посполитой остались западные земли: Белоруссия и большая часть Украины. Земли, отошедшие к Швеции, в XVII веке отвоевать так и не удалось.

Таким образом, территориальные потери, понесенные Россией после смуты, оказались очень тяжелы. Тем не менее главным оставалось решение внутренних проблем - ликвидация разрухи и укрепление власти.

Укрепление политической
системы власти


Важнейшим условием выхода страны из кризиса было укрепление политической власти.

При Михаиле Федоровиче (1613-1645 гг.) главную роль играл его отец - Федор Романов, патриарх русской православной церкви (Филарет).

Начала восстанавливаться сословно-представительная монархия, учрежденная в середине XVI века.

Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу, которая состояла из представителей наиболее знатных родов.

Председательствовал в Думе царь.

Решения Думы имели характер закона, его разъяснения или распоряжения по конкретному вопросу.

Дума разбирала наиболее важные вопросы жизни страны - войны и мира, принятия нового закона, введения новых налогов и т.д.

Михаил Федорович постоянно опирался и на Земский собор, который при нем созывался почти ежегодно.

Земский собор состоял из представителей боярства, поместного дворянства, посадских людей, духовенства, государственных крестьян, то есть был более широким по своей социальной природе.

Но Земские соборы в России как органы сословного представительства не стали законодательными учреждениями, так как они выполняли свои функции только по указаниям верховной власти (монарха).

В.О. Ключевский отмечал, что "народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства".

В области управления правительство первого Романова шло по пути бюрократической централизации.

Административно-исполнительными органами стали приказы, которые были созданы в середине XVI века.

В XVII веке их было около 90.

Они ведали какой-либо областью управления в масштабе всей страны.

Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой - четко контролировали органы местного самоуправления.

Приказ Разрядный назначал бояр и дворян на службу по военному, гражданскому ведомствам; Поместный приказ - ведал поместными и вотчинными землями; Ямской приказ обеспечивал организацию почтовой связи для нужд государства; Посольский приказ выполнял внешнеполитические функции и т.д.

На местах, в уездах из центра назначались воеводы, которые выполняли роль главного администратора и судьи. Воевода отвечал за поступление всех налогов, выполнение хозяйственных дел, имел полицейские функции. Воеводская власть с начала XVII в. постепенно вытесняла "земские начала" местного самоуправления (земские и губные избы, введенные в середине XVI века), усиливала бюрократические порядки.

Создавая данную систему управления, правительство Михаила Романова ставило перед собой задачу - восстановить Московское царство.

Однако задача эта была невыполнима. (?)

Восстановить Московское царство в том виде, в каком оно существовало до смуты, было уже невозможно, ибо произошли серьезные и необратимые изменения в обществе.

В верхах все шире распространяются преобразовательные настроения.

Особенно заметным это становится в правление второго Романова - Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Он стремится к абсолютной монархии и будет постепенно разрушать сословно-представительную монархию (отход от единства с народом – Царь Алексей-враг народа).

Опорой нового царя была по-прежнему бюрократия (чиновники).

Но Алексей Михайлович опирался на ее лучшую часть, выдвигал умных, образованных людей, независимо от их происхождения. Это Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев и др.

Время боярства ушло в прошлое.

Государственная бюрократия с 1640 по 1690 годы увеличилась в три раза, в центральном аппарате управления к концу XVII века насчитывалось более 4,5 тысяч чиновников.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение в падении значения Боярской думы и Земского собора.

После 1653 г. Земские соборы созывались уже эпизодически и к концу XVII века прекратили свое существование.

Ведущее значение в государственном управлении приобретают приказы. Во второй половине XVII века был создан приказ Тайных дел с широкими полномочиями. Он подчинялся царю и должен был обеспечить слаженность работы бюрократического механизма самодержавной власти.

Приказ Тайных дел ведал политическим сыском, расследовал дела о злоупотреблениях властью, волоките, казнокрадстве и т.д., через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих. На местах вместо выборных земских органов власть окончательно перешла в руки воевод, содержание которых оплачивало не государство, а население соответствующего уезда.

В России формировался абсолютизм.

Но, в отличие от Западной Европы, этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма. Своеобразным кодексом феодального права стало "Соборное уложение", принятое в 1649 г.

Уложение определило взаимоотношения власти и общества на основе светских законов. Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дворян.

Резко ограничивалось местное самоуправление (только у государственных крестьян действовали выборные органы управления), вводилась власть воевод.

Новые законы ограничили права церкви. То, что уже принадлежало церкви, признавалось за ней, вновь же приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно гражданским судом, а не церковным, духовенство.

Это Уложение делало общество более светским, так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями (рождение России, как светского государства !).

==================================================

Владимир Уралов

 

комментарии (3)

скрыть отключить комментарии удалить