Математическая модель этногенеза и судьба России
На модерации
Отложенный
Математическая модель этногенеза и судьба России
Владимир Воробьёв
Настоящая статья – научный ответ на дискуссию, развернувшуюся в ГП по поводу статьи М. Делягина «ДВАЖДЫ ШЕСТЬ: что надо сделать в первую очередь?». Как водится, дискуссия быстро выродилась в обсуждение незначительных деталей, уточнений и дополнений к явно неосуществимым предложениям. Нижеследующий текст – цитата из «Очерков», которые можно найти по адресу http://maths.pomorsu.ru/student/lib/. К сожалению, публикация в блоге не даёт возможности продемонстрировать полученные нами графики.
Этногенез – продукт внутривидовой конкуренции людей за экологическую нишу. Подробное описание этногенеза дано в работах Л.Н. Гумилёва. Согласно Гумилёву в социальной жизни конкурируют три социотипа человека: пассионарии (пасси), гармоничники (гарми) и суббиологичные субъекты (субби). При этом пасси (П) вытесняют субби (С), гарми (Г) вытесняют пасси, а субби живут за счёт гарми и вытесняют их.
Пасси стремятся к иррациональным ценностям духа – истина, красота, справедливость, честь, лидерство. Вопреки Гумилёву пасси не обладают повышенной биоэнергетикой. Они тормозят (по Павлову) свои биологические инстинкты вплоть до жертвенности. Это позволяет человечеству раширять свою экологическую нишу, творить техносферу.
Гарми не стремятся к иррациональным ценностям. Они не против рационального труда, но не приходят в противоречие с биологическими позывами души и тела.
Субби живут только ради удовлетворения плотских биологических потребностей: еда, секс, сон, агрессия, власть. Субби извлекают из гарми избыточность – те материальные блага, которые сердобольные гарми могут пожертвовать. А поскольку избыточность создают пасси, то такое положение дел сохраняется, пока есть эти самые пасси. Как только пасси практически уничтожены, эксплуатация гармоничного сообщества со стороны субби приобретает хищнический характер, что и приводит к обскурации, депопуляции и гибели этноса.
У этих трёх социотипов различно и экологическое поведение. Пасси обеспечивают рост техносферы, гарми – её хранители, а субби – её разрушители.
При компьютерной реализации модели этногенеза наблюдается чередование фаз с разными доминантами поведения. В фазах подъёма и акме этнос формирует и активно распространяет свою культуру, религию и стереотипы поведения, расширяет свою территорию, воюет с соперниками. Этому соответствует пассионарная доминанта поведения людей.
В фазах надлома и инерции происходит переход к универсальной светской государственности (собственно в этом и состоит надлом) и расцвет цивилизации, поскольку растёт исполнительская дисциплина и основное внимание окрепшее государство уделяет благоустройству жизни. Инерция – это эпоха гармоничной доминанты поведения.
Наконец, в фазах обскурации и депопуляции практически исчезают пасси, затем гарми, а субби, оставшиеся без контроля от пасси и покровительства от гарми, быстро разрушают свой кормящий ландшафт и инфраструктуру техносферы. В результате субби-доминанта приводит к разрушению цивилизации, исчезновению этноса, депопуляции и реликтовому состоянию, т.е. к равновесию с окружающей средой, как это обычно бывает в биологической популяции. Такой этнос, по Тойнби, обычно становится жертвой нашествия варваров.
Эти же волны этногенеза есть в истории Западной Европы от основания Рима до Европейского Союза. Та же кривая, наложенная на хронологию христианской России с IX века, тоже даёт точное совпадение событий с фазами этногенеза. Результат, очевидно, противоречит мнению Л.Н. Гумилёва и А. Тойнби о том, что русский этногенез начался в XIY веке одновременно с Польшей и Турцией. Дело в том, что яркие события в этногенезе происходят с интервалом приблизительно в 350 лет, при смене фазы этногенеза. Поэтому сдвиг начала этногенеза на этот срок также даёт правдоподобную картину. Если верить Гумилёву, то следует считать за начало фазы подъёма в России 1250 год – сразу после татаро-монгольского нашествия.
Акме – от Куликовской битвы до Отечественной войны 1812 года, надлом начинается выступлением декабристов в 1825 году, и заканчивается распадом СССР и 2000 годом. Далее Гумилёв предрекал нам инерционную фазу и расцвет России.
Какая из моделей адекватна? Первая модель хорошо согласуется с представлениями многих представителей Русской Православной Церкви (РПЦ) и с современным состоянием дел в России, где мы наблюдаем депопуляцию, связанную, либо с обскурацией, либо с мировым кризисом цивилизации. Модель Гумилёва тоже хорошо описывает события последних веков. Исторического материала, позволяющего сделать выбор между моделями РПЦ и Л.Н.Гумилёва у автора, к сожалению, нет.
Ещё одна деталь математической модели этногенеза – депопуляция этноса почти до нулевой численности. В реальности пассионарное и гармоничное население не вымирает, а замещается или отпадает от этноса подобно отпадению христиан от язычников, Византии от Рима, великороссов от Киевской Руси, староверов от несториан и т.д. Раскол этнического поля, бегство из этноса (территориальное и/или социальное) сохраняет пассионарный генофонд для последующего пассионарного толчка на периферии этноса.
Построенные модели исходят из предположения о благополучном развитии земной цивилизации без катастроф и мировых войн. К сожалению, эти результаты не могут порадовать читателей оптимистическими прогнозами. Человечество вступило в эпоху глобального кризиса. Этот кризис сильнее всего затрагивает продвинутые технические цивилизации – Запад и Россию, но за ними неизбежно последуют и развивающиеся страны. Из математических моделей демографии и этногенеза вытекают следующие выводы.
- Исторический процесс в эпоху экодефицита детерминирован, в значительной степени, этногенезом – объединением в борьбе за экологическую нишу людей, родственных генетически, психологически и социокультурно.
- Конкуренция происходит не только между этносами, но и внутри этносов, как минимум, между тремя генотипами людей: пасси, гарми и субби.
- Основные исторические повороты происходят при смене этапов этногенеза, когда меняется доминанта социального поведения. Это наблюдается на моделях этногенеза и в Египте, и в Европе, и в России, и в Древней Греции, и в Византии. Это значит, что этногенез, скорее всего, не социокультурное и не экономическое, а природное явление, связанное с генетикой человека как биологического вида.
- Для появления носителей пассионарной и иной генетики нет необходимости в каком-то космическом вмешательстве. Волны этногенеза возникают из-за нелинейности процессов конкуренции людей.
- Исторический процесс объективен, закономерен и практически не зависит от желаний и идей отдельных людей или социальных групп. Никакие социальные, просветительские или воспитательные меры не могут изменить ход истории. Люди могут предлагать самые разумные и прогрессивные идеи или социальные институты, но тщетно. Всякая идея будет продуктивна тогда и только тогда, когда для её восприятия и реализации появится достаточное число генетически подходяших людей – пасси, гарми или даже субби. И в этом трагедия гениев и пророков.
- На волне подъёма и акме доминирует самая жёсткая религиозная социокультрная установка, которая невыносима для возрастающей массы гарми, а потом и субби. В результате происходит надлом: смута, гражданская война или революция, смягчение нравов в пользу витальных инстинктов гарми и субби, установление социального равновесия и законности, а точнее – безразличия к высшим сакральным ценностям. Этот результат развития пассионарной культуры есть, собственно, цивилизация, как и утверждал О. Шпенглер.
- В своём развитии цивилизация становится всё более агрессивной по отношению к культуре, породившей эту цивилизацию. Это приводит к обскурации – разгулу субби, отрицанию и осмеянию пассионарной классической культуры, её вытеснению массовой поп-культурой. После этого этнос, потерявший пассионарность, базовые ценности и мотивы для продуктивной деятельности, гибнет. Начинается депопуляция, беспокоящая деятелей культуры – так называемых интеллектуалов.
- Интеллектуалы не знают ни фундаментальных законов истории, ни математики. Поэтому они не в состоянии понять происходящие процессы и горячо обсуждают разные благоглупости (Салтыков-Щедрин), окончательно разлагающие гибнущий этнос.
Итак, что же ждёт Россию? Упадок или процветание? Решайте сами!
Комментарии
А то по Вашему выходит, что вся историческая наука - шарлатанство. Один Фоменко со товарищи правы. Не слишкои ли самонадеянно?
Что касается моих исследований, то я беру за основу общепринятые даты и получаюю согласованную картину. Это общий научный метод. Ведь если бы научная модель опиралась на случайные даты, то стройной картины не получилось бы. Это же самое можно говорить и о физике. Единая математическая модель не может давать результаты, согласованные с произвольно извращёнными данными. Читайте Очерки! Желаю удачи.
А что такое "морфологичность истории"? Поясните!
С Гумилёвым я, кстати, во многом не согласен.
Он, как и всякий гуманитарий, мистифицирует явления, которые не может понять на своём уровне знаний. Так, для объяснения внезпного проявления пассионарности, он привлёк какие-то особые космичесие лучи. А этого не надо!
Всё просто. Это Павловская теория торможения и синергетичесике эффекты нелинейности этногенеза.
Гуманитарии далеко отстали от достижений современной математики. Управление социумом математическими невежами похоже на инквизицию, преследующую науку нового времени. Их время прошло.
Но кто в современном обществе способен освоить настоящую математику? Ничтожное меньшинство?
Кердык!