Сумерки православного сознания.

Известный наш религиозный мыслитель, философ, экономист рубежа XIX - XX веков о. Сергий Булгаков в своей книжице "Православие" с явным одобрением писал о свершившемся в 1918 году отделении Церкви от государства. Пали оковы, закончился египетский плен, Церковь вернулась сама к себе, вылезла из под придавившего ее государства, освободилась от функции идеологической подпорки, перестала быть разменной монетой в политической игре между властью и общество, начал проповедовать не любовь к царю и начальству, а любовь к Богу.
И вот, в последние годы Церковь сделала едва ли не все, чтоб утратить эту свободу, чтобы спуститься с высот пастырских и евангельских, и не просто прийти к народу со словом Божьим, а растворить его в толпе, смешать с площадной бранью и ложью политиков. Такое впечатление, что Церковь в каком-то безумии решила отказаться от своей позиции над схваткой, и из Церкви превратиться просто в общественное движение или общественную организацию верующих в Христа.

 

 

 

Церковь влезла в самую гущу политической толчеи. И что тут пенять? В политике, как в бане, все равны, все в срамном виде. Все толкаются, размахивают шайками и вениками, здесь уж грех обижаться, если зацепят не нанароком, или приложат крепким словцом. Назвался груздем, полезай в кузов. Поэтому потуги РПЦ сохранить сакральность, белые одежды, занимаясь грязным делом выглядят либо глупо либо, мягко говоря, неискренне.
Процесс десакрализации обозначился в общем-то давно, и отбразился во всех этих расхожих определениях, гуляющих по интернету - ЗАО РПЦ, идеологический отдел ЕР. Скандал в Храме Христа Спасителя в этом смысле ничего не убавил и не прибавил, в потере положения над схваткой. Святотатство в нормальной логике, в логике нынешнего положения РПЦ таковым не выглядит, это больше похоже на разгром офиса конкурирующей партии, политическую разборку. Может быть это не было акцией собственно против РПЦ, но ей что называется прилетело, ибо она влезла во всю эту политическую толчею.
Недавняя инициатива Березовского совершенно в том же русле общего понижения статуса РПЦ от Церкви к общественному движению, - откровенное издевательство над нынешним положением Церкви. Фактически, Борис Абрамович лишь отзеркаливает то, чем РПЦ является в общественном сознании: одной из политических сил, одним из игроков на политической арене.


Понижает авторитет Церкви и столь любимый ею ОПК, распространяемый ныне по всем школу. Здесь священное, мистическое также попадает в сферу мирского и теряет свое таинственное и манящее содержание. Таинства веры,  мягкий полумрак храма, блистание риз и благоговейная атмосфера богослужения заменяется встречей с Богом на отметку. Вера помещается где-то рядом с пением и рисованием, и начинает конкурировать в сознании школьника с ними, когда он садится за уроки: что можно отложить на потом, все равно все не приготовлю?
И беда не в том, что это есть, беда много хуже, в том, что это нисхождение Церкви в грязь, вместо возвышения общества и политики, самими православными оценивается как церковная победа, как торжество православия. Не от того, ли что православное сознание также слишком уж упало до нынешнего падшего состояния?
Приметы этого налицо, и миряне православные, да и священники перестают уже гнушаться всякого неподобающего поведения, всякого приема (См.,например:http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/03/12/rozhdenie_krasnogoluboj_zvezdy/#comments ). Потому охотно вериться многим, что да, в самом деле оглашали какие-то петиции в храме, призывали голосовать за того, кого надо. И здесь, кстати, неважно было или не было это в плане разговора о духовном авторитете Церкви, важно, что этому верят. Раз верят этому, значит уже не верят слову церковному.
Что же здесь делать, если не хочется и дальше идти по этому пути растворения в политике и соответствующих дрязгах, не хочется идти на понижение? Ответ простой - уйти из политики, отстраниться от нее. вернуться к своему делу, к тому, чем обязана заниматься Церковь - врачевать души, а не толкаться локтями на политической арене. И если уж так хочется борьбы и влияния, то делать это через мирян, а не через собственно священноначалие, которое должно удалиться от форумов и общественно-политических сайтов. Служиь Богу, а не заниматься политикой - вот о чем должна вспомнить Церковь. И тогда все забудут о том, что в какой-то моент, она хотела видеть себя лишь партией, или общественной организацией. Вспомнят, что храм - дом Бога, а не партийный офис, священник - проводник его духа и дел на нашей грешной земле, а не общественный деятель.