За тебя, Аня!

На модерации Отложенный

«За тебя, Аня! За Родину!»

Роман, прерванный войной. Это – про историю с юной девушкой, работавшей во время той страшной войны на оборонном заводе и фронтовика Великой Отечественной.

Фотография Ани Уколовой – самая обычная: черно-белая, небольшая, размером со спичечный коробок. Девушка на снимке не как на нынешних фото: никаких фривольностей, строгая, но, конечно же, красивая. Таких фотографий, более полувековой давности – тысячи в любых семейных архивах. Но эта особенная. Держишь ее в руках и, словно из книг и кинофильмов чувствуешь, как ждали любимого с фронта и как там, на фронте, ждали весточки.

Аня работала на одном из предприятий Чапаевска, что изготавливало боеприпасы для фронта. Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, был сделан в этом городе. Известно, как было в тылу в те годы, когда за станки встали девушки и юноши-подростки, заменившие мужчин, что ушли на войну. Часто и ночевали тогда в цеху, а когда выдавалось свободное время – ухаживали за ранеными в местных госпиталях.

Прочитала Аня однажды в газете письмо фронтовиков, которые попросили девушек почаще писать бойцам на фронт. Села за стол и она. Написала простые, бесхитростные слова бойцу, даже не зная, кому придет это письмо. Слова – о том, чтобы защищал нас получше от врага страшного, о том, что мы здесь тебя не подведем, о том, что не трусь, но и береги себя. Ушел фронтовой треугольник через почтовую почту неизвестному бойцу.

И вот ответ. Получила Аня письмо от бойца, завязалась переписка. Неизвестный до этого Ане Иосиф Здановский пишет: «Аня, пришли мне фотографию, которую можно было бы хранить. Это с одной стороны. А, главное, вокруг тебя (на карточке) по белому полю я буду делать отметки об уничтоженных фрицах и гансах». Аня тут же садится, пишет ответ, посылает фотокарточку, а на обороте пишет «Иосиф! Беспощадно уничтожай врага!».

Прошел месяц, два, а ответа от Звоновского все нет. Аня уже начала тревожится, не случилось ли что с ним, как вдруг получает долгожданное письмо. В конверте видит свою фотографию. Вокруг нее аккуратно сделана рамка, обведена красным карандашом. Наверху фотокарточки написано: «За тебя, за Родину!». А внизу: «Смерть немецким оккупантам!». С одной стороны карточки поставлено 22 точки и надпись:

«Сентябрь», а с другой стороны 25 точек и надпись «Октябрь».

А в письме Иосиф пишет: «Аня, я долго задержал ваше фото, но имейте в виду: оно побывало там, где решается судьба нашего народа, и теперь имеет право на то, чтобы вы поместили его в рамку под стеклом и поместили на видном месте. Теперь мне негде ставить отметки, и я думаю, что вы мне карточку обменяете и вышлете еще лучшую. Жму вашу руку. Ваш друг Иосиф».

Выдержка из газеты «Комсомольская Правда» (апрель 1943 г.):

«Я хочу сказать через «Комсомольскую правду» Иосифу и его товарищам: знайте, дорогой Иосиф, простая русская девушка горда тем, что на полях ее фотографии вы сделали отметки о 47 истребленных вами фрицах. Будьте и впредь беспощадны к проклятым немцам. Я пошлю вам, Иосиф, новую фотографию. Надеюсь, что и этот раз вы используете ее хорошо, а мы здесь, в тылу, поможем вам. Вот недавно мы, делегаты Куйбышевской области, вручили Красной Армии свой скромный подарок – две эскадрильи, построенные на наши средства. Я лично имела счастье быть на торжественном вручении нашего «золотого подарка», как сказал полковник авиации.

Пишите мне, Иосиф. Мне и моим подругам очень хочется знать, как вы истребляете немцев… Город Чапаевск, ул. Медицинская, дом 8, кв. 35… Аня Уколова»

…Этот роман так и остался в письмах. Молодым людям не суждено было встретиться. Аня войну пережила, работала на оборонных предприятиях Чапаевска. А Иосиф с фронта не вернулся.

Андрей Пустобаев