Почему в Грузии церковь объединяет нацию?

На модерации Отложенный

Влияние грузинской церкви на общественное мнение в Грузии огромное. В результате активной деятельности грузинского патриарха количество епархий церкви насчитывает уже около 40. По всей стране ведется активное строительство церквей и монастырей. Открываются духовные семинарии и ВУЗы. Общество активно участвует в различных благотворительных акциях и сборах средств. На большие православные праздники в Грузии имеет место практика помилования заключённых, содержащихся в тюрьмах.

В апреле 2001 года между государством и церковью официально был подписан конкордат и в конституции страны был официально зафиксирован статус и историческая роль грузинской православной церкви.

9-я статья Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль Грузинской Православной Церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных вероисповедания, независимость Церкви от государства».

Авторитет церкви очень высок в стране. Жители Грузии более всего доверяют Церкви. Об этом говорят результаты опроса, проведенного Международным республиканским институтом. Доверие к Церкви зафиксировал 91% опрошенного населения в 2010 году.

В январе 2012 года  были опубликованы новые исследования. По данным исследований, которые провел Кавказский центр исследовательских ресурсов, в рейтинге доверия к институтам, на первом месте с 74 % вновь остается церковь.


Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II

Несколько лет назад  грузинский патриарх  инициировал традицию массовых крещений в Грузии. Он заявил о готовности крестить третьих и последующих детей в семье, родители которых венчались в церкви. Первое крещение было совершено 19 января 2008 года.

Отметим, что департамент статистики уже сообщил о резком росте рождаемости в Грузии за счет вторых и третьих детей в семьях.

Грузинский патриарх уже является крестным более 11 тысяч детей. Этой инициативой грузинская церковь стремиться улучшить демографические проблемы в стране.

Эксперты считают, что на фоне общего роста показателя рождаемости в стране сокращается доля, приходящаяся на первенцев, и растет число вторых и последующих детей в семье – сообщает агентство Грузия-Онлайн.

Краткая история

Грузинская православная церковь является древнейшей церковью и имеет многовековые традиции. Христианство в Грузии проповедовали еще апостолы Иисуса Христа – Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфий. В 326 году  благодаря проповеди кападокийской девушки по имени Нина, в древнегрузинском Картлийском царстве христианство было провозглашено государственной религией.

Автокефалию и статус католикосата грузинская церковь получила еще в 5 веке от Антиохийского патриархата. А с 11 века предводители грузинской церкви имеют титулы католикоса-патриарха. В древнем православном диптихе, грузинская церковь занимала 6 место, после 5 основных патриархатов (Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского).

В 19 веке в результате присоединения грузинских княжеств и царства к Российской Империи и отмены грузинской государственности, грузинская автокефальная церковь также была отменена и присоединена к Русской Православной Церкви. Грузинская автокефалия была восстановлена только в 1917 году, после Февральской революции в России.

С 80-ых годов 20 столетия  – в период перестройки роль церкви в обществе значительно возросла. Активный процесс возрождения грузинской церковной жизни связан с именем католикоса-патриарха всея Грузии святейшего и блаженнейшего Ильи второго.

Место церкви в концепции национальной безопасности

В концепции национальной безопасности Грузии роль Грузинской православной церкви отражена не будет. Как заявил директор аналитического департамента Совета национальной безопасности Лаша Дарсалия, концепция безопасности – специфический документ, в котором речь идет о безопасности государства.

«Мы не видим, как в этом документе может быть отражена роль Церкви, и не потому, что это незначительный вопрос. Просто это документ, который ориентирован на безопасность государства, а вопрос Церкви носит социальный характер», – сказал Дарсалия.

Отразить в концепции национальной безопасности роль Грузинской православной церкви потребовали христиане-демократы.

Грузинская церковь и храмы в Турции

Грузинская церковь активно ведет деятельность по восстановлению и  возвращению грузинских храмов в Турции.

В октябре 2011 года  в рамках своего визита в Стамбул, его святейшество и блаженейшество патриарх всея Грузия Илья Второй, очередной раз озвучил перед турецкими властями вопрос передачи грузинских церквей и присвоении грузинской церкви юридического статуса в Турции.

Во время одной из воскресных проповедей в Кафедральном Соборе Святой Троицы в Тбилиси, патриарх вновь затронул вопрос грузинских церквей в Турции.

«Так, церкви уже вернули грекам, армянам, русским, но не грузинам», — отметил его святейшество и блаженейшество.

В грузинском обществе активно обсуждается вопрос грузинских храмов  на территории севере-востоке современной Турции, исторической Юго-Западной Грузии. Речь идет о четырех памятниках – храмов Ошки, Хандзта, Ишхани и Отхта. Принадлежность этих памятников грузинской культуры, также оспариваются Арменией.

Еще в  2006 году Министерство культуры Грузии попросило у турецкого правительства разрешение на восстановление грузинских храмов. Официальная Анкара выразила полное согласие, но выдвинула условие – реабилитировать мечеть правителей  Азиз Ахмед Паши в Ахалцихском муниципалите Грузии, реставрировать мечеть с грузинскими орнаментами в Кобулетском муниципалите, уже в Аджарской автономной республике, и вновь построить в городе Батуми мечеть Азизие, которая была разрушена в середине 20-го столетия.

Этому «обмену реставраций» воспрепятствовала грузинская церковь. Грузинский патриарх выразил несогласие с восстановлением мечетей в Грузии в обмен на восстановление грузинских храмов в Южной Грузии (историческая область Тао-Кларджети).

«Мечетей и медресе в Грузии уже и так много, а грузинские храмы должны быть не просто восстановлены, но в них должно быть возобновлено священнослужение», – заявил он.

Надо отметить, что инициативу вновь построить в Батуми мечеть Азизеи, весьма критически встретило население Батуми. Имя османского султана Азизие связано весьма трагическим периодом истории Грузии.

А вот власти Грузии, весьма оптимистичны настроены. «Это культурное наследие, это часть нашей истории. Большинство нашего населения были и есть – православные христиане, но в Грузии живут и мусульмане, и евреи, и армяне-григориане, и представители других религиозных и национальных меньшинств. Мы все должны проявлять уважение к истории, и нашей первоочередной обязанностью является именно эта реставрация. Я не вижу минусов в проекте восстановления памятников культурного наследия, как в Грузии, так и в Турции. Это культурное достояние всей общественности, сотворённое  нашими предками», – заявил депутат парламента Грузии Гока Габашвили.

Вопрос Абхазии и Южной Осетии и отношения с Россией

Даже после  августовской российско-грузинской войны 2008 года, общение Русской и Грузинской православных церквей не прекратилась. Грузинская церковь активно участвует в общении с РПЦ. Визиты предстоятеля Грузинской ПЦ в Россию этому свидетельство.

Хотя проблемы между грузинской и русской церквями остаются еще нерешенными. Главным краеугольным камнем в отношениях ГПЦ и РПЦ является активность РПЦ на территории Абхазии и Цхинвальского региона (так называют в Грузии Южную Осетию).

В декабре 2010 года, Священный Синод ГПЦ принял решение, о присвоении предстоятелю ГПЦ нового титула. В частности к титулу святейшего и блаженнейшего, добавился титул  Митрополита Пицундского и Сухумско-Абхазского. Данным изменением титула патриарха еще раз подчеркивается принадлежность Абхазии к канонической территории ГПЦ.

«России было очень нелегко признать этот титул и в приходящих из России письмах, всегда указывался старый титул. В эти же дни я получил письмо от одного из советников президента России, Швыдкого, в котором мой титул назван полностью», – заявил патриарх.

Надо отметить, что  в отличие от политического кризиса между Грузией и Россией, ГПЦ и РПЦ смогли  сохранить отношения на уровне диалога.

«Мы не можем оставаться врагами, это неестественно ни для Грузии, ни для России. Мы как были близкими друг другу, такими мы и должны остаться.

Грузия по-прежнему с глубоким уважением относится к России, к вашей культуре, истории, философии. Я думаю, что и Россия, русские люди помнят Грузию” – утверждает грузинский патриарх.

По его словам абхазы и грузины жили без конфликтов, и что именно ежедневная антигрузинская пропаганда повлияла на ухудшения отношения между народами.

Патриарх Грузии также выходит с инициативой построения совместного мемориала, на котором будут изображены имена всех погибших – и грузинов, и русских, и абхазов.

Узлом непонимания РПЦ и ГПЦ являются именно политическая принадлежность Абхазии и Цхинвальского региона. Лидер грузинской церкви не раз встречался с высшими политическими должностными лицами России, и фиксировал позицию Грузии и ГПЦ о неприкосновенности государственных и канонических границ Грузии.