Бытие Бога
На модерации
Отложенный
Приведу небольшое разъяснение о невозможности проблематического доказательства бытия/небытия Бога.
Согласно буддийской логике (см. Nyayabindu, соч. Дхармакирти, и Nyayabindutika, соч. Дхармоттары, §5, сутры 26-28), нельзя мыслить небытия гипотетически несуществующего объекта, иными словами, небытие объекта не создаёт его отрицательного познания. Гипотетически несуществующим же (не имеющим наличного бытия) называется такой объект, условия восприятия которого отсутствуют. Это означает, что мы не можем воспринимать его во времени, пространстве и той форме, которая соответствует нашей способности восприятия.
Итак, мы можем мыслить небытие каких-либо объектов лишь постольку, поскольку можем мыслить их бытие (т.е. можем представлять их воспринимаемыми). Доказательство несуществования Бога, основанное на утверждении, что его никто не видит, является логической ошибкой, заключённой в распространении свойств утвердительного суждения на отрицательное.
Как утвердительные суждения основываются на положительном познании существующего предмета, таким же образом отрицательные суждения мы можем основывать на отрицательном познании несуществующего предмета – это привычное рассуждение ошибочно, т.к. предполагает возможность восприятия реального небытия. Мы можем основывать отрицательное суждение на основании невосприятия лишь гипотетически воспринимаемого объекта.
Итак, предметы, находящиеся в условиях невосприемлемости (недоступные во времени, пространстве и по форме восприятия), нельзя гипотетически ставить в условия восприемлемости: такая мысль беспредметна. Объект, который нельзя представить познаваемым утвердительно, нельзя и отрицать.
Думаю, если возможно доказательство бытия Бога, оно может быть только аподиктическим.
Комментарии