«Райские птицы» и «Общественное телевидение»
На модерации
Отложенный
Состоялся «Закрытый показ» у Гордона. Демонстрировался фильм «Райские птицы» режиссера Романа Балаяна.
Действие фильма происходит в СССР, в начале 1980-х. Нам демонстрируют диссидентствующих обывателей и молодого писателя-самиздатщика Сергея. Итак, Сергей делится своими писательскими успехами с другом-ровесником и с воссторженным читателем, которого играет Олег Янковский. Янковский горит желанием податься в Париж вместе со своей юной музой. Однако внезапно Янковским завладела навязчивая идея - научить Сергея летать. Да, он летает и его муза Катенька тоже. Они свободно парят над землёй, как персонажи картин Марка Шагала. А вот у Сергея не получается взлететь, как с ним не бьётся Янковский. Тогда над Сергеем «берёт шефство» муза персонажа Янковского - Катенька. А там любовь и полёты...
За летающими людьми следит недрёманное око КГБ. Комитет Госбезопасности взял в разработку и друга Сергея, пытался запугать его. В общем страху немножко нагнали на всех персонажей. Тут как раз Коленьку (Олега Янковского) перед самым полётом в Париж арестовали, и пришлось Серёже вместе с Катей сорваться и улететь в Париж. Сергей даже рукопись свою не смог захватить, побоялся почему-то лезть в тайник при соседе. У соседа в руке в тот момент была увесистая гиря, однако...
В Париже жизнь у молодых людей не сложилась. Издатели требовали от Сергея рукопись его многообещающего романа «Станция Кноль». Тот пытался восстановить по памяти произведение, но ни черта не получалось. Катя всё хотела взлететь, но у неё не получалось. Коленька (О.Янковский) говорил ей когда-то, что она сможет летать, только пока он жив.
В один прекрасный вечер Катя сообщила Сергею, что она видела своего Коленьку – Янковского, и что она улетает с ним. Ступила она за балкон и конечно же – вдребезги на парижской брусчатке. Вроде как улетели они в иной мир оба, Катенька и Коленька...
После её похорон Сергей напился и заснул на улице, где его подобрали французские полицейские, которые отдали его в руки людей из советского посольства. Те конечно же вернули Сергея домой.
Там с ним вежливо разговаривал работник КГБ, уговаривая написать покаянное письмо. Сергей отказывался, но потом встретился как бы случайно со своим приятелем, которого на крючке держало КГБ, и наконец-то согласился подписать любую лабуду, лишь бы друга не трогали. Друг рефлексировал и пытался разбить стакан, хотел вскрыть себе вены. Но не вскрыл. Всё закончилось хэппи эндом, если не считать умершего в камере Коленьку и разбившуюся в Париже Катеньку. Да и Серёге кто-то на мосту подножку подставил, когда он вдруг якобы услышал призывные крики "райских птиц" с неба. С ума сошёл, бедолага...
Фильм мне понравился. Чувство полёта удалось передать автору великолепно! Я точно также летаю во сне, так что моё мнение можно считать профессиональным. Что касается диссидентства, то оно в общем-то никак не показано. О чём там писал молодой писатель – никому не ведомо. КГБ также схематично показано и не выглядит страшным. В любой стране имеются службы безопасности и методы их работы бывают вполне одинаковыми, и конечно же довольно жёсткими.
Жизнь вокруг также весьма схематично показана. А ведь в фильме показан не заштатный городишко, а Киев, столица Украины! Я бывал там в 80-е и помню, как кипела там жизнь, помню огромные толпы жизнерадостного народа на Крещатике, толкотню на Бессарабском рынке, где прилавки ломились от изобилия продуктов. Помню заполненный беззаботными пассажирами аэропорт Борисполь. Я купался в Днепре, я видел эти места, которые с высоты птичьего полёта запечатлел оператор.
В общем, фильм вызвал у меня множество положительных эмоций, ностальгию по доброму советскому времени.
А вот у людей, собравшихся в студии у Гордона, фильм не вызвал ничего, кроме как приступы антисоветизма. Александр Кабаков, писатель-антисоветчик, тот наверно и задал тон шабашу, который наверняка был задуман, как прилюдная порка всего советского.
Старушка какая-то там тоже раздухарилась, ругала советское время последними словами...
Не все конечно были жёстко настроены на оголтелый антисоветизм, одна девушка пыталась сравнивать с прошлым нынешнее время, в котором тоже полно и лагерей и страданий... Однако её быстро затюкали «мэтры»-диссиденты и разговор вёлся в основном в таком русле: ах, как плохо было тогда и как хорошо сейчас. Не давали им писать и издаваться, а сейчас вот никто им не мешает. Даже конкуренция между издательствами, прямо рвут рукопись из рук.
Да, наверно можно согласиться, что теперь писателям типа Кабакова, или Солженицына открыты все издательства, где с радостью напечатают самую изощрённую антисоветчину.
И наверняка они теперь не бедствуют, живут на широкую ногу и летают по всему свету, как те «райские птички». Да, и артистам, художникам стало жить весело, особенно тем, которые свободно творят в модном сюрреалистическом жанре.
Плохо им было в 70-80 годы? Тяжело было учиться и получать стипендию? Не хватало им свободы? Александр Гордон спрашивал у присутствующих:
- А что по-вашему такое СВОБОДА?
Свобода по-ихнему была: свободно покупать фирменные джинсы, ездить за границу, выражать своё неудовольствие властью.
Ну, хорошо, сейчас джинсы-жвачка – это доступно всем. Заграница доступна в основном только тем, у кого хватает денег на разные удовольствия. Однако у большинства денег хватает только на то, чтобы свести концы с концами. Что касается возможности выражать своё неудовольствие властью, то тут неувязочка происходит... Да, теперь всем разрешено ругать и поносить советскую власть, но критиковать нынешних правителей почему-то не принято ни на одном телеканале.
Вот и на этот раз удивительно: как и почему в зале у Гордона собрались в основном антисоветчики, повторяющие как заклинание – «Советская власть – это что-то ужасное!»?
Чем это советская власть ужасная? Может быть тем, что выучила и выкормила этих диссидентов?
А почему в студии не было других людей, тех, которые в интернете с сожалением говорят об утраченных возможностях, о разрушенном благополучии? Разрушение СССР только для немногих оказалось праздником, а для большинства крах великой державы – это боль и страдания, это крушение счастья и радужных планов. Разрезанные по живому распадом на «независимые» национальные республики, многие утратили друзей, родственников, жильё, работу, крышу над головой, близких. Были закрыты сотни тысяч предприятий, прокатились волнами по стране военные конфликты, бандитские войны. Стрессовые ситуации связанные с безработицей, с бесперспективностью, помноженные на пьянство, наркоманию, бандитизм, рабство – всё это вместе унесло вместе со смертями от сердечно-сосудистых заболеваний и с суицидом миллионы жизней. 90-е годы под флагом «свободы» отмечены небывалым в России явлением – впервые в истории число умерших превысило число родившихся по стране. Это ещё не раз откликнется в будущем, когда в ближайшие годы на одного работающего будет десять пенсионеров. Впрочем правительство уже думает об этом и вынашивает планы повышения пенсионного возраста с 60 до 65 лет, и это при среднем возрасте у мужчин в 58 лет. Так что «отцы-командиры» не допустят возникновения социальной напряжённости от перепадов в демографии.
Если бы вдруг в программу Гордона попали обыкновенные люди, которые не урвали себе богатств и счастья на несчастьях других, то наверняка они освистали бы всех этих критиков, рассуждавших об этой «ужасной советской власти»...
Да пусть бы летели в Париж, в Ниццу, в Лондон те диссиденты, это как говорится: «баба с возу – кобыле легче»... В общем, в любом смысле фильм про райских птиц позитивный, только обсуждение фильма почему-то получилось негативным...
Впрочем картинка со сборища у Гордона не является чем-то особенным. На других площадках происходит подобное. Недавние предвыборные смелые дуэли в «Историческом процессе» у Сванидзе, и ожесточённые споры в «Поединке» у Владимира Соловьёва – всё это сменилось вялотекущими перебранками. Если раньше Сергей Кургинян в пух и прах разбивал все демагогические выверты Николая Сванидзе чёткими фактами и железной логикой, то сейчас сменивший Кургиняна Дмитрий Киселёв просто перебрасывается со Сванидзе полу-фактами, затягивая зрителей в омут никчёмной псевдофилософии. Основным стержнем и общим у них является всё тот же антисоветизм.
Поединки у Соловьёва также перешли в разряд «петушиных боёв», и только благодаря Соловьёву «петухи» пытаются «кукарекать»...Если бы Владимир Соловьёв не теребил противников, то они заснули бы прямо в эфире.
На фоне всего этого, как гром среди ясного дня, прогремело распоряжение действующего пока президента Дмитрия Медведева об учреждении «Общественного телевидения».
Создаваемое по инициативе Дмитрия Медведева, общественное телевидение будет полностью зависеть от государства: оно получит прямое финансирование из госбюджета и кандидатуру на пост его генерального директора будет утверждать лично президент страны. Уже сейчас нет сомнения в том, что «Общественное телевидение» станет ещё одним государственным каналом, откуда день и ночь будет литься пропаганда и агитация угодная власти. Конечно же никто не откроет шлюзы для оппозиции, ни для правой, ни для левой, а без этого пропадает смысл такого вот нового канала.
Остаётся только два выхода для нашего народа: или «стать на крыло» и улететь к едрёной Фене, как в фильме «Райские птицы»... Но это ведь нонсенс! Народ не может никуда улететь из своей страны! Некуда ему деваться!
Тогда может быть всё же взять народу в свои руки устройство и организацию общественного телевидения? Хорошо бы этим заняться оппозиционным партиям и движениям, которые и представляют собой чаяния большинства народа. Да кроме того - не помешает взять под народный контроль все остальные СМИ, которые заняты исключительно тем, что пудрят людям головы.
Комментарии
Другое дело, если открыть канал, который будет называться "Оппозиционное телевидение"... Так действительно было бы лучше.