О Ленине в наследии Н.К.Рериха и Е.И.Рерих.

На модерации Отложенный

 

В.И.Ленин Петроград 1918г. 

Сегодня о Владимире Ильиче Ленине говорить трудно, но необходимо. Поток публикаций клеветнического, тенденциозного характера об этом выдающемся социальном реформаторе 20-го века   плотно заполнил информационное постсоветское пространство. Не без успеха широко и профессионально используются технологии манипуляцией общественным сознанием. Их анализ мы оставим специалистам, но отметим, что поток домыслов, клеветы и очернительства вокруг имени борца за общее благо имеет конечной целью дискредитацию самой идеи социальной справедливости в обществе. А также напомним, что мир дуален по своей природе и борьба мировоззрений (идеологий) реально существует, и окончательно побеждает в ней тот, кто ЗНАЕТ.

Неоспоримым историческим фактом является претворение В.И.Лениным, впервые за всю историю человечества, социальных реформ для угнетенного большинства на просторах огромной страны. Именно им был дан мощный позитивный импульс к развитию ее государственности на долгие годы вперед. Пройдет не один десяток лет, прежде чем образ этого деятеля Общего Блага будет очищен от клеветы и непонимания потомков. Шаг в этом направлении – наше небольшое исследование наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов - дневников, писем, очерков, в которых, иногда прямо, иногда иносказательно говорится о Владимире Ленине. Рерихи мыслили с позиций космических законов эволюционного развития, и знали то, что не могли и не хотели знать многие. Они видели течение больших и малых исторических событий и понимали следствия. Они жили для будущего, в котором реальностью станут идеи, прорастающие в сознании человечества веками.

Обратимся к очерку Н.К.Рериха «Великий Облик». Очерк посвящен жене - Е.И.Рерих. Но есть в нем мысли, которые могут быть применены и к некоторым другим историческим личностям, в том числе и к В.И.Ленину. Такие люди, как правило, масштабом своего мышления и деятельности опережают свое время на сотни лет. Практически, они люди из будущего. Но именно они расставляют вехи на путях развития нашей эволюции. Они похожи друг на друга, как некая, вне пространства и времени, особая человеческая раса. Их деятельность всегда направлена на общее благо, действуют они всегда самоотверженно, обладают высокими интеллектуальными и творческими способностями. Их дела и идеи – культурный прорыв в будущее. Большинством современников они, как правило, не поняты. Н.К.Рерих сам принадлежал к этой передовой когорте и потому мог написать эти строки:

«Когда великие облики доходят до нас из глубокой древности, они воспринимаются как-то особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными.   За завесою времени – все возможно. Писатели и художники всех веков будут посвящать этим далеким обликам свои лучшие вдохновения. Целые поколения будут вдохновительно водимы этими далекими героями и героинями. Никто им не завидует, никто не думает о том, как достигались эти подвиги – остаются лишь памятные вехи человеческого восхождения.

   "Майтрейя Победитель"  1925г

Не так-то бывает в близком прошлом, уже не говоря о настоящем. Возьмите описания недавно прошедших больших людей. Сколько в них будет отмечено ненужного, нехарактерного, которое лишь покажет, что окончательная сущность их бытия еще не взвешена и не оценена. Непременно будут вводимы самые сомнительные, самые мало доказанные подробности, из которых будут сделаны если не вполне отрицательные, то по возможности умаляющие выводы.             

В веках, конечно, весы прошлого уравновесятся. Народный суд уберет многое, что сорило глаза ближайших зрителей. Суду веков ведь не нужно непременно умалять. Даже на расстоянии каких-то ста лет мы видим, что очень многое самосильно приходит в равновесие. Еще не истлели печатные листы, на которых большие личности были засоряемы и оплеваны. Не только в памяти дедов, но воочию можно видеть, насколько жестоко и несправедливо издевались люди над теми явлениями, которыми уже через неполное столетие их же страны, да и весь мир, справедливо гордятся».(3 стр.466)

В опубликованных дневниках и очерках Н.К.Рериха упоминаний о Ленине немного. Как правило, это краткие и емкие формулы, за которыми стоит мощная мысль и твердая убежденность в особой исторической предназначенности этого социального деятеля. В своих высказываниях Рерих был осторожен, памятуя о крайне неоднозначном отношении к организатору и вдохновителю русской революции в среде западных политиков и русской эмиграции. Проявление симпатии к нему могло затруднить продвижение многих культурных проектов самого Рериха. Тем более, что некоторые лучшие представители эмиграции были сотрудниками культурных организаций, учрежденных Рерихом . Это положение разъясняет Е.И.Рерих в письме от 17.12.35.

«…что Н.К. не говорит о теперешней России, то для каждого чуткого духа это более, нежели понятно. Н.К. глубоко любит и предан своей Родине, и чувство это настолько сокровенно, что говорить о нем среди враждебных, злобствующих и непонимающих было бы просто кощунством. На Востоке о самом сокровенном не принято говорить, в этом отношении Н.К. прилежит Востоку. Сердце Н.К. видит и знает многое такое, что другими еще не вмещается. Эволюция творит свой непреложный космический ход, и великий исторический отбор совершается на всем пространстве планеты. Все, искренне любящие свою родину, понимают, как бережно нужно относится к ней после взрыва и во время тяжкого и болезненного перехода. Но она уже вступает на путь выздоровления… Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать».( 6 стр.707)    

     

 "Твердыня стен" 1925г.

ГОРА ЛЕНИНА. С именем Ленина связаны некоторые этапы Центрально-Азиатской экспедиции Рериха (1923 – 1928г.г.). В октябре 1925 года экспедиция преодолевает перевалы Каракорума. Прошли самую высокую дорогу мира – 5670 метров над уровнем моря, перешли границу Китая, дошли до раздела путей на Санджу. Второго октября Рерих записывает в дневнике: «В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовалась снеговая гора Ленина. Так назвал высший пик хребта Патос Н.К Р.ерих, проходя здесь из Тибета. Гора Ленина стоит над разветвлением дороги на Каргалык – Яркенд и Каракаш – Хотан. … Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта».

Рукопись дневника хранится в архиве Внешней политики РФ (Москва). Эту цитату приводит интернет-сайт «Верность Ленину».

В изданной части путевого дневника, в книге «Алтай - Гималаи», по уже понятным для нас причинам, имя Ленина Рерихом опущено, фигурирует только гора Патос. Вот так выглядит этот текст в «Алтай – Гималаях»: «В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовалась снеговая гора Патос. Так назвал высший пик хребта (Патос фонетически, по-местному Ак-Таг) Махатма Ак-Дордже, проходя здесь из Тибета. Гора Патос стоит над разветвлением дороги на Каргалык – Яркенд и Карагаш – Хотан. … Гора высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама услышал и шепчет: «Он - (великий учитель) не был против истинного буддизма и говорил: «Истинный буддизм – хорошее учение». Д. писал об этом в Тибет».(1. стр.123)

 

"Гора Ленина" 1925-1926г. 

( В качестве версии, «Д.» - не младший ли брат Н.К., Дмитрий, оставшийся на Родине, в Советской России)?

На уже упоминаемом сайте «Верность Ленину» приводятся сведения о том, что 5-го октября Рерих сделал запись в дневнике о замысле картины «Гора Ленина». В опубликованном варианте дневника эта запись отсутствует.                

Позже картина была передана советскому правительству вместе с серией «Майтрейя. Красный Всадник» во время кратковременного пребывания Рерихов в Москве. Об этом свидетельствует составленный Николаем Константиновичем рукописный список передаваемых в дар картин. Сегодня этот документ представлен в экспозиции Международного Центра Рерихов (Москва) в зале Центрально-Азиатской экспедиции, а его фотокопия опубликована в сборнике «Рерих. Пророчества» (В.П.Князева, И.П.Кузнецова, Е.П.Маточкин, Самара, издательский дом «Агни», 2004).

«Гора Ленина» включена в перечень художественного наследия Н.К.Рериха В.В.Соколовским по рукописному списку картин 1925-1926 годов, составленному самим Рерихом. Местонахождение полотна в настоящее время неизвестно, но в 2008 году оно выставлялось на аукционе Christie's .

«АЛТАЙ - ГИМАЛАИ». Обратимся к опубликованным дневниковым записям Н.К.Рериха в книге «Алтай-Гималаи».

«Алтай-Гималаи» - не только путевой дневник в традиционном понимании, но и размышления Николая Константиновича о жизни, о ее героях, прошлых и настоящих, о неисповедимых путях продвижения эволюционных идей, о знаках единства человеческой культуры. В пути вспоминалось и думалось о многом.

 

Штаб-квартира Экспедиции в Хотане.              

Апрель 1926 года. Экспедиция на территории Западного Китая. Хотан – крупный административно-торговый центр с давней историей. Мало что осталось от древнего города и его традиций. Когда–то Хотан славился нефритом, коврами, пением. От всего этого ничего не осталось. Ковры модернизированы, поделки из нефрита грубы, пение несложно. И внешне город малопривлекателен – тесные базары и пыльные закоулки глинобиток. Местная администрация невежественна, действует беззаконие мрачного средневековья, в округе царит изощренный произвол. Население запугано и обезличено. Экспедиции чинятся различные препятствия – не пропускается почта, нет связи с внешним миром, оружие опечатано и увезено, запрещено исследовать окрестности, Николаю Константиновичу – рисовать. Творятся оскорбления и бессмысленные неприятности. Наконец заканчивается принудидельное трехмесячное стояние в Хотане. Экспедиции разрешено продолжать путь, но не по большому караванному тракту, а по опасной дороге через пустыню вдали от гор в сопровождении сомнительного вида охраны. Наконец, подошли к Урумчи – административно-торговому центру китайского Синьцзяна.

Пребывание экспедиции в Урумчи совпало с подготовкой к открытию памятника Ленину на территории советского генконсульства. Двадцать первого апреля 1926 года бюст Ленина прибыл из Советской России. В этот день у Рериха состоялась встреча с консулом А.Е.Быстровым , который и попросил художника набросать эскиз постамента.

В этот же день в дневнике Елены Ивановны Рерих появилась запись: «04.21.26 … Успеете помочь в памятнике Ленину. Достать красный камень, квадрат в основании и, конечно знаки Советов. Советую надпись: «Ленин – великий Учитель» на семи языках».

На следующее утро, ко дню рождения Ленина( 22 апреля), эскизы были готовы. По проекту Рериха пьедесталом служила усеченная пирамида из красного камня. На лицевой стороне предполагалось выбить серп, и молот со звездой над ними, и ниже надпись - «Ленин – великий Учитель» на семи языках.

Карандашный эскиз Рериха до 1970 года хранился у бывшего генконсула А.Е.Быстрова, а в настоящее время, находится в одном из частных московских архивов. История установки памятника описана в дневнике Быстрова, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации. (данные сайта «Верность Ленину»).

А в дневнике Рериха в эти дни (21, 22, 23 апреля) размышления о «великих обликах»: Манджушри - владыке мудрости, образе Иссы в торгутской легенде, о пророческом призвании Магомета. А ниже запись от 23 апреля: «Какой чистый воздух сегодня! После смерти Ленина Е. Чин-Бен писал: «Народы многих называют славными героями, но, в сущности, только малое количество людей заслуживает этого названия. Таким был он, пользовавшийся всеобщей любовью – яркая звезда человечества. И может быть он сравнен с Шакья – Муни и с Христом. Небеса безжалостны; он ушел из нашего мира, но идеи его будут жить вечно». Далее Николай Константинович добавляет, памятуя о произволе в Хотане: « Есть же где-то светлые и смелые и честные китайцы, но ведь мы то их не видим. А так хотелось бы увидеть!». (1. стр.238).

В генконсульстве, тем временем, шла подготовка к открытию памятника – установлен пьедестал из красного камня в форме усеченной пирамиды. Осталось выбить на нем надписи и памятные знаки. Некоторые люди из русской колонии затруднялись прийти на открытие памятника Ленину, опасаясь противоречий с религией. Но местный священник проявил мудрость и в проповеди, посвященной этому важному урумчинскому событию, указал: «Воздайте богу - богово, а кесарю – кесарево», возведя тем самым Ленина в ранг кесаря. Затруднение у местных верующих исчезло.

Однако в дело опять вмешалась злая рука китайского чиновника. Местный дуту запретил установку памятника. Рерих записывает в дневнике: «Так, так! Также дуту протестует против качелей, гигантских шагов и игры в городки во дворе консульства. Запрет объясняется заботою о неприкосновенности консула. Опять лицемерие, грубое, неприкрашенное! … Целый ряд сведений об иезуитстве дуту и как он освобождался от неприятных ему чиновников, поражая их в спину. Это уже не лакированная старая китайская работа, а гримаса испорченной маски».(1. стр.242).

Несколько дней с дуту ведутся переговоры и, наконец, он «просветился» и о«кончательно запретил открытие памятника Ленину. В дневнике Рериха запись: «Интересно, какова будет судьба гигантских шагов, качелей, городков и клуба? Еще очень опасное занятие на дворе консульства – теннис…». (1. стр.243). А далее Николай Константинович опасается за сохранность своих дневников, тетрадей, как бы они не исчезли. Известны многие случаи произвола и беспрецедентного насилия со стороны невежественной местной китайской администрации не только к своим согражданам, но и к проходящим караванам и путникам. Есть основания для беспокойства: «Недавно полицейский спрашивал у Е.И., веду ли я дневник».(1. стр.244).

1-е мая. Сотрудники консульства отмечают день международной солидарности трудящихся. Двор консульства празднично убран. Под большим навесом, увешанном яркими коврами, накрыты столы на сто человек. Рядом - три юрты для мусульман, где еда приготовлена под присмотром специального человека. Перед юртами сиротливо стоит усеченная пирамида. И опять в дневнике Рериха появляются строки: «Так обидно, что «Ленин» не успели написать на подножии запрещенного памятника. Ведь к этому имени тянется весь мыслящий Восток, и самые различные люди встречаются на этом имени».(1. стр.246).

Позже, в августе, на Алтае, Николай Константинович вспоминает беседу с наркомом просвещения Луначарским, состоявшуюся во время краткосрочного заезда Рерихов в Москву. Говорили о культуре. Луначарский сетовал на то, что в среде большевиков распространено представление о том, что вплоть до возникновения пролетарской культуры, была культура сплошь «буржуазная», и что эта последняя «представляет собой опасный яд для всякого правоверного коммуниста и что следует всемерно ограждать таких правоверных от старой культуры и от того, что она произвела». Луначарский подчеркивал идею Ленина о необходимости усвоить «старую» культуру. Эту мысль Ленин сформулировал в одном из параграфов программы партии большевиков. Однако, после его ухода на этот важный пункт программы никто не обращает внимания, сетовал Луначарский.

Так оценивал обстановку на постреволюционном поле культуры его нарком.

А далее Рерих пишет: «В великом Владимире поразительно отсутствует отрицание. Он вмещал и целесообразно вкладывал каждый материал в мировую постройку. Именно это вмещение открывало ему путь во все части света. И народы складывают ленинскую легенду не только по прописи его постулатов. Но и по качеству его устремления. За нами лежат 24 страны, и мы сами в действительности видели, как народы поняли его притягательную мощь … Друзья, самый плохой советчик – отрицание. За каждым отрицанием стоит невежество. И в невежестве – вся гидра контрреволюции. Знайте, знайте без страха и во всем объеме».(1. стр.290).

ЛИСТЫ ДНЕВНИКА. «Знайте, знайте» Рериха наполнено тем же смыслом, что и «Учиться, учиться и учиться» Ленина. Эта формула была близка им обоим и Николай Константинович не раз вспоминает ее ленинский вариант в своих «Листах дневника».

"Красные кони" 1925г. 

Много лет спустя, в очерке «Свобода познания» (1943г.), Рерих в очередной раз возвращается к теме суеверий, предрассудков и предубеждений, которые во все века одолевали человека. Множество полезнейших научных нахождений горело на потеху толпы. Но ведь задача науки раскрыть нам то, что мы не знаем, а при отрицании прекращается всякая наука. Пусть ленинцы помнят завет о диалектическом материализме. И еще пусть доброжелательно помнят завет Ленина о том, что так неотложно: «Первое – учитесь! Второе – учитесь! Третье – учитесь!».

В очерке «Воины» (1946г.) Рерих с печалью пишет о фактах снижения культуры в обществе и в искусстве, тревожится: «Опасная Эпидемия!». Рассказывает о статье в газете «Известия», где приводятся анекдотические ответы студентов на некоторые элементарные экзаменационные вопросы. Нет знания. И опять вспоминает Ленина и его «Учиться, учиться, учиться».

В очерке «Взлеты» (1946г.) – о взлетах науки, о новых открытиях, о новых направлениях в исследованиях. И опять слова о Ленине: «Велик Ленин в своем приказе: «Учиться! Учиться! Учиться!». Велик он в призыве к движению, к вечной диалектике. Эта подвижность, бесстрашие, одоление невежества есть завет истинного созидателя. Мир в его вечном становлении, в неудержном движении изучаем с точки зрения диалектики».(4. стр.405).

ПОСОЛЬСТВО В МОСКВУ. Но вернемся к экспедиции Рериха в 1926 год. Кроме задач художественных и научных у экспедиции были и «иные» задачи, о которых, к сожалению, мало известно широкой общественности.

Николай Рерих выполнял ответственную посольскую миссию Гималайских Махатм. Миссия несла важнейшую эволюционную задачу – Учителя Востока протягивали руку помощи молодому советскому государству. Рериху было поручено посетить Москву, встретиться с представителями правительства, передать письмо и предметы, имеющие сокровенный смысл. Он вез в Москву ларец из слоновой кости времен Великого Акбара ( император Индии, 1555-1605 г.г.) с «землей, где ступал Будда, думая об общине мира», («И земля – земля Будды – переносится на великую могилу», 1, стр.273), послание Гималайских Махатм к советскому народу, а также серию своих символических картин «Майтрейя», написанных во время трехмесячного стояния в Хотане.

В послании были слова: «На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. … Вы закрыли ворота ночных притонов. … Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины.

Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. …посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая единении Азии!». (5. стр.178-179).

"Шепоты пустныни" (Сказ о Новой Эре)1925г. 

Рерихи шли в Москву вестниками о том, что «лучшие умы Востока видят в коммунизме единственную эволюцию», учение Будды есть революционное учение, а Майтрейя, грядущий спаситель в буддизме, есть символ коммунизма. Сотни миллионов буддистов могут быть привлечены к мировому движению общины. Союз буддизма с ленинизмом даст мощный импульс эволюции. Эти мысли Рерих должен был передать представителям правительства.

О посещении экспедицией Рериха Советского Союза знали немногие. Формально экспедиция во главе с художником должна была находиться на одном из этапов своего официально утвержденного пути где-то в северной части Центральной Азии. О поездке же в Москву вообще знали лишь доверенные близкие. Эти меры безопасности Николай Константинович вынужден был принимать из-за сложной политической ситуации в регионе, неоднозначного отношения в мире к молодой советской республике, откровенного противостояния со стороны иностранных разведок и, в первую очередь, английской, которая считала себя, в те годы, полноправной хозяйкой в Азии. Николай Константинович опасался доверять подробности маршрута и почте.

 

"Конь счастья" 1925г. 

В советской России Рериха встретили радушно. О нем помнили, его творчество вызывало живейший интерес, представители рабочих коллективов в Омске, где Рерихи задержались на несколько дней, обращались с просьбами о проведении выставок, лекций. Но Рерих спешил, он не мог долго задерживаться в стране.

В Москве у Рериха состоялись беседы с наркомами Г.В.Чичериным и А.В.Луначарским. Оба наркома с большим интересом отнеслись к рассказам художника об Индии и Тибете, а также к его планам дальнейших научных исследований в Азии. Ларец и послание Николай Константинович вручил Чичерину Г.В., а тот их передал в Институт Ленина.

Полный текст послания Гималайских Махатм советскому народу опубликован в книге «Рерих»серии ЖЗЛ П.Беликова и В.Князевой (Москва, Молодая Гвардия, 1972г.), а также в предисловии Л.В.Шапошниковой к «ургинскому» изданию «Общины» (МЦР, 2004г.).

Кроме того, в дневниках Елены Ивановны Рерих есть текст персонального письма одного из Махатм к Чичерину Г.В.. В нем говорится о необходимости введения мирового коммунизма как ступени неотложной эволюции. И опять упоминается имя Ленина, осознавшего неотложность эволюционных задач.

Подаренная Рерихом серия картин «Майтрейя» долго пылилась в одном из кабинетов Совнаркома. Подарок был принят, но символика его и значение не поняты. Помощь Высшая была отвергнута. И потому все последующие события в стране развивались не по самому лучшему варианту.

Случайно о даре Рериха узнал вернувшийся из Сорренто А.М.Горький, которого связывали с Николаем Константиновичем давние дружеские отношения. В течение нескольких лет полотна серии «Майтрейя» украшали столовую подмосковной дачи писателя в Горках. По словам очевидцев, он часто задумывался о чем-то, рассматривая их. А потом как-то особо произносил: «Любопытные вещи». В 1936 году по завещанию А.М.Горького картины были переданы художественному музею города Горького, который ныне переименован в Нижний Новгород.

"Мощь пещер" 1925г. 

Сам Н.К.Рерих серии «Майтрейя» придавал большое значение и интересовался ее дальнейшей судьбой. В письмах он называл ее «Красный Всадник». В Новгородском художественном музее эта серия находится, и, по сей день, за исключением картин «Шамбала идет» и «Гора Ленина», местонахождение которых нам неизвестно.

ВЕЛИКИЙ ВСАДНИК. ЯВЛЕНИЕ СРОКА. Пребывание Рерихов в Москве было недолгим. Затем посещение Алтая и, далее, Монголия. В Урге, столице Монголии (ныне Улан-Батор), экспедиция задержалась. Велись археологические исследования, изучалось состояние религий, шла подготовка технического оснащения экспедиции к следующему участку маршрута. Предстояло пересечь самую большую азийскую пустыню – Гоби и пройти через болота Цайдама. В Урге Н.К.Рерих создает свою знаменитую монгольскую серию картин.

 

Угра. Н.К.Рерих около юрты. 

11 марта 1927 года Н.К.Рерих передает в дар правительству Монголии картину под названием «Великий Всадник». На фоне темно-синего неба, в клубах огня и молний стремительно несется на красном коне всадник с красным знаменем в руке. Всадник одет в монгольские одежды, но с первого взгляда похож на красноармейца в шинели и буденовке.      

Цветовое и композиционное решение картины было навеяно сюжетом тибетской танки «Красный Всадник», подаренной Рерихам в Ладаке еще в 1925 году. На ней был изображен несущийся в облаках Красный Всадник, олицетворяющий собой грядущее пришествие Будды Майтрейи и новой эры справедливости и добра. Этот сюжет, с сохранением стилистических особенностей буддийской иконографии, Рерих переносит в основу одной из картин серии «Майтрейя» и пишет ее второй вариант, но уже в Урге.

"Великий всадник" 1927г. 

В ургинской русскоязычной газете «Известия» от 18 марта 1927 года было помещено письмо Рериха со словами: «Монгольский народ строит свое светлое будущее под знаменем Нового Века. Великий Всадник освобождения несется над просторами Монголии. Пришли опять лучшие времена Азии».(5. стр.184).

Принимая этот «дар исключительной ценности», председатель правительства Цырен Дорджи, побывавший вместе с Сухэ-Батором у Ленина в Москве, произнес ответную речь. Он закончил ее словами: «Пусть идея нашего общего Учителя Ленина распространится по всему миру подобно пламени, изображенному на этой картине, и пусть мужи, следующие этому учению, будут продолжать работу с той же решимостью, с какой несется изображенный Великий Всадник ».(5. стр.184).

Монгольское правительство с благодарностью приняло дар Рериха. Картине и изображению оказывались почести. Было намерение построить для нее специальный храм. «Приходит уполномоченный от монгольского правительства и просит дать рисунок храма-хранилища, где будет поставлена картина «Владыка Шамбалы» с другими почитаемыми предметами.» (1. стр.293).

 

"Сон Востока" 1920г. 

               Здесь же, в Урге, Рерих пишет картину «Явление сроков». В ней он развивает тему полотна 1920 года «Сон Востока», на котором изображена гигантская голова спящего богатыря. Великан спит, глаза его закрыты. Но, путешествуя по Центральной Азии Рерих видел знаки духовного пробуждения народов Востока, их огромный интерес к идеям Ленина о создании справедливой государственности и к личности самого Ленина. Было много пророчеств и знаков о наступлении века Будды Майтрейи и продвижение Лениным справедливых для трудящихся социальных идей буддийским миром воспринималось как явный знак наступления Новой Эры. Кроме того, красный цвет знамени, красная звезда и другая советская символика, для буддистов имели важный символический смысл. Они были знаками Майтрейи. И потому на картине «Явление срока» в лице проснувшегося богатыря, зорко всматривающегося в даль, угадываются портретные черты «вождя мирового пролетариата». Размер полотна имеет вытянутую форму, а на подрамнике есть надпись, что это панно является эскизом проекта наддверной фрески будущего храма, посвященного Владыке Шамбалы. Храма, в котором должна была храниться картина «Великий Всадник».   

   

"Явление сроков" 1927г.   

Кстати, Ургу, после революционных событий 1924 года, сменивших монархию на республику, переименовали в Улан-Батор-Хото, то есть город Красного Богатыря, в честь Высокого Буддийского Идеала.

Картина «Явление срока» неисповедимыми путями оказалась в Советской России у А.М.Горького. Вместе с серией «Майтрейя» она хранится ныне в Нижегородском художественном музее.

О ЛЕНИНЕ В УЧЕНИИ «ЖИВОЙ ЭТИКИ». В том же 1927 году в Урге Рерихами была издана третья книга Учения «Живой Этики» - «Община». Издание вышло небольшим тиражом на русском языке, и впоследствии стало известно среди почитателей творчества Рерихов как «ургинская» «Община».

В этом первом издании «Общины» несколько параграфов было посвящено Ленину, была дана оценка событиям в России, и предрекались дальнейшие пути ее развития. Коммунизм упоминался в одной строке с буддизмом.

Уже после завершения Центрально-Азиатской экспедиции, при подготовке второго издания «Общины», Елена Ивановна Рерих, по понятным причинам, изъяла параграфы о Ленине. Упоминания о нем заменила словами «социальный реформатор» или «социальный психолог». Термин «коммунист» был заменен термином «общинник».

Долгие годы ургинское издание было редкостью, распространялось исключительно самиздатовскими методами. Наконец, в 2004 году Международным Центром Рерихов ( Москва) было осуществлено издание «Общины» в 2-х вариантах – ургинское и отредактированное Е.И.Рерих. Обратимся к ургинскому изданию, перечитаем слова Высокого Общинника Востока о

« … Надо предпочесть того Учителя, который идет новыми путями. В этом люди Северной Страны имеют отличный пример – их Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его несли на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создало зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд! Нужно принять за основание зов новизны.

"Знамя Грядущего" 1925г. 

… нужна оторванность от старых путей. … Бывает время, когда можно идти только вперед …», (7. стр.11).

« … Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу.

Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости он даже помог делу Будды. И нет области, которую он бы отверг подобно разным правителям.

Книги его мы меньше любим – они слишком длинны, и самое ценное в нем в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин – это действие, но не теория», (7. стр.34).

« Лучше прочитать жизнь Ленина. Никогда он не жаловался, никогда не считал себя ущемленным, говорил, как непреложную, свою веру. Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса.

Мало последователей Ленина, много легче быть его почитателем. У последнего лентяя будет портрет Ленина. У последнего болтуна будет книга о Ленине. Но Иван Стотысячный собирает жатву Ленинских зерен…», (7. часть вторая, гл.4, п.2, стр.40).

«Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нес Ленин пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Ленина жило подвигом народа. У него не было страха, и слова «боюсь» не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа», (7. стр.42).

«Эволюция мира складывается из революций, или взрывов материи. Каждая революция имеет поступательное движение вверх. … Потому строительство в революции является самым опасным моментом. Множество несовершенных элементов будет нагнетать построения вниз, в слои вещества отработавшего и отравленного. Только безумство мужества может обратить построение вверх, в слои неиспытанные и прекрасные содержанием новых элементов. … Могу оправдать любое разрушение, но опускание в старые вместилища недопустимо. … Нужно понимание Нового Мира во всей суровости.

Столько сделано Лениным, столько явлено теми, кто строил в бесконечность...», (7. стр.42).

«… Ленин мыслил широко и понимал материю…», (7. стр.70).

«…Сейчас наблюдается устремление учения буддизма в направлении северо-западном и учения Ленина в направлении юго-восточном. В свое время обвиняли Будду в извращении древних учений, так же указывают на изменение Лениным традиций марксизма. Лучше назвать оживлением традиций, ибо народный вождь должен быть на гребне всех новых горизонтов…», (7. стр.116).

«…Кстати, вспомним, что осужденное слово «пророк» значит «предрекающий». Ленин и Маркс были предрекающими течение событий; значит, это понятие не менее реально, нежели медицина и астрономия…», (7. стр.121).

«…Ленин и Маркс заботливо чуяли достижения знания. Коммунист должен быть открыт всем возможностям…», (7. стр.130).

«…Отчего Ленин мог проходить без лицемерия трудный путь? … Можно отказаться от каждой слабости, если ясна задача будущего. Думайте о приложении себя к будущему, и страх настоящего растворится…», (7. стр.136).

«…Желающий посвятить себя истинному коммунизму действует в согласии с основами великой Материи. …Почему на Востоке почитают Ленина? Именно за ясность построений и нелюбовь к условностям и за веру в детей как символ движения человечества…», (7. стр.158).

«… единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень… Учитель будет естественным вождем. Можно радоваться, что Ленин признан таким Учителем. Учитель в Азии является понятием законным. По завету Будды каждый будущий Учитель почитается особенно…» (7. стр.171).

«…Нужно, наконец, усвоить уявления реального материализма, как его учили Маркс и Ленин. А всякая невежественность должна быть реально обнаружена и удалена из коммуны…», (7. стр.188).

«…Что есть нового? Ничего. Но есть лишь новое осознание явлений свойств материи для современного состояния ума. Нужно понять, что истинные утверждения не в самодовлеющем отрывании, но в действительной преемственности. Кто же захочет изолировать Маркса или Ленина от предшественников, окажет им плохую услугу. Только в безбоязненном утверждении ряда последовательности можно укрепить явление…», (7. стр.192).

Коммунистические идеи, то есть, идеи социальной справедливости, разрабатывались мыслителями всех веков и народов задолго до Маркса и Ленина. Позже их стали называть «социалистическими», «утопическим социализмом»; современники в них не верили, считали фантазиями, а их авторы подвергались, в лучшем случае, насмешкам. Тем не менее, идеи жили. Не будем углубляться в седину веков, вспомним лишь европейских философов-утопистов 16 -17 веков.

Томас Мор – автор знаменитой «Утопии», в которой, с одной стороны, подвергаются критике существующие в то время в Англии порядки, с другой стороны – излагается вариант идеального, справедливого для всех, государственного устройства. Томазо Кампанелла и его «Город Солнца», Джеральд Уинстенли и его «Закон Свободы». Во Франции – Верас, Жан Мелье, Морелли, аббат Мабли, Руссо, Сен- Симон, Шарль Фурье и другие. В Италии – Буонаротти. Наконец, утопический коммунизм Роберта Оуэна и так далее, до Маркса. Лучшие умы Европы разрабатывали идеи общества социальной справедливости не одно столетие. И, вот, свершилось – реальное государственное переустройство, в основу которого были положены идеи общего блага. Процесс был сложным, но эволюционно необходимым и своевременным. Е.И.Рерих писала в письмах в 1936 году: «Россия одна растет, когда все гниют. Мало кто понимает все значение происходящего в России», «Мышлении народа направляется к просвещению. Таким путем приближается эволюция», «Не надо судить строго, если не понимаете процесса», «Не осуждайте, если многого не знаете».

Но продолжим чтение «ургинской» «Общины».

Не опоздайте! …», (часть третья, гл.3, п.7, стр.206-207). «…Знаем монолитное мышление. Мы видели Ленина в Швейцарии. Наш сотрудник беседовал с ним в Москве. Фронт не менял, не мыслил половинчато. Каждый знал о неисчерпаемости его утверждений …», (7. стр.195).

«…Уже Говорил, что Наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено слово «Шамбала». Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: «Какие признаки времени Шамбалы?» Отвечено было: «Век истины и Мировой Общины». Оба вождя одинаково сказали: «Пусть скорее наступит Шамбала». Словами вождей измеряем наследников. Не можем включать в марксизм и ленинизм узость невежества. Если невежда дерзнет называть себя марксистом или ленинистом, сурово скажите ему: «Явное предательство основ общины…», (7. стр.198-199).

«Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос… Как ученики Ленина, смотрите орлиным глазом и львиным прыжком овладевайте сужденной мощью.» (7. стр.206-207).

И еще одна цитата, дающая обоснованное и развернутое определение сужденного человечеству социального устройства.

«Община есть единственный разумный способ человеческого сожития. Одиночество есть разрешение вопросов жизни вне общины. Все промежуточные явления – различные ступени компромисса и обречены на разложение. Говорят о наследственной теократической власти – само построение абсурдно. Слова «наследственность» и «Тео» несовместимы. И кто определит степень Тео? Тирания и военный империализм уже в зарождении носят признаки разложения. Короли, конституции могут вызывать улыбку сожаления. Все комедии парламентов могут служить лишь назиданием бренности жизни. Все псевдо-социалистические гримасы могут лишь внушить отвращение. Только сознание общины утверждает эволюцию биологического процесса. …», (7. стр.157-158).

Разумеется, мы понимаем, что отношение к личности и идеям великого социального реформатора 20-го века Ульянова-Ленина, Махатмы, сегодня, после массированной обработки массового сознания, сложен и неоднозначен для многих. Но мы надеемся – предоставленный материал поможет кому-то очистить свое мышление, сформировать мировоззрение, отвечающее неотложным эволюционным задачам, и направить свои дела и помыслы на их решение.

Удачи, друзья!