Как антимосковские силы сотрудничали с кочевыми ордами

На модерации Отложенный

 

Одна из любимых фишек русофобов - это обвинять Московское государство в каких-то особых связях с кочевыми ордами.

Однако даже небольшого экскурса в реальную историю достаточно, чтобы понять - Москва, в итоге, вынесла на себе основную тяжесть борьбы с Ордой и ее наследниками, с миром кочевников. Фактически Московское государство заслонило собой Европу от кочевого мира и дало ей возможность использовать свои географические и климатические преимущества, отстраивать города, осваивать торговые пути и создавать колониальные империи. А вот противники Москвы как раз совсем не брезговали ордынскими связями.



Обратимся к фактам:

Для начала монголы сожгли Москву - в январе1238.

1285. Московский князь Даниил вместе с тверским князем и Великим князем владимирским разбивает ордынского "царевича" (вдобавок к взиманию дани, "татарского выхода", Орда регулярно высылала любителей пограбить Русь).

1293. Князья Андрей Городецкий и Федор Смоленский-Ярославский (предок Андрея Курбского, кстати) приходят вместе с татарской ратью Тудана (Дюденя) и вместе с ней разоряют 14 городов, среди которых Москва.

1300. Московское войско побеждает рязанского князя Константина Романовича и татар в битве у Переяславля-Рязанского. "Тое же осени князь Данила Московски ходи на Рязань ратию и бися у города у Переяславля и одоле князь Данило и много татар изби, а князя Константина Рязанского изнимав приводе в Москву."

А вот в 1313 тверской князь, противник Москвы, ходит завоевывать новгородский Торжок вместе с татарами.

При Дмитрии Донском москвичи борются против Орды, а тверитяне и литовцы вместе с Ордой - против Москвы. Литовский князь Ольгерд ходит три раза на Москву в 1368-1372. Тверской князь Михаил Александрович получает в 1371 ярлык на великое княжение от хана. Вместе с "царевым (ханским) послом" и с татарским отрядом идет на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович ставит заставы и не пускает тверского князя с татарами во Владимир. Тверской князь отыгрывается на Новгороде, устраивая в 1372 страшную резню в новгородском пригороде Торжке.

Заметим, Дмитрию не нужен ордынский ярлык ("к ярлыку не иду" говорит ханскому послу) и также не хочет он, чтобы ханский ставленник был великим князем.

В 1374 году все русские княжества, вслед за Москвой, перестают платить дань Орде (к сожалению, ненадолго).

В 1380 литовский князь Ягайло так и летит на помощь Мамаю, но по счастью не успевает. (Кстати, Мамай не какой-то временщик, каким любят выставлять его профаны, к этому времени он уже 20 лет правит Ордой. Правда, не чингизид, но и Тимур не был чингизидом.)

В 1382 хан Тохтамыш, союзник вовсе не Дмитрия Донского, а Литвы, сжигает Москву и истребляет десятки тысяч жителей города. С татарскими хоругвями (полками) литовский князь Витовт будет ходить на Псковское княжество в 1426.

А вот на тему "вольного Новгорода". В 1375 новгородцы на 70 ушкуях во главе с главарем Прокопом прошли по рр. Волге и Костроме до г.Костромы, взяли ее хитростью, грабили, жгли и полонили неделю. Затем был разграблен и Нижний Новгород. Взятых пленников новгородцы продали татарам в Казани. (Таковы были разбойничьи реалии удельного периода. Московскому государству потом пришлось долго выкорчевывать практику и мышление удельного времени.)

1472. Хан Золотой Орды Ахмат идет на Московское княжество через литовскую территорию с проводниками, выделенными королем Казимиром IV. Ахмат "поиде изгоном на великого князя... с проводники, и приведше его проводники под Олексин городок с Литовского рубежа". Ордынскому походу предшествовали переговоры литовского посланника с ханом. Ордынцы уничтожили почти все население г.Алексин, который оказал им ожесточенное сопротивление.

1480. Хан Золотой Орды Ахмат идет на Московское княжество через литовскую территорию с литовскими проводниками, выделенными королем Казимиром IV, приходит на московско-литовскую границу на Угре, где и состоится знаменитое Стояние, завершившее эпоху ига.

(Список наиболее крупных набегов Золотой Орды на Русь можно посмотреть здесь.)

1501. Хан Большой Орды Ших-Ахмет ходит в набег на Московскую Русь с литовскими проводниками и по просьбе короля Александра.

Самостоятельное Крымское ханство возникло в 1443, когда чингизид Хаджи-Девлет Гирей, родившийся в литовском городе Троки и владевший литовским городом Лидой (ныне Белоруссия), был провозглашен крымским ханом. Этого, с позволения сказать, белоруса посадили на ханский трон с помощью войск великого литовского князя Казимира IV. "И князь великий Казимир того царя Ач-Гирея послал из Лиды в орду Перекопскую на царство, одарив, с честью и с большим почетом, а с ним послал посадить его на царство земского маршала Радзивилла. И Радзивилл проводил его с почетом до самой столицы его, до Перекопа, и там именем великого князя Казимира посадил его Радзивилл на Перекопском царстве."

Всю свою историю ханство будет заниматься захватом рабов в русских землях и продажей их через работорговые фактории сперва итальянским, а с 1485 османским купцам. Но и после этого русский "живой товар" поступал в Европу. "С конца XVI века, в XVII и даже XVIII столетии Венеция и Франция употребляли русских рабов на военных галерах как гребцов-колодников, вечно закованных в цепи." (проф. В.И. Ламанский) В набегах участвовало кочевники не только самого полуострова, но и полосы причерноморских степей, и волжские ногаи, и воины с Северного Кавказа.

1512. Крым, по договоренности с поляками, срывает поход русских войск на Смоленск. В марте калга Мухаммед-Гирей ходил на Северские земли Московского государства вместе с литовскими войсками под командованием киевского воеводы А. Немировича и каневского старосты Е. Дашкевича. Чернигов, Стародуб и Новгород-Северский выстояли, но крымцы увели в плен 80-100 тыс.чел. На протяжении всей русско-литовской Смоленской войны (1512-1522) крымские татары - в союзе с Литвой, совершают разорительные набеги на Московскую Русь.

1515. Хан Магмет-Гирей выдвигает России размашистые политические требования: отдать Крыму восемь северских городов и вернуть Смоленск обиженному Сигизмунду.

Сообща с крымцами в северской земле действуют литовские отряды, возглавляемые Г. Немировичем и Е. Дашкевичем, вместе они берут большой полон.

Летом 1517 г. в набег отправилось 20-тысячное крымское войско, в котором находились также "литовская сила и Черкасы". Проводником у крымского хана был литвин Якуб Ивашенцов, обеспечивший проход крымской орды по литовской территории. Сигизмунд обещал крымскому хану за поход на Москву "скромный подарок" размером в 30 тыс. золотых. Как сообщает Патриаршая летопись: "Краль (король) таинственно соединился с Крымскым царем Маагмед-Гиреем и многих воинств даде ему в помощь на великого князя".

В июле-августа 1521 крымцы действуют вместе с казанцами и литовским отрядом Е. Дашкевича, вместе с союзниками прорываются в глубокие тылы Русского государства. Литовский Острожский летописец говорит о 300 тыс. пленников, уведенных из Московской Руси. За этот набег король Сигизмунд I платит крымскому хану Магмет-Гирею 15 тыс. червонцев.

В 1533-1537, во время русско-литовской Стародубской войны, крымские татары опять в союзе с Литвой, с королем Сигизмундом. Совершают набеги, отвлекая московские силы от литовского порубежья. В 1534 гетман Радзивилл ходит разорять Северские земли Московского государства вместе с татарами.

Когда в августе 1535 литовцы и поляки берут Стародуб (и заодно уничтожают всё его население), крымцы отвлекают московские войска нападением на берега Оки. Сигизмунд I платит крымцам за набеги на Россию по 7500 червонцев ежегодно и на такую же сумму посылает сукна.

В 1558 Иван IV послал грамоту и послов польскому королю Сигизмунду II Августу. Послы предложили полякам вечный мир и союз против Крымского ханства, а также сообщили, что собрано большое московское войско для похода на Крым. Послы тактично не поднимали вопрос о том, какие разорения чинят литовцы проезжим московским купцам и порубежным московским землям, но напоминали, что московские ратники "стоят… на Днепре, берегут христианство от татар, и от этого их стоянья их на Днепре не одним нашим людям оборона, но и королевской земле всей защита; бывал ли хотя один татар за Днепр с тех пор, как наши люди начали стоять на Днепре?"

Однако польский король хотел войны с Москвой, а не с Крымом. Сигизмунд II Август отверг договор с царем Иваном IV и возобновил союз с Крымом, направленный против Москвы. Для польского короля борьба против москалей гораздо важнее, чем защиты подданных от татарского аркана.

В последующие годы крымские татары хана Девлет Гирея действую тесно в союзе с поляками и литовцами. Происходит около 20 крымских набегов на Московскую Русь, в том числе набег 1571 с сожжением Москвы.

В марте 1565 польско-литовские войска под началом изменника Курбского совершают разорительный набег вглубь русской территории, в регион Великих Лук. "Так же и по воле короля Сигизмунда-Августа должен был разорить Луцкую волость... пятнадцать тысяч с нами воинов было: измаильтян и других еретиков, обновителей древних ересей, врагов креста", - пишет сам Курбский в третьем послании царю.

Разгром крымцев и турок московским войском в эпохальной битве при Молодях 1572 г. (в этом году этой победе исполнится 440 лет) почти на 10 лет охладило набеговую активность ханства, но западные союзники как всегда помогли.

Как сообщал участник второго похода Стефана Батория пан Зборовский, во второй половине августа 1580 черкасский староста, князь Вишневецкий, "соединившись с дикими татарами, зашел в глубь московских земель и угнал больше 3000 пленных и больше 10000 скота".

Набег хана Казы-Гирея в 1591 на Русь был опять-таки согласован со шведами, против которых как раз воевала Москва.

Война русских против поляков в 1632-1634 гг. сопровождалась страшными разорениями всего южного пограничья Московского государства. В 1632, начиная с мая, по нему растекался поток крымцев, с ними шли турецкие янычары с "огненным боем". Были преданы опустошению Курский, Белгородский, Новосильский, Мценский, Орловский уезды. Это привело к задержке русского похода на Смоленск, который начался не весной, а в октябре.

В 1633, в разгар осады Смоленска, на Русь пришли ногаи и 20-30 тыс. крымцев с "огненным боем". Они осаждали Ливны, накатывались два раза на Тулу, по серпуховской дороге дошли до Оки, приступали к Серпухову, Кашире, Веневу, ходили под Рязань. 8 тыс. чел. русского полона было приведено в Крым.

Гетман Радзивилл по сему поводу заметил: "Не спорю, как это по-богословски, хорошо ли поганцев напускать на христиан, но по земной политике вышло это очень хорошо!"

Многие дети боярские украинных городов бросили смоленское осадное дело и отправились на степное пограничье, где резали и уводили в плен их родных и близких.

(Каждый набег, помимо увода пленников, сопровождался уничтожением тех, кого нельзя увести в плен - в первую очередь, младенцев и стариков, а также разрушением и разграблением материальных ценностей. Анатомия обычного набега - см. примечание *)

В 1634 в Крым из Польши была послана казна "за московскую войну", на 20 телегах.

Вообще именно Москва постоянно строит засечные черты и крепости, увеличивает глубину действия сторожевой и станичной службы, мало по малу отодвигая крымцев к Перекопу и сокращая количество набегов. (О том, как жил русский фронтир можно посмотреть здесь.) Польша-Литва же, как правило, беспомощна перед набегами крымцев, все её силы расходуются на борьбу с Москвой. Москва фактически выполняет работу по сдерживанию Крыма, которая идет на пользу и Речи Посполитой.

А теперь вспомним гетманскую Украину времен Выговского и Дорошенко - любовь свидомитов. Гетман Выговской вместе с крымцами вероломно напал на московское войско под Конотопом. Гетман Дорошенко стал вассалом султана, привел союзников - турок и крымских татар - на Правобережье для укрепления "самостийности". В результате Правобережье опустело. Крымцы торговали малорусскими рабами на глазах у гетмана. Те малорусы, которые не были уведены "союзниками" в рабство, бежали на левый берег Днепра, контролируемый московскими войсками.

Последний набег крымцев на Россию (р-н Новой Сербии, позднее Новороссия) состоялся в 1769. Его жертвами стало более 20 тыс. чел . Набег проходил практически на глазах французского посланника в Бахчисарае барона де Тотта. Просвещенный европеец, называвший хана "татарским Монтескье", обшучивал подробности насилия над пленницами.

Впереди у русских войск было еще замирение кочевых сообществ азиатской степи и остановка набеговой экономики кавказских гор...

В заключение - исчерпывающая цитата из С.М. Соловьева: "Наша многострадальная Москва, основанная в средине земли русской и собравшая землю, должна была защищать ее с двух сторон, с запада и востока, боронить от латинства и бесерменства, по старинному выражению, и должна была принимать беды с двух сторон: горела от татарина, горела от поляка. Таким образом, бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтоб избавиться от врагов, грозивших со всех сторон, чтоб сохранить главное благо - народную независимость; бедная средствами сельская земледельческая страна должна была постоянно содержать большое войско."

* Примечание. Анатомия обычного набега: краткая выписка из из ведомости о крымско-татарском разорении Белгородского края в 1680 (в это время они уже составлялись весьма подробно): "Всего взято и побито и позжено в приход воинских людей Крымскаго хана с ордами в Белгороде и в иных городах, которые писаны в сих книгах выше сего... руских людей и черкас (малорусов - авт.) и жен и детей и всяких чинов людей три тысячи двести пятьдесят восемь (3258) человек... И всего недорослей (от 15 лет и меньше- авт.) мужска и женска полу восемьсот сорок (840) человек.. Да уних-же взято двадцать четыре тысячи сто девяност три скотин, 4828 ульев с пчелами, да уних сожжено 4 церкви да 688 дворов, 4 мельницы, 8 хуторей."

Основные источники:

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3-7. М., 2001
Хроника Быховца, М.1966
Керсновский А.А. История русской армии. М., 1994
Каргалов В. В. Русь и кочевники. М., 2004
Каргалов В.В. На степной границе. М.:Наука, 1974
Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского Государства. М.1887
Дневники второго похода Стефана Батория на Россию (1580 г.). М. 1897
Полное собрание русских летописей, репринт 1904. Патриаршая или Никоновская летопись, т.13, М.:Наука.1965
Использованы фрагменты из книги: Тюрин Александр. Война и мир Ивана Грозного. М., 2009. html



Александр Тюрин