Они не либералы. Они – каннибалы

       

                                     

                             Люди, провозгласившие себя российскими «либералами», на самом деле чужды всех традиционных черт либерализма – кроме приверженности его устарелых форм рыночному фундаментализму. Чужды они и традиционной для подлинного (особенно российского) либерализма социальности.

 Либерализм, собственно, и родился именно как вера в человека, как уважение к человеку и высокий гуманизм, предполагавший, что свободный человек – действительно может всё.
 И российские либералы конца XIX – начала XX веков, и западные либералы того времени были и близки рабочему движению, и участвовали в защите прав рабочих, и часто действовали в союзе с социалистами.

 На учредительном съезде либеральной Конституционно-демократической партии в 1905 году Милюков как её отличительные черты определил неприятие «манчестерства» (дикого капитализма) и ориентацию на социал-реформизм.
Съезд принял постановление, приветствовавшее «мирное, и вместе с тем грозное» рабочее забастовочное движение, поддержал его требования.

 Пунктами принятой в 1913 году программы кадетов были:
- право стачек;
- законодательная охрана труда;
- 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;
- всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.

 Можно ли представить, чтобы сегодня в России политики, называющие себя либералами, выступили с такой позицией?
Главный их принцип: «Хочешь жить – плати за всё».

Идеология у них «манчестерская»: прав тот, кто сильнее, кто беден – сам виноват в своей бедности.
Они отстаивали и будут отстаивать прямо противоположное:
- в отношениях с работником – всегда прав предприниматель;
- 60-часовую рабочую неделю (12-часовой рабочий день);
- увеличение пенсионного возраста;
- платное здравоохранение;
- платное образование…

В Англии второй половины XX века потомок Кромвеля Томас Грин подверг пересмотру все базовые положения рыночного фундаментализма.
Он провозгласил тезис о необходимости «позитивной свободы». То есть равных стартовых условий всех граждан. Государственной защиты интересов рабочих. Законодательного закрепления права на труд, права на медицинскую помощь. Права на общедоступное для всех образование. И провозгласил целью либерализма построение бесклассового общества.

Именно этим путем шел и либерализм в США, превративший США во времена Рузвельта из периферийной «развивающейся страны» – в мировую сверхдержаву.

Рыночный либерализм привёл США к кризису 1929 года. Социальный либерализм сделал Америку великой страной.

От российских «либералов» нельзя услышать ничего подобного. Всё, что они предлагают обществу, сводится к взятому из древнеиндийской философии (которую они, впрочем, и не читали) «закону рыб». Суть которого в простом: сильная рыба пожирает слабую рыбу.

«Либералы» по рецептам Гайдара и Чубайса провозгласили в 1991–1992 годах «либерализацию цен» – право продавца на неограниченное их повышение. Это неправда, что тогда «реформаторы наполнили прилавки», – они просто лишили покупателей денег, на которые те могли бы товары покупать, и товары остались на полках. Хотя производить их стали меньше, чем до прихода «либералов» к власти.
Они утверждают право богатого покупать товары по любой цене – и право бедного их не покупать. Право богатого жить – и право бедного умирать.

Неправда, что они создали в стране класс эффективных собственников, – они лишь роздали предприятия, созданные трудом всех, в пользование своих друзей, умевших не организовывать производство, а лишь его распродавать.

«Бедный сам виновен в своей бедности» – было и остаётся их лозунгом. Девизом и принципом.

Распродавая предприятия по бросовым ценам, они действительно затыкали дыры в бюджете. Образовавшиеся за счёт того, что они не умели управлять. Не умели организовывать производство. Не умели производить.
Они много говорят о том, что Россия сидит на «нефтяной игле» и не развивает передовые виды производства.
Но это они уничтожили профессионалов, способных его развивать. Это они выморили квалифицированных рабочих. Это они привели к деградации образования – лишив страну возможности на качественном уровне готовить современных специалистов.

Сегодня они зовут к новой приватизации. Чтобы продать всё то, что продать не успели. И чтобы распродать то, что успели собрать в государственные руки.
Они «а-либеральны» – то есть полностью разорвали со всем прогрессивным, что было в прежнем либерализме в России.

И они антисоциальны – как потому, что не хотят тратить деньги на социальные нужды и на развитие общества, так и потому, что их деятельность разрушает социум.
В них нет прогрессивного технократизма, который был в либерализме Европы и США сто лет назад и который есть там и сейчас. В них нет сострадания и милосердия, которые всегда были свойственны русским либералам.

Они не либералы. Они – социал-дарвинисты. Признающие право на жизнь лишь за хищниками. И в социальном плане они – обыкновенные людоеды.
И, может быть, нужно подумать о том, чтобы начать относится к ним уже не как к заблуждающемуся меньшинству, но именно как к меньшинству, которое в силу разных причин не может жить иначе, нежели своего рода каннибализмом.

            Сергей Черняховский