Одно из научных суеверий, которое мы приобрели, можно сказать со школьной скамьи, является убеждение в том, что юлианский календарь отстает от точного времяисчисления на 11 минут в год. Чтобы показать, что этот "научный силлогизм", ставший штампом нашего мышления, основан на ложных посылках, мы обратимся к структуре и числовым характеристикам юлианского календаря.
Исследователи хронологий и истории календарных систем как бы вскользь отмечали, что год юлианского календаря представляет собой почти среднюю величину между солнечным и звездным годами. Однако, в известных нам работах по хронологии никто не обращал на этот факт серьезного внимания. Это тем более странно, что задолго до юлианского календаря солнечный и звездный года были определены у различных народов мира с большой точностью (таблицы Гиппарха, кумранский календарь и др.). Характерно, что многие календари имели такую же величину года как юлианский календарь. Неужели это только совпадение? Обычно ссылки на совпадения, случайности и ошибки являются средством прикрытия интеллектуального бессилия и неспособности или нежелания разобраться в возникших проблемах. Это та же дискредитация исторических первоисточников, чем и занималась рационалистическая наука, или, если угодно, антинаучный панкритицизм последних столетий.
Мышление древних было более цельным и объемным, чем мышление современного человека, который стремится только зафиксировать факт без его философского и религиозного осмысления. Характерно, что год древнекитайского календаря, почти совпадающий с годом юлианского календаря, считался неприкосновенным, и когда в 11 веке по Р.Х. имперская власть захотела заменить этот традиционный календарь новым, солнечным календарем, с характеристиками, близкими к григорианскому календарю, то встретила протест и сопротивление во всех слоях общества китайской империи, что грозило перейти в восстание, и проект календарной реформы был отложен.
Современные исследователи, вопреки фактам, считают, что автор юлианского календаря - великий александрийский астроном Созиген - не знал таблиц своего не менее знаменитого предшественника и соотечественника Гиппарха, - таблиц, которые являлись учебным пособием для астрономов последующих столетий. Критики юлианского календаря для защиты своих взглядов пошли на провокацию – голословно обвинив александрийских астрономов и календарную коллегию Юлия Цезаря в невежестве.
Теория эволюционизма рассматривает векторы истории как прямолинейные линии: из питекантропа произошел современный человек, из Созигена, в результате научных мутаций, - Галилей и т.д. Но для нас античность это период не дикости, а особой культуры и особого мышления человека, отличающегося синтетической цельностью. Гений древнего мыслителя шел от общего к частному, от гармонии мира - к конкретным феноменам и законам. Современный человек пытается идти от частного к общему, поэтому строит гипотезы и затем сам разрушает их, как ребенок домик из кубиков.
Юлианский календарь отразил в себе гармонию космоса через сочетание космических ориентиров. Отправной точкой юлианского календаря было определение года в 365 суток и 6 часов, где взята средняя величина между солнечным (тропическим) и звездным (сидерическим) годами; эта величина была философски осмыслена и сознательно изменена (на 1 минуту), для того, чтобы в календаре нашли отражение повторение фаз луны - 19-ти летний метонов цикл, - а также совпадение дней недели с числами месяца в 28 -летнем периоде.
Юлианский календарь заключает в себе звездный, солнечный и лунный ориентиры. Его главное достижение, которое можно назвать научной гениальностью, это строгая цикличность, которая, не прерываясь, приходит в бесконечность. Точность каждого календаря необходимо рассматривать по отношению к его парадигме.
Поэтому, чтобы определить математическую точность юлианского календаря, следует взять среднюю величину солнечного и звездного годов, и затем сравнить ее с тем отклонением от координат, на которое пошел Созиген для того, чтобы сохранить беспрерывную цикличность и периодичность своего календаря.
Для нас главное – определить принцип, поэтому мы несколько округляем числа. Между звездным и солнечным годами разница составляет 20 минут, 24 секунды. Год юлианского календаря меньше звездного года на 9 минут, 10 секунд, и больше солнечного года на 11 минут, 14 секунд, следовательно, отклонение от средней величины солнечного и звездного годов (5 часов, 58 минут, 58 секунд), будет равно 1 минуте, 2 секундам, а вовсе не ошибка в 11 минут, 14 секунд, как считают те, кто навязывают юлианскому календарю ориентир солнечного года, то есть другую парадигму. Возьмем простейший расчет: 365 суток, 5 часов, 48 минут, 46 секунд (величина солнечного года) + 365 суток, 6 часов, 9 минут, 10 секунд (величина звездного года) представляют в сумме 730 суток, 11 часов, 57 минут, 56 секунд. Эта сумма, разделенная на 2, представляет собой 365 суток, 5 часов, 58 минут, 58 секунд – это средняя величина звездного и солнечного годов. 365 суток, 6 часов (величина юлианского года) минус 365 суток, 5 часов, 58 минут, 58 секунд будет равна 1 минуты, 2 секунд. Таким образом, отклонение юлианского календаря от своих координат, за 1675 лет - период с 325 года (времени I Вселенского Собора) до 2000 года, - составляет не 13 суток, как считают сторонники гипотезы о "счастливой ошибке" Созигена, которая неожиданно создала непревзойденную гармонию его календаря, а приблизительно 1 сутки 5 часов. Таким образом, с точки зрения математической точности, календарь, который отклоняется на 1 сутки приблизительно за 1394 года, вполне отвечает астрономическим требованиям.
Итак, повторяем, юлианский календарь рассматривался астрономами нового времени, в том числе календарной комиссии папы Григория XIII (16в.), не по ориентиру на звездно-солнечный год, а в чуждой ей парадигме простого тропического года. О несостоятельности взгляда, рассматривающего тропический год как эталон, свидетельствует факт существования звездного, солнечного, лунного, солнечно-лунного, планетного и других видов календарей.
Если мы примем за координаты юлианского календаря то, что подсказывает его числовой текст и менталитет древних астрономов, называемых "философами" (Страбон), то мы увидим превосходство юлианского календаря над другими календарными системами.
Григорианский календарь создал трагическую ситуацию в церковной литургике - разрушив пасхалию и деформировав богослужебный устав; он произвел путаницу и беспорядок в исторической хронологии, которые современный исследователь календарей, астроном Идельсон назвал "математическим абсурдом" (Идельсон "История календаря"). Характерно, что самый крупный астроном последнего времени Ньюкомб, названный "отцом современной астрономии" был сторонником возврата к юлианскому календарю.
ПРИЛОЖЕНИЕ – ТАБЛИЦА
Тропический (солнечный год) – 365 суток, 5 ч. 48м. 46с.
Звездный (сидерический год) – 365 суток, 6ч. 9м. 10с.
Юлианский год – 365 суток, 6ч.
Григорианский год – 365 суток, 5ч. 49м, 12 с.
Юлианский год больше солнечного на 11м. 14с.
Юлианский год меньше звездного на 9м. 10с.
Разница между звездным и солнечным годами – 20м. 24с.
Средняя величина звездного и солнечного годов – 365 суток, 5ч. 58м. 58с.
Отклонение юлианского года от средней величины звездно-солнечного года – 1м. 2с. (365 суток, 6 часов минус 365 суток, 5 часов, 58минут, 58 секунд = 1м. 2с.)
Комментарии