Не прогибаться под мир

На модерации Отложенный

Обращенный к Церкви призыв "быть в мире, но не от мира" (Ин. 17:15-17) отражает суть Церкви — ее инаковость по отношению и к государству, и к обществу.

Настаивая на симфонии или конкордате, церковь полагает себя равной государству. Однако Христос не полагал такого равенства.

И всегда, когда Церковь об этом забывала, она переживала унижение.

История Церкви полна примеров того, как вслед за соблазном мирного взаимодействия неизбежно следовала подмена: духовного авторитета – властью кесаря, свидетельства о Христе – пропагандой национально-религиозной идентичности, а идеала Царства Божьего – различными вариантами "империи Христа".

Евангельский Дух "дышит, где хочет" (Ин. 3:8). Евангельское движение, Им вдохновляемое, не может стремиться ни к конкордату, ни к симфонии. Суть благовестия в том, что Царство Божие приблизилось, и Оно не есть лучшее из земных царств. Ибо Его Царство всегда сокрушает порядок этого мира, чтобы судить и одновременно спасать этот мир (Дан. 2:44-45).

Но тогда как обеспечить правовое взаимодействие с миром и его управляющими структурами? Где та грань, за которой сотрудничество Церкви с государством превращается в соглашательство, идолопоклонство, или даже лизоблюдство?

Нам на Соборе важно найти ответы на эти вопросы, а также на вопрос: как можно продуктивно взаимодействовать с принципиально другим?

Как Божье может со-трудничать с кесаревым?

Церковь есть "община для мира". Так утверждал Карл Барт.

Чтобы понять природу церкви, нужно уловить истину, просвечивающуюся сквозь зазоры антиномий. Судите сами:

Мы призваны служить миру, но не должны "прогибаться" под этот мир.

Мы посланы нести слово о примирении и вынуждены вести духовную войну.

Нам нужно "хранить себя неоскверненными от мира" (Иак. 1:27), сохраняя максимальную к этому миру открытость.

Наша миссия в том, чтобы вырывать людей из царства мира сего, возвращая их в этот мир свидетелями и посланниками. Ведь чтобы быть закваской чего-либо, нужно быть в этом не будучи этим.

Потому христианская миссия – не вписаться, не договориться с современным обществом о своем месте, пусть даже почетном, она в свидетельстве об ином бытии, иной правде и ином свете.

Мы твердо уверены в том, что Церкви необходимо блюсти свою инаковость, не поддаваясь ни соблазну близости к мирской власти, ни  искушению многообещающей социализации. Но при этом – открыто работать с этим миром  и заквашивать его, тем самым реализуя свое право свыше на радикальное изменение – преображение этого мира.