Рустам АЛИ
О том, что ливийские конфликтные вопросы до конца не решены и могут перерасти в региональные проблемы, ведущие аналитики и обозреватели писали и раньше. Раньше всего аукнулось в Мали. В понедельник Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА), борющееся за независимость населенного туарегами региона в пустыне Сахара, объявило о независимости Бамако. Боевики НДОА захватили древний город Тимбукту в центральной части и Кидал на севере Мали. В это же время военный переворот произошел в самом Бамако. Столицу захватили молодые офицеры, недовольные положением дел в стране. Напомним, что туареги борются за получение независимости региона Азавад, включающего в себя северо-восток и восток Мали, север Буркина-Фасо, запад и северо-запад Нигера, а также юго-восток Алжира и юго-запад Ливии. Так что на Мали все только начинается.
Боевые действия на севере Мали прекратились естественным путем: захватив более половины территории страны, повстанцы-туареги остановили наступление. За городом Тимбукту заканчивается их естественная среда обитания - пустыня. Там уже совсем другое население - оседлые африканцы. Устанавливать контроль над их городами туарегам нет необходимости. Да и возможностей для этого тоже нет - не столь уж многочисленны их отряды, чтобы оставлять гарнизоны в каждом взятом населенном пункте.
Территория проживания туарегов (сами они называют ее Азавад) поделена между Мали, Нигером, Буркина-Фасо, Алжиром и Ливией. Туарегов насчитывается до 5,5 млн человек. В Мали и Нигере они ведут борьбу под лозунгом создания собственного государства. В Нигере последнее восстание туарегов длилось два года - с 2007-го по 2009-й - и получило название «урановая война»: боевые действия нанесли серьезный ущерб добыче урана, которую ведут французские и китайские компании.
Сегодня даже без южных районов в Мали под властью повстанцев оказалась огромная территория (равная двум Германиям), на которой не осталось ни одного гарнизона правительственных войск. По мнению западных экспертов, на территории Азавада действуют несколько объединений туарегов - сепаратистское НОАД, фундаменталистская «Ансар ад-Дин», которую возглавляет шейх Ийяд аг-Гали, и самая непримиримая - «Аль-Каеда» в странах исламского Магриба (АКИМ). Многие из обозревателей боятся роста количества лагерей подготовки террористов и боевиков.
Эксперты сомневаются, что руководство Мали сумеет в скором времени восстановить территориальную целостность страны. Во-первых, законный президент страны Амаду Тумани Туре свергнут военной хунтой, а путчистов же не признает ни одно государство. Во-вторых, в ходе боевых действий против туарегов армия Мали показала себя с наихудшей стороны. В-третьих, по своему оснащению армия Мали безнадежно уступает повстанцам. Многие же туареги во время гражданской войны в Ливии сражались в элитных подразделениях армии Муамара Каддафи. Ну и, в-четвертых, несмотря на обещания помочь в борьбе с сепаратистами, соседние страны (в первую очередь Нигер и Буркина-Фасо) едва ли решатся вступить в открытое противостояние с туарегами Мали. Армии этих государств по боевым качествам и оснащению мало отличаются от малийской.
Таким образом, главным итогом гражданской войны в Мали может стать появление на севере страны непризнанного государства туарегов. Ни правительственные войска, ни совершившие военный переворот путчисты не смогут в обозримом будущем восстановить контроль над потерянными районами, где уже устанавливаются свои порядки. Таким образом, у мира появляется еще один экстремистский анклав, бесконтрольная территория помимо сектора Газа, Йемена, Сомали и района афгано-пакистанской границы. Что касается военных, которые совершили переворот и захватили власть 22 марта, то в отличие от той же Сирии, Ливии, Египта, Туниса и ряда других стран, международное сообщество их даже не признает. Границы со страной закрыты, а Центральному банку Мали перекрыли доступ к региональному ведомству. Фактически революцию в этой стране пытаются просто «задушить» санкциями. А Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) ввело санкции против нынешнего руководства.
Как отмечает американский телеканал CNN, военный переворот в Мали состоялся в результате захвата власти группой вооруженных лиц после того, как в стране был демократическим путем определен избранный народом президент. «Все дипломатические, экономические и финансовые связи будут прекращены с Мали вплоть до полного восстановления конституционного порядка в стране», - заявил председатель ЭКОВАС, президент Кот-д’Ивуара Алассан Уаттара. Несмотря на это, молодой офицер, лидер путча, капитан Амаду Хайя Сэного отказался уйти в отставку.
The New York Times пишет, что военная хунта уже пытается навести порядок в стране и озабочена ее будущим. Вчера в Мали планировалось провести «общенациональное собрание», на котором «демократическим путем», методом «консенсуса», должны будут выработаны основные положения дальнейшего развития страны, утверждает Сэного. На недавней пресс-конференции в столице Бамако он также заявил, что свергнутый президент Амаду Тумани Туре может быть привлечен к уголовной ответственности «за государственную измену и финансовые махинации».
Впрочем, по данным информагентства Associated Press, Сэного не исключает своей отставки в отдаленном будущем. «Мы должны вернуться к конституционному порядку, но с новым Мали. Наше государство больно в самой глубине своего существа», - рассказывал он недавно. И предложил «всем политическим классом и всеми членами общества провести Национальное собрание». Как это будет выглядеть на практике в разваливающемся 15-миллионном государстве, предсказать решительно невозможно.
В самой стране сейчас паника. Люди выстраиваются в очередях на автозаправках. Дело в том, что Мали импортирует все свое топливо из Кот-д’Ивуара и Сенегала, которые уже ввели торговое эмбарго в отношении соседа. Ожидается также, что в стране начнутся перебои с подачей электроэнергии. Апрель традиционно считается одним из самых жарких месяцев в году в Мали, а слабая система гидроэнергетики может не выдержать возросшую на нее из-за засухи нагрузку. Обычно в жаркие месяцы в стране для поддержания стабильной работы электросетей используют дизельные генераторы, но в этом году для них просто не будет топлива.
ООН насчитала в Мали уже как минимум 200 тысяч беженцев. Большинство ими стало из-за того, что их дома в ходе военных операций были попросту уничтожены. Вдобавок в стране царит засуха. И если случится так, что не сможет поступать международная помощь, ее может ждать настоящая гуманитарная катастрофа.
Между тем в вышеупомянутой Ливии Переходный национальный совет (ПНС) объявил в среду три района к западу от Триполи «закрытыми военными зонами». Режим чрезвычайного положения введен в Зуаре в 120 км от Триполи, Эль-Джумейле и Регдалине. Как заявил глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль, власти намерены применить силу, если враждующие там стороны не прекратят насилие. «Мы будем преследовать всех, кто ставит под угрозу жизнь мирных людей», - отметил он. Через Зуару пролегает стратегическая трасса, связывающая Триполи с соседним Тунисом, откуда снабжается столица. Этот город населен преимущественно берберами, которые поддержали в прошлом году вооруженное восстание против Муамара Каддафи. В окрестных деревнях проживают, главным образом, этнические арабы, выступавшие на стороне полковника.
|
Комментарии