На площадях Ирана уже скандируют «Смерть России!»

На модерации Отложенный МИД России сделал ошибку, жестко поставив на Ахмадинежада

В борьбу за пост высшего руководителя Исламской республики вступил аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани – бывший президент страны и нынешний глава Совета экспертов, который обладает полномочиями избирать духовного лидера. Новый эпат борьбы за власть в верхах сопровождаются демонстрациями оппозиции под лозунгами «Смерть России!», и «Россия - позор тебе! Оставь мою страну в покое!» Так несогласные с результатами президентских выборов отреагировала на лояльное отношение России к действующему режиму в Иране. Почему оказалась возможным подобная ситуация, как она отразится на отношениях между Ираном и Россией, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

«СП»: – Евгений Янович, куда смотрел наш МИД, когда спешно поздравлял Ахмадинежада с победой на выборах?

– Наш МИД стремиться быть хорошим для всех тех чиновников, с которыми имеет дело. Это не только в отношении Ирана. Героическое требование, суровое и чрезвычайно строгое, замминистра иностранных дел РФ к Израилю прекратить строительство в поселениях в Сирии – из той же области.

Наши профильные чиновники выступают в качестве начальников департаментов и замминистров иностранных дел Сирии, Ливана, Палестины, Ирана, а не Российской Федерации. Исходя из того, как они себе представляют необходимым дальнейшую собственную карьеру. Из того, с кем им необходимо пить кофе, подписывать документы или получать подарки.

Иногда возникает ощущение, что эта политика подставляет Россию. Ибо при очень хорошем министре иностранных дел, который не может разорваться на части, и занимается, в основном, проблемами взаимоотношений с США, у него есть еще штат сотрудников, который иногда никуда не годится.

«СП»: – Так как же можно оценить нынешнюю ситуацию с Ираном?

– Как забегание вперед паровоза. В иранском случае – с демонстративными поздравлениями президента Ахмадинежада, при отсутствии минимального, свойственного дипломатам понимания, что нельзя становиться на одну сторону, что всегда надо сказать что-нибудь, что было бы услышано и противостоящей стороной в ситуации предгражданской войны.

Что в руководство страны могут прийти совсем не те люди, которые сегодня, как объявлено, победили на выборах. Что великой державе, вообще говоря, не свойственно суетиться и торопиться, боясь не успеть поздравить человека, который, безусловно, пришел к власти, жестко задавил оппозицию, но и расшатал – что не удавалось никому, кроме него – режим в той самой стране, в которой он формально взялся быть президентом. И что нам, как соседу этой страны, придется здорово икать, если мы твердо станем либо на одну сторону, либо на другую.

«СП»: – А что нужно было делать?

– Нужно, наверное, поступать мудрее. Всегда можно было сказать какие-то слова осуждающие, выражающие озабоченность, какие угодно другие, которые бы были восприняты противниками Ахмадинежада как то, что Россия не ставит жестко на президента Ахмадинежада.

«СП»: – А мы жестко ставим на Ахмадинежада?

– С чего бы РФ ставить жестко на Ахмадинежада – один Господь знает. Возможно, некоторая часть наших чиновников уже превратилась в корпус стражей Исламской революции. Или эти люди думают не об интересах России, а о чем-то другом – например, своей пенсии, местах в каких-то компаниях, совершенно необязательно российских.

Такого рода действия подставляют нашу страну, подставляют не первый раз, не первое десятилетие. И, строго говоря, разницы в глупом заискивании нет, будь то заискивание перед США, или перед Исламской республикой Иран, или перед Сирийской арабской республикой. Это не иностранная политика, а вопиющий непрофессионализм.

«СП»: – Но ведь нам постоянно говорили о каких-то особых наших отношениях с Ираном, российской помощи этой стране. Куда это делось?

– Россия немало сделала для Ирана за последние два десятка лет, чтобы вывести его из-под санкций, Россия немало делает для Ирана, чтобы не было военной операции против него. Но Иран, иранское руководство действующее, и иранское руководство будущее вытирали, вытирают и будут вытирать о Российскую Федерацию ноги. Чему немало способствует деятельность отечественной дипломатии.

Как Иран дожил до ссоры с Россией

Во время пятничной молитвы Хашеми Рафсанджани выступил с проповедью в Тегеранском университете. Как отмечает «Коммерсант», экс-президент противопоставил действия пророка Мохаммеда и основателя Исламской республики аятоллы Хомейни и действия нынешнего духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи. В выступлении он подчеркивал, что пророк и аятолла Хомейни всегда прислушивались к голосу народа.

На проповедь Хашеми Рафсанджани пришло, по разным данным, от нескольких сотен тысяч до 1 млн человек, произошла стихийная акция протеста. Как пишет сайт Global Voices Online, вместо традиционных лозунгов «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!» собравшиеся скандировали «Смерть России!»

На сделанных видеозаписях слышно, как выступающий произносил в громкоговоритель «Смерть Америке», «Смерть лицемерам», «Смерть Англии», в ответ толпа скандировала «Смерть России», «Россия - позор тебе! Оставь мою страну в покое!»

Напомним, что 12 июня на президентских выборах в Иране действующий глава исполнительной власти Махмуд Ахмадинежад был переизбран на второй срок. Он выиграл у кандидата от оппозиции Мирхоссейна Мусави, которого поддерживает Хашеми Рафсанджани. По Ирану прокатилась волна беспорядков, оппозиция обвиняла власти в подтасовке результатов голосования и требовала их отмены.

Эти события не изменили довольно лояльного отношения России к действующему режиму в Иране. Представители оппозиции Исламской республики отмечали в пятницу, что Москва одной из первых признала победу Махмуда Ахмадинежада. Сразу после выборов иранский президент отправился с визитом в Россию – на саммит ШОС в Екатеринбург.

 

http://www.svpressa.ru/issue/news.php?id=11588