Москвичей опять пытаются оставить без зеленого пояса
90 гектаров уникального леса пытаются отобрать у народа для строительства частных коттеджей.
Нужно сразу отметить, что и лесной массив не обычный - вековые деревья, которые сажали еще Долгорукие, Голицыны и Прозоровские. Облюбовал эти края в свое время и Никита Хрущев. Когда "МП" только начинала разбираться во всей этой истории, было известно, что на месте вырубки хотят построить гостиницы и пансионаты для гастарбайтеров (мол, не все же им по подвалам ютиться). Сейчас вроде бы планы поменялись - построят небольшой пансионат и 35 частных коттеджей. Что будет дальше и как преобразятся эти планы - вопрос.
Не секрет, что леса Подмосковья - легкие белокаменной. Да и жители области зачастую не уезжают из своих деревень именно из-за красивых зеленых пейзажей и свежего воздуха. Но чистый воздух, видимо, слишком большая абстракция для тех, кто решил вырубить вековые деревья в деревне Степановское.
- Это очень непростой лес, - рассказал "МП" археолог Сергей Мухин. - Он находится в 7 километрах от усадьбы "Архангельское" и соединяется с имением Голицыных. Усадьба и лес побывали во владении таких именитых родов, как Урусовы, Долгорукие и Бекетовы. Пейзажный парк усадьбы "Степановское" - чуть ли не единственный крупный объект садово-паркового искусства на западе Подмосковья, который полностью сохранился в своих исторических границах. Мои коллеги в 2007 году нашли на территории комплекса фундамент в форме мальтийского креста, что само по себе уникально для России. Теперь же это все хотят уничтожить. Археологи подавали документы в Министерство культуры МО, чтобы те признали комплекс архитектурной ценностью, но с документами в министерстве почему-то тянут...
Застройщиком леса выступает Газпром-Инвест (всегда думающий о нас), а люди, добивающиеся уничтожения зеленых "легких", работают аж с 2000-х годов в Управлении делами президента (тоже вроде как о нас должны думать).
- Эти деятели действуют античеловечно! - возмущается староста деревни Степановское Галина Гульдина. - Причем я об этом заявила еще на общественных слушаниях 21 декабря 2011 года, когда вопрос и предложили к рассмотрению.
Как пояснила женщина, согласно протоколу слушаний, все изначально были против вырубки леса и застройки территории. Но спустя полгода стало известно, что мэр Красногорского района все же одобрил вырубку, якобы получив разрешение от народа.
- Уже тогда все было незаконно! - вспоминает Гульдина. - По правилам, после слушаний документ нужно было подписать в течение месяца, а там полгода уже прошло.
Увы, все попытки пообщаться с мэром Красногорского района для разъяснения ситуации потерпели неудачу. В один день он был занят, во второй предложили переговорить с пресс-секретарем, рабочий телефон которого не отвечал. Пытаясь дозвониться до Бориса Рассказова в последний раз, я опять наткнулся на стену:
- Он на утренней планерке, общается с другими чиновниками, - ответила секретарь.
- И до какого часа длится планерка? - уточнил я.
- Бывает, до обеда, а бывает, до самого вечера, он же мэр все-таки.
Занятой человек, что ж поделаешь.
История с вырубкой леса и застройкой ее коттеджами усугубляется еще и тем, что деревья окружают 62-ю онкологическую больницу, которая находится на территории исторического комплекса. Больница, кстати, славится не только профессиональными врачами, но и своим уютом, который создается именно благодаря лесу.
- Ну что это за идея, строить тут! - возмущается местная жительница Нина Малыгина. - Сама территория больницы не так уж велика, но за счет того, что можно выйти за территорию и прогуляться в лесу, место становится поистине бесценным для всех больных. Любой врач вам скажет, что в окружении зелени люди лучше себя чувствуют.
Тем не менее часть деревьев уже благополучно свалили под прикрытием санитарной вырубки леса. Этого не стали отрицать и муниципальные власти, правда, настаивали на том, что вырубка была действительно исключительно лесозащитного свойства. Но вот у лесоводов несколько иной взгляд на предмет.
- После урагана 2009 года здесь действительно повалило несколько стволов, - рассказал один из бывших лесничих. - Но их тракторами убрали очень быстро. А потом началось настоящее "мочилово": приехали машины, работяги с бензопилами и принялись уничтожать вполне хорошие, здоровые деревья. Когда я попытался их остановить, меня просто избили, заявил в милицию - в возбуждении дела отказали. И только когда после всего этого люди пошли разбираться с "лесорубами", они ухали. Вот только выпилить успели почти что четверть леса!
Какова же позиция местных властей? Что они делают, чтобы сохранить лес?
Глава поселения Ильинское Олег Синицын, который отвечает за деревню Степановское, обрисовал всю ситуацию так:
- Дележка леса началась еще в конце 1990-х годов. Но если тогда еще можно было что-то поделать, то сейчас - нет. Уже известен собственник леса - Газпром-Инвест. Они тут отремонтировали нам одну из больниц, собираются строить детскую площадку - в общем, работают. Как ни крути, а муниципальные власти у нас образовались куда позже, чем земля попала во владение управделами президента, поэтому своей задачей я вижу не допустить, чтобы собственники леса нанесли урон архитектурному памятнику - усадьбе Степановское.
Интересно, что когда по вопросу вырубки леса проходили слушания, после которых все участники должны были подписать протокол, Олег Синицын указал в пункте "Особое мнение", что он против застройки. Тогда протокол переписали, а Синицына, по его словам, исключили из списка участников слушаний задним числом - вроде как он их вообще не посещал...
Правда, один из муниципальных депутатов, Юрий Фокин, имеет несколько другое видение ситуации:
- Я считаю, что виноваты как федералы, так и руководство муниципалитета. Не было бы всех этих споров по вырубке леса, если бы было нормальное законодательство. А у нас есть три статьи в законе - 131-я в федеральном плюс 4-я и 198-я в Лесном кодексе. Все они распределяют права муниципалитета по контролю за местными территориями. Так вот, статьи противоречат друг другу. Согласно одному закону только муниципальная власть решает, как распорядиться лесом, а согласно другому - только федеральная, а муниципалитет должен лишь следить, чтобы все было в порядке. Но как можно за чем-то следить, если ты не имеешь прав на эту территорию? Так же нельзя. Нужно исправлять законы, а на данном этапе просто не допускать никого до вырубки и застройки.
Кто должен не допустить, чиновники мне так и не смогли ответить. Только местные жители, похоже, знают. Потому что все, с кем довелось пообщаться на эту тему, говорили примерно одно:
- Будут рубить - встанем живым кольцом. Достали эти толстосумы! Уже последнее отбирают - чистый воздух!
Итог
Если подсчитать, то на одно небольшое поселение, коим является упомянутое Ильинское (где всего-то 21 деревня), в последнее время приходится слишком уж много нелицеприятных историй. Например, отданная недавно в руки инвесторов усадьба "Архангельское" находилась во владении тех же чиновников. Не смогла местная администрация и расселить людей, живущих 20 с лишним лет в кошмарных условиях в конюшне усадьбы "Петрово-Дальнее" ("МП" писала об этом в октябре). Теперь вот лес этот... И даже с депутатами у местных властей творится что-то странное. На каждые две деревни приходится аж по 10 народных избранников: 5 местных, 1 районный, 4 прошедших от красногорского отделения облдумы. Вот уж поистине - у семи нянек...
Комментарии