Вот ведь как обернулось. Еще два десятилетия назад западные авторы называли наше военное присутствие за Амударьей не иначе как оккупацией и геноцидом афганского народа. Теперь одна за другой издаются книги, в которых делается попытка изучить опыт «ограниченного контингента» и понять, отчего те бои с моджахедами были успешнее, чем нынешние сражения против талибов.
Сэр Родрик Брейтвейт входит в элиту британского общества. У него впечатляющий послужной список: высокопоставленный дипломат, посол Великобритании в Москве (1988-1992 гг.), советник премьер-министра, глава Объединенного комитета информационных служб (разведка)... Его книги о России стали бестселлерами, сначала это была история краха коммунизма («За Москвой-рекой. Перевернувшийся мир»), затем «Москва. 1941». Последняя переведена на русский язык и издана у нас, причем многие ветераны Великой Отечественной войны высоко оценивают это исследование битвы под Москвой, считая его объективным и полным.
В начале марта на прилавках магазинов появилась новая книга сэра Родрика. Она называется «Афганцы» и посвящена малоизвестным страницам той войны, которую вели с моджахедами части советского военного контингента. Британская пресса уже назвала книгу «шедевром». «По ходу своего повествования автор разоблачает множество ужасающих мифов времен "холодной войны", — пишет "Ивнинг cтандарт". — Он не ставит своей целью проводить прямые параллели с нашей операцией в Афганистане, но они очевидны». Собирая материал для книги, Р. Брейтвейт много раз приезжал в Россию, провел сотни встреч, причем в самом широком диапазоне — его собеседниками были и президент СССР Горбачев, и рядовые солдаты, участвовавшие в «интернациональной миссии».
— Сформулируйте, пожалуйста, суть своей работы: о чем, зачем и для кого она? — Во-первых, зачем. Я хотел и в книге о битве под Москвой, и в книге об Афганистане показать российскую точку зрения. Многие у нас до сих пор уверены в том, что эти злые русские вторглись в мирный Афганистан, преследуя какие-то свои коварные цели. И все. Но при этом забывают, что была и есть политическая история, между нашими державами складывались непростые отношения в связи с Афганистаном и в XIX, и в начале XX века. Это называют еще "Большой игрой". Мне показалось очень интересным и полезным исследовать эту историю. Особенно еще и потому, что теперь наши военные и советники находятся в Афганистане и решают многие из тех проблем, с которыми сталкивались когда-то ваши солдаты и советники. Работа над книгой началась весной 2006 года. С тех пор я 3-4 раза в год приезжал в Россию, встречался с вашими ветеранами, политиками, дипломатами, экспертами.
— Какие открытия вы сделали на своем пути? Изменилось ли ваше представление о войне в Афганистане в ходе работы над книгой? — Открытий было много. Самым неожиданным оказалось следующее: те взаимоотношения, которые сложились в ходе военной компании между русскими и афганцами. Это совсем не то, чего я ожидал. Теперь понятно, почему ваши ветераны так охотно возвращаются туда. В ходе войны, как я понял, по всей стране было разбросано более 800 маленьких застав и блокпостов, на которых служили по 10-20 человек. Естественно, солдаты и офицеры очень тесно соприкасались с местным населением —крестьянами, торговцами, муллами. Я был в Афганистане. И задавал там вопрос: когда вам лучше жилось — сейчас или при русских? Интересно, что все афганцы даже саму постановку вопроса считали глупой. Каждый из них отвечал: «Конечно, лучше было при русских». Так говорили все. Они объясняли, что тогда была работа, а сейчас ее нет. Тогда было электричество, а сейчас его нет. Тогда было более или менее спокойно в Кабуле, а сейчас уже нет. Некоторые при этом с ностальгией вспоминали президента Наджибуллу, уверяя, что он бы сумел справиться с сегодняшними вызовами. В Герате у меня была встреча с одним старым человеком, который девять лет воевал против ваших, затем воевал против талибов, а сейчас, как я подозреваю, сражается против американцев. Он тоже сказал, что лучше было при шурави. Я спросил: «Но разве русские не были более жестокими, чем американцы?» — «Совсем нет, — ответил он. — Они были честными воинами, воевали с нами лицом к лицу. А американцы боятся, они убивают наших детей и жен бомбами с неба». У меня есть очень интересная переписка по Интернету с одним американским сержантом, который в составе коалиционных сил воюет в Афганистане с самого начала, то есть почти десять лет. Уезжает на короткий отдых, потом снова возвращается. Этот парень узнал, что я работаю над книгой, и написал мне, что он в восторге от русских, которые там были. Он считает, что это настоящие воины, особенно спецназовцы. Он написал, что стоял как-то в горах, вел наблюдение и вдруг почувствовал что-то под ногами. Нагнулся, оказалось, советские гильзы. То есть в этом же месте была когда-то ваша точка. Еще неожиданным было то, что и многие ваши ветераны вспоминают Афганистан не то чтобы с любовью, но с какой-то теплотой. И они всегда с уважением говорят об афганцах. И с пониманием. Какая-то правда в этом есть. Это меня очень заинтересовало. Меня также очень удивили стенограммы дискуссий по Афганистану, которые велись в Политбюро.
— Две войны. Одну — с моджахедами — вел Советский Союз, другую — с талибами — ведут силы коалиции. Есть между ними что-то общее? — Если бы мы ушли из Афганистана в декабре 2001 года, а не застряли там, то это был бы успех. И тогда никаких параллелей проводить бы не пришлось. Но мы застряли, потому что думали, как и вы когда-то. Разница только в терминах: вы хотели строить там социализм, а мы решили научить их демократии. Когда я читаю записи тех дебатов, которые были в Политбюро при Горбачеве, то вижу в них много общего с тем, что сейчас говорят и у нас — о престиже и чести страны, о том, зачем нам нужна эта война, зачем ввели войска, почему гибнут наши парни? Вопросы те же самые. Но есть и разница. Ваши воины сражались много, они практически не выходили из боев, а мы воюем сравнительно мало. Хотя у вас было меньше солдат, чем у нас сейчас, ваш контингент имел 120 тысяч в самом конце войны, а у нас теперь 150 тысяч человек. При вас основные магистрали были открытыми для передвижения колонн, а при нас — нет. И еще у нас есть Пакистан, а 30 лет назад Пакистан был против вас.
— На Западе существует точка зрения, согласно которой вот-вот начнется вывод войск коалиции.
Но лично мне в это как-то не верится. А вам? Когда по-вашему закончится операция? — Года через три. Если придется уйти раньше, это может обернуться катастрофой. Но кто знает, что будет через три года... Никто не может этого предвидеть. И потому нет точного ответа на вопрос, когда мы уйдем. Уйти невозможно и остаться невозможно. Как говорят афганцы: «У вас есть часы, а у нас есть время».
— Еще говорят: «Уйти нельзя остаться». Где поставить запятую? — Это большая дилемма. Мы, конечно, когда-нибудь уйдем. Это очень серьезный политический вопрос. Борьба с террором важна, но ведь и жизнь наших солдат тоже важна.
— Уйдя сегодня, вы оставите Афганистан талибам. Такой уход может означать активное расползание исламского экстремизма и завтра он завоюет полмира... — Наш предыдущий премьер-министр, объясняя, почему наши солдаты сражаются в Гильменде, утверждал, что 77 процентов заговоров против нас зарождаются в горах Пакистана. А афганская провинция Гильменд — это совсем не Пакистан. Где же логика? То, что нужно сегодня, это хорошая разведка и хорошая полиция. Американские генералы, которые воевали во Вьетнаме в 1968 году, говорят, что ситуация тогда была очень похожей. То есть ходим по одному кругу.
— Вы общались со многими нашими ветеранами. Какая встреча произвела на вас самое большое впечатление? — Самое большое впечатление на меня произвели рядовые солдаты и сержанты. Те, которые реально воевали. Очень неожиданным открытием для меня стал Интернет. У ветеранов есть свой сайт. Они там пишут и мемуары, и рассказы. И пишут очень хорошо. Не все из них в ладах с грамматикой, но очень важны искренность и чистота.
— Что в ваших исследованиях осталось «белым пятном»? — Роль КГБ в 1979 году, когда принималось решение на ввод войск. Об этом периоде много предположений. Есть информация в мемуарах, но она весьма противоречива. Также для меня не все ясно относительно ветеранов. Существует мнение, что многие из них были связаны с криминалом или спились, однако статистики нет, а она была бы очень интересна. Я бывал во многих ветеранских организациях и отметил, что они слабо информированы о реальном положении дел в своих рядах.
— О какой войне вам было писать легче — о Великой Отечественной или афганской? — Легче было писать о сражениях 1941 года: там все более-менее ясно. Немцы вторглись в Советский Союз, была линия фронта, развернулась битва под Москвой... Есть много источников — исследования историков, мемуары маршалов и генералов... А вот афганская война все еще окутана тайнами, да и логика у этой войны была другой. Не проводилось больших наступлений, крупных операций. Были локальные бои. В основном это была война за контроль над коммуникациями, дорогами, тропами.
— Как с дистанции в десять лет вы оцениваете ввод в Афганистан войск коалиции? Было ли это неизбежно? — Это было психологически неизбежно. В тот момент американцы должны были что-то предпринять. Кстати, осенью 2001 года они имели в Афганистане успех. Его следовало развить, довести дело до победного конца и уйти. Интересно, что когда я говорю с нашими военными, они более или менее это понимают.
— А ввод советских войск в декабре 1979-го? Можно ли было тогда обойтись без него? — Этот вопрос навсегда останется открытым. У истории нет сослагательного наклонения. Был ли оправдан ввод советских войск, и теперь понять невозможно. Хотя логику принимавших решение людей — политическую, эмоциональную, психологическую — понять можно.
Примечание. Мне часто приходится слышать восторженные голосы о, якобы, патриотах Афганистана - талибах, которые воюют с мировыми агрессорами. Однако...
ТАЛИБАН Эта антиисламская террористическая организация была создана пакистанскими спецслужбами под руководством сионистов Израиля и США. Немного отвлекусь и постараюсь объяснить, почему именно антиисламская, ведь талибы как раз ислам, по их словам и защищают. Афганцы (основная масса талибов) ни читать, ни писать не умеют. Но дух религии им привит еще с молоком матери. И поэтому для них мулла - непререкаемый авторитет. Пакистанские спецслужбы нашли продажного муллу Омара, который и возглавил Талибан. Так он начал истолковывать миролюбивую религию совсем в ином свете. Кто-то здесь усомнится насчет исламского миролюбия. Приведу цитату с сайта "ислам.ру":
"Может быть для некоторых людей слово «Ислам» кажется страшным. Ведь для них Ислам обозначает: терроризм, уничтожение и разрушение, поскольку средства массовой информации показывают его в таком виде. Но разве есть кто-нибудь, который постарался узнать значение этого великого слова «Ислам»? В арабском языке слово (ассалям) обозначает мир и безопасность, а слово (Ислам) – это распространение мира и безопасности в мире. Поэтому первым наставлением, сказанным пророком Мухаммадом – да благословит его Аллах, да приветствует, которого Аллах послал для распространения Ислама, было: «О люди! Приветствуйте друг друга словами: мир тебе!». Поэтому не следует разумному и мудрому человеку получать знания о религиях только через средства массовой информации. Ведь он должен искать истину из ее основных источников". http://www.youtube.com/watch?v=URyAJDeWidM&feature=related(ответ исламского духовенства Доке Умарову на теракт в Москве)
Но какая связь между талибами и нашей безопасностью? А взгляните на полевых командиров, например, воевавших в Чечне. Практически все они - выходцы из Талибан... И в роликах самих талибов эти люди представлены, как герои... Смотрите сами (милый на первый взгляд ролик, но в конце вы увидите тех, кого я имел в виду):
Возможность оставлять комментарии временно отключена
Анна Чпок
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2012-04-03
# 13154367
Пожаловаться
С интересом прочел.Спасибо!
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Анатолий Крючков
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2012-04-04
# 13191148
Пожаловаться
Вековые традиции изменить в короткое время невозможно. Тем более, это невозмжно сделать насильственными методами. Удивление вызывают действия английских политиков. Англия длительное время пыталась колонизировать Афганистан. Они в конце концов вынуждены были, в свое время, его покинуть.
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Комментарии