Левиафан

На модерации Отложенный
Левиафан
Левиафан (иврит, לִוְיָתָן – "искривленный, свитый") – монстр, чудовищный морской змей, упомянутый в Ветхом Завете. 


Левиафан был создан на пятый день Сотворения Мира. Поначалу, Бог создал Левиафана мужского и женского пола, затем убил женского Левиафана и посчитал это справедливым, поскольку, если бы Левиафаны начали размножаться, мир не устоял бы перед ними.

В христианской интерпретации Левиафан является демоном или природным монстром, связанным с Сатаной или Дьяволом, и считается тем самым монстром Раавом (Rahab, этимология слова – "высокомерие"), сопоставимым с исконной пропастью – водным драконом темноты и хаоса. Смерть Раава–Левиафана ассоциируется с уничтожением в Красном море армии фараона при исходе евреев из Египта:

"Восстань, восстань, облекись крепостию, мышца Господня! Восстань как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?", Исаия (51:9)

В гимне знаменитого поэта Калири (предположительно, жил в Палестине, VIII в.) Левиафан – змея, которая обвивает землю, ухватив себя за хвост, как греческий змей–монстр Уроборос и скандинавская мифическая змея Ёрмунганд.

Слово Левиафан стало синонимичным любому крупному морскому существу. В новелле Г. Мелвилла "Моби Дик" Левиафаном называют большого кита.

Сейчас на иврите это слово обозначает просто – кит.

(40:20) Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
(40:21) Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его?
(40:22) Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
(40:23) Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
(40:24) Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
(40:25) Будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
(40:26) Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
(40:27) Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.
(41:1) Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
(41:2) Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?


(41:3) Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? Под всем небом все Мое.
(41:4) Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
(41:5) Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?
(41:6) Кто может отворить двери лица его? Круг зубов его – ужас.
(41:7) Крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью.
(41:8) Один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними.
(41:9) Один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
(41:10) От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари.
(41:11) Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры.
(41:12) Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
(41:13) Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
(41:14) На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
(41:15) Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
(41:16) Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
(41:17) Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
(41:18) Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
(41:19) Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево.
(41:20) Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
(41:21) Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
(41:22) Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
(41:23) Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь.
(41:24) Оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
(41:25) Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным.
(41:27) На все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
Иов (40, 41)

"Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде. Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни". Псалом (73:13–14)

"Там плавают корабли; там левиафан, которого Ты сотворил играть в нем". Псалом (103:26)

"В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким, левиафана, змея прямобегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет змея морского". Исаия (27:1)

"И какой бы еще предмет ни очутился в хаосе пасти этого чудовища, будь то зверь, корабль или камень, мгновенно исчезает он в его огромной зловонной глотке и гибнет в черной бездне его брюха". "Моралии" Плутарха