На главу "РТ-Химкомпозит" Сергея Сокола завели уголовное дело из-за махинаций с нищающим "Химпромом"

На модерации Отложенный

Прерванный полет зажиточного банкрота

Дмитрий Наумов 

 
Сергей Сокол

На главу «РТ-Химкомпозит» Сергея Сокола завели уголовное дело из-за махинаций с нищающим заводом. У печально знаменитого волгоградского «Химпрома» появился неожиданный шанс на выживание. Управляющий заводом с фамилией Сокол, который, по свидетельствам очевидцев, выклевал из предприятия все нутро, вот-вот угодит за решетку. 

Как стало известно нашему изданию, на временного поверенного управляющего «Химпрома» и его фактического руководителя Сергея Сокола в прокуратуре Волгоградской области завели уголовное дело по части первой ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Правда, 50 миллионов, фигурирующих в официальных бумагах, с реальным размахом финансовой деятельности Сокола и его «деловых партнеров» мало сопоставимы. 

Напомним, наш талантливый комбинатор занимает пост генерального директора холдинга «РТ-Химкомпозит». Единственный акционер этого холдинга — ГК «Ростехнологии». Ей же принадлежит 51% акций волгоградского «Химпрома». Цепочка владельцев, видимо, оказалась чересчур длинной. Тот факт, что одно из ее звеньев намертво перекрыло кислород провинциальному заводу, в московском офисе госкомпании, к несчастью многих, обнаружили не сразу. 

Сокол вел себя, как хотел. С его согласия (во всяком случае, у него на глазах) нищенствующее предприятие заключило целый ряд заведомо убыточных сделок, отпраздновало 80-летие на 4 млн. рублей, отмыло (простите за каламбур) сточные трубы за 3 млн. и еще 8 млн. потратило на якобы консультации юристов. 

Тем временем «топы» завода увольнялись, получали разорительные для «Химпрома» компенсации (до 15 окладов), после чего возвращались и снова писали заявления об уходе. Одна только эта схема стоила предприятию «Ростехнологий» порядка 28 млн. рублей. А были и другие. Менеджеры не раз переписывали трудовые контракты под личные и семейные нужды: кому — санаторное лечение раз в год с детьми и женой, кому — билеты бизнес-класса и номера «люкс» в командировках и в отпуске. Одни ездили на AUDI A 8L, другим предоставляли в безвозмездное (за счет пяти тысяч недоедающих рабочих) пользование Hyndai Sonata. Всем без исключения менеджерам арендовали лучшие в городе квартиры. Общая сумма сделок превысила 2,5 млн. рублей. А, например, сам Сокол расположился в апартаментах за 87 тыс. в месяц. 

Справедливости ради заметим, что жить на широкую ногу наш герой привык с детства и ни в какие князья специально не выбивался. Сергей Михайлович Сокол родился в 1970 году под неярким декабрьским солнцем курортного Севастополя, что, видимо, отчасти и определило его характер, в котором холодность сочетается с импульсивностью юга. Сын небедных родителей, школу он окончил при посольстве СССР в республике Куба (с тех пор свободно владеет испанским и английским). Позже получил диплом МГИМО и защитил кандидатскую по политологии. С химией ни в каких отношениях не состоял до 1995 года, когда уверенно шагнул в отрасль. 

Сначала Сокол замещал гендиректора в российско-германском предприятии АОЗТ «Нефтегазтехнология», потом возглавил ОАО «Норильск Газпром». Его основательно побросало по городам и весям. Наш управляющий успел побывать и в Таймырской окружной думе, работал в должности заместителя губернатора Красноярского края, дослужился до первого замгубернатора Иркутской области. Ему даже прочили губернаторское кресло, но в итоге отдали попроще — в «Химкомпозите». 

Иркутчанам, однако, хватило и пары лет знакомства. Соколу они приписывают одну из ведущих ролей в трагедии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. После закрытия завода без средств к существованию остались 400 семей. По всей видимости, тот же сценарий должен был повториться в Волгограде, но там его автора вовремя освистали. 

Поводом к официальному разбирательству послужило сотрудничество «Химпрома» с некогда безвестной компанией «РТ-Трейд». Новичок на рынке трейдерских услуг, своим неслыханным фартом она привела в замешательство многих маститых конкурентов.

Едва назвавшись фирмой, два физлица без репутации и с 10 тыс. «деревянных» уставного капитала уже через месяц существования (в апреле 2011-го) подписали наивыгоднейший контракт, не потратив при этом ни минуты на подготовку тендерной документации. «Химпром» доверился им вне конкурса. 

Да как! Если в апреле «РТ-Трейд» получила 23% отгрузок завода, то в мае ее доля в продажах взметнулась до 65%, а в июне составила 62%. И все-таки более всего следователей удивили условия сделок. Как сказано в постановлении прокуратуры Волгоградской области, «25 октября 2011 года Сокол С.М., реализуя свой преступный умысел, действуя вопреки законным интересам ВОАО «Химпром» в интересах ООО «РТ-Трейд»... заключил договор поставки № 013/4588, согласно которому ООО «РТ-Трейд» покупало в соответствии с условиями данного договора у ВОАО «Химпром» готовую продукцию — натр едкий по цене от 10 034 рублей до 10 500 рублей за тонну, карбид кальция по цене 26 500 рублей за тонну». 

Для справки и понимания прокурорской патетики: на рынке тонна едкого технического натра стоит 15 тыс., а карбида кальция — порядка 36 тыс. Остальные покупатели об этой скидочной кампании, разумеется, слыхом не слыхивали. Снисходительность Сокола по отношению к «РТ-Трейд» оценивается в 50 млн. недополученных заводом рублей. Кстати, как подсчитали следователи, этих денег «Химпрому» с лихвой бы хватило на погашение задолженности перед ФНС: предприятие недоплатило 46 с небольшим миллионов рублей налогов. 

В результате этой, мягко говоря, незадачливой политики обороты производства из месяца в месяц хирели, завод наращивал долги (к декабрю долг перед поставщиками вырос на 15% — с 3 млрд. 886 млн. 515 тыс. рублей до 4 млрд. 482 млн. и 71 тыс. рублей). Увлеченное звоном монет, руководство «Химпрома» и слышать не желало о замене отслужившей техники на безопасную. Из 200 млн. руб., которые планировалось потратить в рамках программы по спасению предприятия в первом полугодии 2011-го, на собственно спасение ушло не больше 25-ти. 

Примечательно, что уголовное дело на Сокола завели, несмотря на его, как догадываются журналисты, дружеские отношения с первым замминистра внутренних дел РФ Александром Горовым. Чужая душа потемки, поэтому никаких художественных догадок — голая фабула: в 2002 году, когда Сергей Сокол стал замом губернатора Красноярского края, Горовой дослужился до заместителя начальника ГУВД этого края. По свидетельствам местных СМИ, чиновники с легкостью поладили. 

И вот несмотря на эту легкость, десять лет спустя Сокола будут судить за умышленную бесхозяйственность. Ему грозит штраф до 200 тыс. рублей либо (это максимум) четыре года лишения свободы. Достаточно этого наказания или нет — решать законодателям. Но признать вину виновного со связями — уже что-то. Хотя, конечно, маловато. Кто-то еще должен будет склеить корыто, у которого остались пять тысяч рабочих Кировского района Волгограда. 

Мириться можно со многим. С не ахти какой зарплатой: ради общего дела не грех потерпеть. С теснотой «двушки» на две семьи. С ценами на продукты. С выборами, наконец. Но когда тебе отказывают в уважительном отношении, когда то, чем ты живешь, на глазах рушат... Тогда уже выдерживает не всякий. «Химпром» — не первое и, к сожалению, почти наверняка не последнее советское предприятие, разоренное кумовством среднего менеджмента в российских госкорпорациях. И волгоградцы — не первые, кому это кумовство стало поперек горла. Но если Болотной было что терять, то жителям Кировского, кроме этого завода, терять нечего... 

Впрочем, в Москве это, вероятнее всего, понимают. Сложно представить, чтобы уголовное дело на птицу вроде Сокола завели без отмашки сверху. Инициатива почти наверняка исходила от «Ростехнологий». По логике, это позволяет надеяться на то, что и впредь за деятельностью «Химпрома» будут следить с открытыми глазами. Не исключено даже, что головной офис возьмет на себя обязательства перед кредиторами и бывшими акционерами. А уже после этого — постепенно, осмысленно и без откатов, как в лихие 1990-е, — начнет, наконец, выводить предприятие из кризиса.