О терминологии в Cистемно-Векторной Психологии

На модерации Отложенный

Вопрос: Почему системно-векторная психология использует неблагозвучные термины. Разве нельзя было придумать что-то более приятное для уха?

Ответ: Такое мнение действительно высказывает часть людей, хотя в основной массе терминология системно-векторной психологии не вызывает никакого резонанса. Дело в следующем.

Любая наука призвана описывать мир как он есть. И системно-векторная психология - не исключение. Описать реальность словом - не простая задача, и описать надо точно, а не красиво. Красота науки заключается в точности законов, формул и терминов. Все вектора (а их ровно восемь и больше быть не может) названы максимально точным словом.

Для чего тут такая точность? Чтобы иметь максимальный контакт с подсознательными процессами, касающихся конкретного вектора и желаний, которые он задает человеку. Только указав на вещи точно и конкретно, можно открыть человеку его бессознательное.

Некоторые вещи людям приятно о себя слышать, некоторые - нет.

Людям с кожным вектором ("кожникам") 
приятно слышать, что они рационализаторы и везде успевают, но неприятно, когда им говорят о (кожной) жадности.

Люди со зрительным вектором ("зрительники") 
любят признавать, что они добрые, сострадательные, любящие и эмоциональные, и какой у них высочайший образный интеллект, но им неприятно слышать об истеричности, встречающейся все в том же зрительном векторе и, иногда, в одном и том же человеке.

Особенно нам неприятно слышать о том, чего мы сами в себе боимся. Если мы не хотим чего-то в себе признавать, мы отказываемся это видеть, вытесняем это в бессознательное.

Вытесненные неприятные ощущения возникают снова, когда что-то нам о них напоминает.

Когда нам напоминают о том, что нам в самих себе даже бессознательно не нравится, у нас возникает реакция отторжения. Но что мы думаем в таком случае? В таком случае мы склонны рационализировать и объяснять это отторжение тем, что просто нам не нравится это слово, поступок, вещь, обстоятельство (которое на самом деле напомнило нам о нашей проблеме), но не сама проблема (в существовании которой мы даже не отдаем себе отчета.. но она-то от этого никуда не девается).

"Это слово мне не нравится, оно вызывает во мне неприятные чувства". Точные термины могут указать на самые израненные части нашей души, а процесс расставания с нашими проблемами не всегда приятен. Например, анальным людям с обидами, а иногда и сексуальными или социальными фрустрациями, зачастую больно слышать или читать о своей эрогенной зоне, потому что это единственная табуированная в природе эрогенная зона. Это слово может вызвать бурную агрессивную реакцию, направленную на того, кто говорит о том, что нам неприятно осознавать.

Если слово вызывает сильную реакцию, значит, оно попадает точно в цель. На тренинге осознаются глубинные подсознательные процессы, отпускается весь вытесненный материал. Чем глубже мы осознаем проблему, ее корневую причину, тем быстрее и надежнее она исчезает. Понятно, что на этом этапе о негативной реакции на профессиональную терминологию уже не может идти и речи.