Почему государство не может найти средства для подготовки олимпийских чемпионов?

На модерации Отложенный

Критиковать порядки, царящие в отечественном спортивном хозяйстве, сегодня, как, впрочем, и вчера, готовы многие трезвомыслящие адекватные спортивные функционеры. Но только исключительно на кухне, шепотом, как в старые добрые советские времена, чтобы, не дай бог, никто не услышал.

Донести критику не только до верхов, но и до широкой общественности способны далеко не многие. Лишь те, кому смелость придает положение в обществе. Но и их, к сожалению, можно пересчитать по пальцам одной руки: редко кто решится вступить в открытую конфронтацию с власть имущими.

Кремлевским небожителям очень нужны победы - любые, в любой сфере, в том числе и спортивной. А их уже давно нет. Да и не может быть при том отношении к развитию спорта высших достижений, которое демонстрирует нынешнее высшее руководство страны. Оно фактически в настоящий момент самоустранилось от решения тех насущных проблем, которые сейчас серьезно волнуют глав

спортивных федераций. У них, к примеру, давно назрел очень острый вопрос: чьим, собственно, делом является ныне подготовка участников Олимпийских игр - государственным или частным?

Его активно обсуждают большинство начальствующего состава общественных спортивных организаций, каковыми являются по своему статусу федерации, но первым вынес на суд широкой общественности свободно мыслящий человек, бывший при Борисе Ельцине "управляющим" государственным спортивным ведомством, а ныне президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. Он, как член Международного олимпийского комитета, обладающий этим высоким членским "званием" практически пожизненно, в состоянии сказать то, чего не скажет никто. И Шамиль Анвярович пользуется этим правом. Вот и не так давно, а именно 2 марта он опубликовал в газете "Спорт-экспресс" некую программную статью под броским, говорящим сам за себя заголовком "На Игры-2012 за свой счет":

"До начала Игр-2012 остается около пяти месяцев, и подготовка олимпийцев постепенно входит в решающую стадию. Готовятся к Лондону и российские теннисисты. Правда, в отличие от наших представителей других видов спорта делают они это за счет собственных призовых, не получив от государства за пять лет ни одной копейки.

Эта тема, увы, не нова. Начнем с того, что серьезнейшей проблемой является несоответствие установленных Минфином нормативов потребностям мировой теннисной практики. Реальная стоимость человеко-дня во время средних теннисных турниров АТР или WTA Tour составляет не менее 350 долларов, складываясь из средней стоимости проживания в одноместном номере в официальных отелях, питания, расходов на медикаменты и натяжку ракеток. При участии же в крупнейших соревнованиях игрокам с учетом потребностей в личных тренерах и медицинском персонале требуется более 1100 долларов в день. Однако по нормам Минфина эта сумма расходов не должна превышать 100 долларов, или 3000 рублей, причем оплата натяжки ракеток вообще не предусматривается. В теннисе подобные нормативы подходят лишь для детских и юношеских соревнований.

При содействии Минспорта нам удалось лишь решить вопрос с проведением 10-дневных тренировочных сборов непосредственно перед Олимпиадой. Они пройдут на отсутствующих в России травяных кортах неподалеку от Лондона. Мы нашли базу, произвели предоплату. Надеюсь, что все будет нормально, хотя, к примеру, как быть с закупкой 720 теннисных мячей, необходимых для тренировок? Ведь их приобретение нормами Минфина опять-таки не предусматривается.

Во время же самих Игр неизбежно возникнут другие специфические для тенниса проблемы. Скажем, Олимпийская деревня и Уимблдон находятся друг от друга на расстоянии полутора-двух часов езды. Тем временем в Лондоне будет разыгрываться уже не 4, а 5 комплектов наград, и нескольким игрокам придется выступать в двух или даже в трех разрядах. Капризы английской погоды всем известны, и было бы логично снять неподалеку от Всеанглийского лаун-теннисного клуба два-три коттеджа, в которых теннисисты, теннисистки, тренеры, врачи и массажисты в комфортных условиях в случае

необходимости находились бы в течение дня. Однако, согласно регламенту, второе жилье на время Олимпиады оплачивать не положено.

Не понятно пока и то, каким образом игроки будут приобретать и натягивать струны, чья стоимость может доходить до 80 долларов за комплект, покупать другие необходимые аксессуары - намотки, утяжелители. А также за чей счет во время Игр будут жить, питаться и попадать на стадион личные тренеры? Ведь в Олимпийской деревне могут проживать не более 4 - 5 представителей одной делегации, поэтому, чтобы присутствовать во время матчей на кортах, тренерам придется брать билеты.

ФТР - единственная российская спортивная федерация, которая не подписала спущенный Министерством спорта медальный план на Игры-2012. Еще четыре года назад мы предложили целевую комплексную программу подготовки на олимпийский цикл. Подразумевалось, что к Играм при содействии ФТР будут готовиться полтора состава - 18 - 20 человек, с которыми нам удастся достичь взаимопонимания по поводу оптимального календаря выступлений, методически грамотно решать другие вопросы. На исполнение программы были заявлены всесторонне обоснованные средства в размере 5250000 долларов. Однако по непонятным причинам программа эта, первоначально одобренная министерством, утверждена не была. Все предложения ФТР принять меры либо были отклонены по формальным предлогам, либо вообще оставлены без рассмотрения. Поручение, сделанное Госдумой руководству Министерства спорта, встретиться с руководством ФТР для решения возникших проблем не по нашей вине осталось невыполненным. Мое выступление в Казани на Президентском совете весной 2011-го также осталось без внимания. В итоге общий дефицит финансирования по сравнению с нашими заявками составляет 153593200 рублей.

Вывод один. Учитывая существующую нормативно-правовую базу, организация подготовки олимпийской сборной России по теннису представляется возможной только через механизм внебюджетного финансирования. Причем речь сейчас идет уже не столько о Лондоне-2012, сколько о Рио-де-Жайнейро-2016. Там по причине отсутствия резервов мы можем столкнуться с куда более серьезными проблемами".

Такой же, как Тарпищев, счет могут предъявить министерству руководители любой спортивной федерации, представители которых готовятся к предстоящим стартам летней Олимпиады в столице Великобритании.

Не правда ли, интересная складывается ситуация. Государство в лице президента и премьер-министра в последние годы пафосно декларирует свою неусыпную заботу о развитии спорта высших достижений, заявляет, что способно выделить любые деньги из мощного потока нефтедолларов на его нужды, а на практике проявляет невиданную скупость и даже жадность, из-за чего Министерство спорта богатеет, а федерации - беднеют.

В тяжелое положение попадают не только те, кто, как теннисисты, набирается мастерства и физических кондиций за границей. Но и те, кто тренируется дома. Их тоже наше государство ставит в жесткие условия существования, которые в свою очередь диктуют манеру поведения тренеров и

менеджеров - либо бедствуй, либо залазь в свой собственный кошелек и трать свои собственные деньги, либо воруй у этого самого нашего разжиревшего на нефтедолларах государства, что, собственно, часто и происходит.

А иначе никак нельзя. Иначе - каюк! Иначе - прикрывай лавочку. Ведь в противном случае не выжить. Государственные чиновники разработали такие нормативные документы, которые связывают федерации по рукам и ногам крепкими путами, не давая шага ступить за рамки положенного. А эти рамки настолько узки, что по сути душится все живое. Вот, спрашивается, можно ли сегодня снять в каком-либо областном городе, я уж не говорю про Москву и Санкт-Петербург, номер в гостинице за 550 рублей в сутки и питаться в день на 100 рублей? Ответ один: нет, невозможно! Но должно! Потому что так предписывает постановление правительства РФ "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации", работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета еще от 2002 года. А ведь этими давно устаревшими положениями до сих пор руководствуются бухгалтеры спортивных государственных организаций, когда рассчитывают затраты на содержание спортсменов, тренеров, врачей, обслуживающего персонала во время проведения всероссийских соревнований, входящих в так называемый Единый календарный план мероприятий, утвержденный Министерством спорта и им же финансируемый. За последние десять лет разразился грандиозный мировой экономический кризис, инфляция в значительной мере обесценила деньги, цены на все товары и услуги выросли в несколько раз, а вот нормы расходования средств при проведении соревнований остались прежними.

Я с трудом могу представить себе страшную виртуальную картину, как миллионер, олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, приехав на всероссийские соревнования, в полном соответствии с государственными предписаниями селится за 550 рублей на раскладушке где-нибудь в богом забытом хостесе и на 100 рублей в сутки питается сухой корочкой, запивая ее сырой водой из-под крана, а после этого невыспавшаяся, на голодный желудок спешит на стадион и бьет там мировые рекорды. Я - не могу! Елена, видимо, тоже. И поэтому в России предпочитает не выступать - в чемпионатах страны она не участвовала с 2003 года - и дома мировые рекорды не бить, чего она никогда и не делала.

Чтобы по-человечески жить в отеле, знаете, сколько у нас нужно платить? Российские организаторы зимних Олимпийских игр в Сочи вполне официально запросили за номер в трехзвездочной гостинице не менее 160 долларов, или почти 5000 тысяч рублей, в сутки. Заоблачная дороговизна. Нигде, ни в одной столице Олимпиад ничего подобного никогда не было. Мы и здесь - первооткрыватели.

Несколько иная ситуация с устройством тренировочных сборов, оплачиваемых из средств Министерства спорта, но и она тоже далека от идеала. В 2010 году министром спорта Виталием Мутко был подписан приказ, в котором установлены, излагаю дословно, "Нормы расходов средств стоимости одного человеко-дня при проведении учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации, включенных в Единый календарный план". Так вот, если перевести эти слова на русский язык, то сие означает следующее: за пребывание одного спортсмена в течение

одного дня на базах, входящих в ведение Минспорта, государство готово выложить 3000 рублей, а на всех прочих спортсооружениях - от 1800 до 2500 рублей. В эту сумму входит оплата непосредственно проживания спортсмена в гостинице, его питания, восстановительных процедур и аренды автотранспорта и спортивных сооружений, на которых, собственно, и устраиваются тренировки. И если учесть, что при этом на питание, а это оговорено особо, все из этой же суммы милостливо разрешено тратить от 700 до 1000 рублей, то выйдет, что на все остальное при нынешних расценках денег просто не остается. Нонсенс!

Вот почему передовые руководители федераций настойчиво добиваются изменений нормативов, приведения их в полное соответствие с реальностью жизни. Но, честно сказать, очень сомневаюсь, что их пожелания будут приняты во внимание министром спорта Виталием Мутко, который утверждал нормативные документы. Он просто закрывает на все глаза, потому что сам ни в грош не ставит собственноручно подписанные решения и не считается с ними. Именно это инкриминировали ему эксперты бдительной Счетной палаты, которые вовсю публично трепали его имя, поставив в вину громадный перерасход казенных денег на свое собственное пребывание и питание на зимних Олимпийских играх в Ванкувере, где он ни в чем себе, любимому, не отказывал: ни в роскошном, полагающемся ему по статусу министра, гостиничном номере, ни в дорогих завтраках, обедах и ужинах, наплевав на свои собственные распоряжения экономить, экономить и еще раз экономить...

Были все основания возбудить против Мутко уголовное дело, ему грозило очень серьезное наказание. Как он выкрутился, хорошо известно: в очередной раз нашлась защита в лице его покровителя Владимира Путина. Министру все сошло с рук, поэтому они у него развязаны для того, чтобы со свойственными ему цинизмом и лицемерием, прикрываясь добродетелью в виде стремления сэкономить народные деньги, продолжать превращать весь процесс подготовки спортсменов высокого класса в нашей стране в трагикомедию.