Национализация? Нет, реорганизация

На модерации Отложенный

 

Национализация? Нет, реорганизация

Санкционная война дает России прекрасную возможность обрести полноценный экономический суверенитет, и этой возможностью надо пользоваться.

С начала санкционной войны коллективного Запада против России многие иностранные компании, работавшие в нашей стране, заявили об уходе из Российской Федерации, начали сворачивать свою деятельность, а некоторые даже прекратили ее полностью. Примечательно, что в России немало политиков и общественных деятелей, которые еще до начала войны заявляли, что присутствие иностранного капитала в стране достигло опасного уровня.

До середины прошлого десятилетия Росстат давал достаточно большое количество статистических данных, позволявших оценивать позиции иностранного капитала в российской экономике. Согласно последним доступным данным Росстата, в 2015 году доли компаний с участием иностранного капитала в общем объеме уставных капиталов всех форм собственности были равны: в торговле – 81%, пищевой промышленности – 66%, добывающей промышленности – 42%.

По более поздним годам имеются лишь экспертные оценки. Так, по расчетам академика С.Ю. Глазьева, на сегодняшний день около 50% активов российской промышленности принадлежит нерезидентам. В этой оценке также учтены граждане России, которые управляют российскими компаниями из офшорных юрисдикций.

 

Конечно, такое засилье иностранного капитала в отечественной экономике порождает очень серьезные последствия для России. Прежде всего, иностранный капитал стал мощным насосом, выкачивающим финансовые ресурсы из нашего государства.

Согласно данным платежного баланса РФ, за семилетний период с 1994 по 2000 год иностранные инвесторы вывели из страны доходы (дивиденды и проценты) в размере 60,7 млрд долл. А вот за семилетний период с 2015 по 2021 год этот показатель уже составил более 600 млрд долл. Как видим, за короткий отрезок времени масштабы вывода прибылей увеличились на порядок. Между прочим, сумма в 600 млрд долл. эквивалентна двум годовым бюджетам Российской Федерации последних лет.

Почти полное отсутствие в РФ ограничений для трансграничных операций с капиталом приводит к тому, что нерезиденты могут стремительно вводить в страну капиталы и также стремительно их выводить. Это дестабилизирует экономику России. Да и вообще большая часть иностранного капитала ориентирована не на долгосрочные инвестиции в российскую экономику, а на спекулятивные операции.

Наконец, иностранные компании могут в России действовать по указке властей США и других стран Запада. А именно принимать решения, которые идут в разрез с национальными интересами России и прямо нацелены на экономическое ослабление нашей страны. И нынешняя санкционная война против России это ярко продемонстрировала.

Так, по состоянию на 10 мая из тридцати крупнейших иностранных компаний (по величине выручки) полностью прекратили свою работу двенадцать. Из оставшихся примерно половина компаний сократили масштабы работы. Невольно напрашивается сравнение иностранного капитала с троянским конем, которого Москва добровольно пустила в экономическое пространство России три десятка лет назад.

 

Что делать? Воспользоваться возникшей ситуацией и помочь иностранному капиталу покинуть нашу страну. Что значит «помочь»? Провести национализацию компаний с участием иностранного капитала передать долю нерезидентов российскому государству. Конечно, часть иностранных компаний можно передать российскому частному капиталу или капиталу из дружественных стран (скажем, Белоруссии, Ирана, Индии и др.). Но все мало-мальски стратегически значимые иностранные компании должны быть национализированы.

Список таких стратегически значимых компаний составляется согласно Указу Президента РФ от 04.08.2004 №1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Но этот список морально устарел.

Сегодня, в условиях санкционной войны, нужна максимальная экономическая мобилизация, а это, в свою очередь, требует пересмотра критериев отбора компаний и резкого расширения списка. Проще говоря, необходимо значительное расширение государственного сектора российской экономики, в том числе за счет компаний с иностранным капиталом.

10 марта зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил, что правительство РФ уже прорабатывает возможность банкротства и национализации имущества иностранных компаний, уходящих с российского рынка. В тот же день, 10 марта, в правительство и Генпрокуратуру был направлен список иностранных компаний, которые в перспективе могут быть национализированы. В список вошло около 60 компаний, объявивших о прекращении работы в России без предоставления гарантий потребителям.

В списке Volkswagen, Apple, IKEA, Microsoft, IBM, Shell, McDonald's, Porsche, Toyota, H&M и другие. По оценке, суммарный объем обязательств этих компаний перед гражданами, государством и контрагентами достигает более 6 трлн рублей. Российские СМИ сообщили, что российский бизнес поддержал инициативу, предложив ввести по таким предприятиям внешнее управление.

Сообщалось, что инициатива была поддержана также комиссией правительства по законопроектной деятельности.

Но после этого наступила тишина. Ни одного случая национализации до конца июня не было зафиксировано. Не буду сейчас останавливаться на причинах такого странного затишья. Но вот 1 июля по многим российским СМИ прошла долгожданная новость. Сообщалось, что наконец-то в России принято решение о национализации иностранного капитала.

Объектом национализации назвали компанию «Сахалин Энерджи» (Sakhalin Energy), являющейся оператором проекта «Сахалин – 2». Важная часть проекта – завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Владельцами компании являются российский «Газпром» (50% плюс одна акция), англо-голландская Shell (27,5% минус одна акция), а также японские Mitsui & Co (12,5%) и Mitsubishi (10%).

Авторы этой сенсации ссылаются на только что принятый Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2022 № 416 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». В данном документе говорится о том, что правительству поручается создать и зарегистрировать в российской юрисдикции общество с ограниченной ответственностью (ООО), которому будут переданы права, обязанности и имущество «Сахалин Энерджи».

Вот какие заголовки замелькали вчера в публикациях на эту тему: «Имущество «Сахалин Энерджи» – вынужденная национализация»; «Путин послал сигнал Западу, утвердив национализацию «Сахалина-2»»; «А вот и национализация! Путин передал государству имущество компании-оператора «Сахалин-2»»; «Сатановский: национализация «Сахалина-2» опустит железный занавес на страны Запада»; «Kyodo: национализация «Сахалина-2» может привести к росту цен на энергию в Японии» и т.д.

Действительно ли произошла национализация? Давайте разбираться. Предусмотрено, что в капитал нового общества войдет российский «Газпром». Что касается иностранных акционеров «Сахалин Энерджи», то для них возможность вхождения в капитал нового общества не закрывается. Скорее всего, японские акционеры «Сахалин Энерджи» этой возможностью воспользуются.

А вот Shell из игры почти наверняка выйдет. Англо-голландская корпорация еще в феврале громогласно заявила о том, что выходит из проекта «Сахалин – 2» и покидает Россию. По сути, она стала самым настоящим тормозом проекта. А из России до сих пор не ушла по той причине, что надеется продать свою долю в компании «Сахалин Энерджи», но у нее ничего не получается.

Итак, решение приняла корпорация Shell, а российские власти лишь помогают ее уходу и ускоряют его (все процедуры реорганизации предельно ограничены по времени). Если иностранный акционер не пожелает участвовать в новой компании (о чем он должен заявить в кратчайшие сроки), правительство должно оценить его долю и продать в течение четырех месяцев с момента отказа. Средства от продажи будут зачислены на счет типа «С», который откроют на имя акционера.

В указе президента говорится, что решение по «Сахалину-2» принято в связи «с недружественными и противоречащими международному праву» действиями США и «примкнувших» к ним государств и организаций, которые направлены на введение санкций против России.

Еще одна немаловажная деталь. Оператор «Сахалина-2» в настоящее время зарегистрирован на Бермудских островах. Теперь его пропишут в юрисдикцию России, что необходимо, с учетом растущих санкционных и прочих рисков. Это корреспондирует с положениями только что (28 июня) подписанного президентом Российской Федерации Владимир Путиным Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

В нем устанавливается запрет на недропользование для иностранных юридических лиц. Отныне лицензии на недропользование могут выдаваться только российским юридическим лицам. Иностранцы, желающие продолжить добычу природных ресурсов в России, должны создать российские юридические лица и переоформить лицензии на последних.

Некоторые наблюдатели также поспешили сделать комментарии, что, мол, новый закон означает начало эры национализации иностранного капитала в добывающей промышленности России. Нет, иностранцам предложено лишь «переобуться». То есть перерегистрироваться в российскую юрисдикцию, но в новых так называемых «российских» компаниях капитал по-прежнему будет оставаться иностранным.

Итак, говоря о последнем решении по проекту «Сахалин – 2», следует признать: мы имеем дело не с национализацией, а с реорганизацией проекта. Увы, обещанных еще в марте национализаций иностранных компаний в России пока не случилось. Будем надеяться, что они все-таки будут. Санкционная война дает России прекрасную возможность обрести полноценный экономический суверенитет, и этой возможностью надо пользоваться.

Валентин КАТАСОНОВ