Взвейтесь кострами...
На модерации
Отложенный
Взвейтесь кострами...
Кажется, началось. Дрова для костров готовы. Кто смотрел "Доктор Куин" - помнит, как местные власти городка в Колорадо сожгли библиотеку, обнаружив там вольнодумские книги - мировые шедевры, в которых рассказывалось о любви и природе. Жители американского городка, простые и честные работяги с мозолистыми руками, этих писателей не знали, но пришли в ужас, когда священник рассказал им, о чем книги. Полное уничтожение экстремисткой культуры доктор Куин смогла остановить лишь тогда, когда сообщила суду общественности содержание Библии, не расскрывая, впрочем, самого источника. Вердикт судей был: немедленно сжечь!
В Томске 21 марта закончился второй суд над священной книгой индуистов - Бхагават-гитой. Закончился отклонением иска прокурора города Томска о признание во всероссийском масштабе экстремистским этого сочинения, с включением в соотвествующие списки.
В общем-то такой исход попытки признать Бхагават-гиту вредоносной как Майн Кампф - прогнозируем. Все же Бхават-гите - пять с половиной тысяч лет и, к чести средневековой инквизиции, даже при Торквемаде никому в голову не приходило судить индуистов и их священные книги за неподобающие мысли.
Бхагават-гита была опубликована в России при Екатерине, сразу став весьма популярной среди образованных людей империи. Священный синод ни в то, ни в последующее время это не взволновало. Впрочем, и закона по борьбе с "экстремисткой" литературой в то время не было. Была цензура, запрещавшая то, оскобляет общественную нравственность. Бхагават-гита ее наоборот утверждала. Она была на столе у Льва Толстого (и за это никому и в голову не приходило его осуждать), ее читали Ганди и Неру - и еще сотни миллионов людей во всем мире, приобщаясь к источникам великой индийской культуры и философии.
Впрочем, мировая культура и философия вне поля зрения томской прокуратуры. Но не надо делать из них "крайних" этого позорного процесса - судя по рангу его инициаторов, "заказ" явно не местный. Указание "судить" пришло из куда более высоких сфер.
В повторном (!) иске городской суд Томска прокурору пока отказал. Все же за свою священную книгу вступилась миллиардная Индия (именно за это издание, потому что прокурор на суде говорил, что в общем-то не против собственно Бхагават-гиты (за это ему - спасибо!) на санскрите, но ему не нравится русский перевод и комментарии Свами Прабхупады), протест заявили тысячи ученых и деятелей культуры с мировым именем, бушевал индийский парламент, а на улицах жгли российские флаги.
Международный скандал в общем. Свой протест против суда выразили не только индуисты, но и индийские мусульмане. Деятели культуры попросили вмешаться даже римского папу. (К московскому патриарху почему-то решили не обращаться).
Да и адвокаты, защищавшие в суде "Бхагават-гиту как она есть" обратили внимание на то, что экспертиза, легшая в основу иска прокуратуры, проведена не теми и не так, а "нехорошие" комментарии сделаны известным ученым и являются признанной во всем мире важной частью дословного перевода оригинального текста (он приведен в книге на санскрите).
Но все же два суда прошли. Публично судили достояние мировой культуры и не осудили к уничтожению, с формальной точки зрения, лишь потому, что эксперты были недостаточно квалифицированы.
Тщительнее, конечно, господа литературоведы-экстремистоборцы: надо все же соблюдать букву закона, серьезнее относиться к подбору экспертов и к оформлению их заключений. И - вперед! Кто там на очереди? "Роза мира?" "Алиса в стране чудес"? Экстремистские сочинения господина Вольтера? "Капитал" Маркса? Про Ленина в этом контексте даже и говорить не приходится - здесь, видимо, придется создавать особый список, закрытый, потому что даже знакомство с ним - уже экстремизм.
Процесс провалился. Пока. Второй процесс,- ведь его заказчики стоят на своем. Может быть и третий. Позор? Или торжество закона?Прошли два суда над признанным тысячелетним достоянием мировой культуры. И никто, никто не смог прекратить этого до того. Неужели же тысячелетняя история борьбы с культурой ничему и никого не научили?
Бхагават-гиту, конечно, отстоять удасться. Без "возможно". Но создан прецедент. И далеко не за каждую книгу, идею или писателя, которых решит запретить в общероссийском масштабе прокурор с Урала или Сибири поднимется вся мировая общественность, все мировые конфессии. Смола для факелов готова, уже и дрова кострах сложены. Взвейтесь кострами? Спасибо и за это, погреемся?!
Комментарии