Из разговоров с друзьями.
На модерации
Отложенный
Истина есть Бог, который у каждого, как многие убеждены, свой собственный.
"Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иссу..." (В.Высоцкий).
Вы, как я понял из Ваших коротких слов, придерживаетесь этой точки зрения, отстаивая право КАЖДОГО человека на собственную истину.
Я держусь иной точки зрения. Я утверждаю, что Истина вообще находится вне человека и непостижима им, а человек владеет всегда лишь какой-то частью Истины, которую называет своей ПРАВДОЙ, в которую человек верит и основания которой пытается отыскать в вещных фактах бытия.
Это не значит, что истины не существует (на противоположном утверждении основан позитивизм, протестанство в религии и постмодернизм в искусстве). Я утверждаю лишь, что истина существует, что она всегда находится вне человека и человеком непостижима в полном объеме.
Поэтому не суть важно, что я и что Вы думаете, например, о приватизации. Ваша и моя ПРАВДА есть маленькие части Истины, по сравнению с которой значение этих наших правд стремится к нулю. Поэтому и споры о том, что нам кажется безумно важным, смешны - и потому, что с точки зрения Истины эти споры никакой важности не представляют, и потому, что и Вы, и я правы и неправы одновременно.
Тенью той Истины, существование которой не подлежит сомнению, в человеке является не его личная ПРАВДА, а его Совесть. Совесть есть ощущение существования Истины, данное человеку от рождения, дар Человеку от Бога, основа существования человека в его ипостаси Богочеловека. Иными словами, именно совесть, а вовсе не разум, выделяют человека из всего иного живого и неживого мира. Заглушите в себе совесть - и никакой разум не выделит Вас из мира животных, не отделит Вас от скотины, удел которой "ярмо с гремушками да бич", и от наших соседей по лестнице эволюции, приматов.
В силу вышесказанного любой субъективизм объективен в силу своего существования, а любой объективизм субъективен в силу неизбежной для человека КОНВЕНЦИОНАЛЬНОСТИ бытия объективизма (извините, что не могу достаточно подробно развить это положение за недостатком места и неуместностью такого развития в данном формате высказываний. Оно доказывается довольно просто, но весьма многословно).
Совесть есть основание для Чести и Достоинства, которые конкретизируют эту категорию существования человека в социальных связях. Только Совесть, Достоинство и Честь есть то, что выше жизни, то есть выше факта существования индивидуума среди прочих явлений мира.
Именно поэтому Совесть, Достоинство и Честь могут и должны являться именно тем цементом, который скрепит атомизированное нынче общество и позволит создать единство противоположных устремлений.
Единство не в единомыслии, как было до сих пор, в том единомыслии, которое, как свидетельствует опыт человечества, с неизбежностью приводит к большой крови (фашизм в Германии, коммунизм в России, мусульманство на Ближнем Востоке, протестантство в Европе и Америке), а единство в ЕДИНОЧАЯНИИ, которое не только допускает, но и требует разномыслия во имя достижения единой и близкой всем цели.
Возможно, что именно ЕДИНОЧАЯНИЕ, основой которого является Совесть, есть тот выход из кризиса мировой цивилизации, который суждено предложить России для всего мира.
Комментарии