Человек, не страдавший политическим дальтонизмом

Накануне исполнился ровно год, как ушел из жизни известный политик и общественный деятель, депутат Государственной думы пяти созывов, Заслуженный юрист РФ Виктор Иванович Илюхин.

 

Есть мнение, что «самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…». Эта хрестоматийная фраза из замечательного романа Николая Островского «Как закалялась сталь» была лейтмотивом жизни многих советских людей, воспитывавшихся на идеях этого произведения со школьной скамьи, людей живших по принципу «раньше думай о Родине, а потом – о себе».

Ярким представителем тех поколений был и Виктор Иванович Илюхин. Таким он был до последнего дня своей жизни, таким и в нашей памяти он остался навсегда: принципиальным, справедливым, добродетельным, не страдавшим политическим дальтонизмом, для которого чёрное без всяких оговорок было всегда чёрным, а белое – белым, подлец – подлецом, а герой – героем.

Для нынешних властителей, как, впрочем, и для их предшественников, Виктор Илюхин никогда не был подарком. Сегодня подобным людям практически невозможно попасть во властные коридоры – уж слишком густо подступы к ним утыканы противотанковыми ежами и надолбами да завешаны сетями с такими мелкими ячейками, что человеку (а тем более Человеку с большой буквы) проникнуть сквозь них   весьма затруднительно.

Виктору Ивановичу удалось это сделать в начале 90-х, когда бдительности у власти было поменьше, а ячейки в заградительных сетях – побольше. Если бы нувориши в руководящих креслах знали тогда, какую оплошность допустили, много бы они заплатили за то, чтобы её исправить. Но было поздно. Виктор Иванович Илюхин пришёл вершить свой суд над разрушителями нашего государства.

Забегая немного вперёд, приведу фрагмент его статьи, которая называлась «Почему я возбудил уголовное дело в отношении Михаила Горбачёва». «К сожалению, – писал он, – так уж у нас повелось, что о серьёзных ошибках, глубоких просчетах и беззаконии наших государственных лидеров, об их ответственности за нанесенный огромный неисчислимый ущерб обществу, народу мы начинаем говорить тогда, когда эти лидеры уходят в небытие. А надо ставить вопрос об ответственности сейчас, при их жизни, чтобы хоть как-то избежать потерь или уменьшить их. Вот почему я не только возбудил дело в отношении Горбачева, но и сделал его достоянием широкой общественности. К сожалению, расследование не состоялось по вине бывшего Генерального прокурора СССР Трубина. Но я глубоко убеждён, пройдет не так уж много времени, и еще возбудят дело против Горбачева М. С., его клики, нынешних российских разрушителей. Суд истории само собой, но кроме него должен состояться правовой суд: за кровь и слезы русских, осетин, армян, азербайджанцев и других, за унижение и надругательство над русскими в Молдове и Прибалтике, за утрату территорий, за развал экономики, за бедственное положение простого народа».

Яркая личность, выдающийся юрист и политик, верный сын Родины, коммунист, человек правды и высоких принципов Виктор Иванович Илюхин был бескомпромиссен в борьбе с коррупционным правительством, олигархическими кланами и теми, кто продаёт и растаскивает целостность России, разворовывает её ресурсы. Международные аналитические центры включили его имя в число пятисот самых известных в мире политиков-интеллектуалов 21-го века. Его называли депутатом №1.

Виктор Иванович Илюхин – уроженец Пензенского края. Родился в селе Сосновка Кузнецкого района. Был десятым ребёнком в семье. Учился в юридическом институте. Служил на Тихоокеанском флоте на плавбазе подводных лодок. Работал следователем в районной, областной прокуратуре, заместителем прокурора Пензенской области.

В 1986 году Илюхин был назначен первым заместителем начальника следственного управления Прокуратуры СССР. Расследовал события в Нагорном Карабахе, Армении, Азербайджане, Фергане и Грузии. Участвовал в расследованиях преступлений военных нацистов. В августе 1989 года Виктор Иванович был назначен начальником Управления по надзору за исполнением законов о государственной безопасности, стал членом коллегии и старшим помощником генерального прокурора СССР.

С приходом к власти Горбачёва во многих Союзных республиках подняли головы полууголовные элементы, в Советском Союзе появились очаги жесточайшей вражды, гибли тысячи людей.

Илюхин тогда со следственной группой проехал весь Кавказ, восстанавливал закон и порядок в Приднестровье и Прибалтике. На его глазах гибла страна, на его глазах рушили всё, чем жил он и его родные, жил его народ. С этим он смириться не мог и не хотел.

Он видел лица тех, кто обрёк страну на нищету и горе, кто столкнул народы, поссорил братьев, залил города кровью, сорвал людей с мест. И когда он понял, что корень зла лежит в провокационной политике президента Горбачёва, Виктор Иванович возбудил против него уголовное дело.

Вот что он сам тогда говорил: «Меня иногда спрашивают: ты осознавал, что пошёл против системы, ведь в одиночку справиться с ней невозможно?

Да – осознавал, отвечал я. Но я иначе поступить не мог. Меня спрашивали: было ли страшно? Да – было страшно. Горбачёв обладал всей полнотой власти, он мог расправиться со мной и достаточно жестоко. Но его хватило лишь на то, чтобы уволить меня из Прокуратуры, он опасался за собственную судьбу, за собственную карьеру».

Комментируя позицию Виктора Ивановича, блогер Александр Халдей писал: «Самое непонятное, откуда берутся люди, которых нельзя ни купить, ни запугать. И вроде был при такой должности, что захоти он чего-то купался бы в золоте. Но Илюхин, как пел Высоцкий, «выбрал деревянные костюмы». Для конформистов он безумец, для слабых духом пугало. И только для немногих повод подняться и плюнуть в наглую рожу врагу».

Действия Илюхина повергли в шок многих. Говорят, сам Горбачёв плакал, ожидая ареста, а утром дал распоряжение уволить непокорного прокурора. Некоторые спрашивали: зачем Илюхину всё это надо? Ответ был прост: иначе он поступить не мог. Только – по совести, только – по закону, в ущерб себе, для блага поколений. Он – единственный из должностных лиц дал правовую оценку действий Горбачёва: измена Родине. Время показало – это было началом конца политической карьеры Горбачёва.

После вынужденного ухода из Прокуратуры СССР, Илюхин работал обозревателем газеты «Правда». Писал документальные книги, которые расходились миллионными тиражами не только в нашей стране, но и за рубежом.

Особая страница в биографии политика – его личная борьба с президентом Ельциным. Илюхин не покорился ему, не поддался, не простил пьяный кураж над людьми и страной, не простил ему генерала Рохлина и поруганную честь Армии.

По его инициативе была запущена процедура импичмента, где обвиняемым был Ельцин, обвинителем – Виктор Иванович Илюхин. Страна застыла, слушая праведные слова обвинения: развал Союза, расстрел Верховного Совета, война в Чечне, разгром Вооружённых сил, геноцид российского народа. Пять преступлений власти, пять очевидных преступлений президента Ельцина. Суд Истории вершил Виктор Илюхин.

Он хорошо знал, что депутатский корпус будет спасать президента, ведь, спасая его, депутаты спасали себя. У Ельцина на столе лежал Указ о роспуске Думы. Но ни Илюхин, ни Ельцин не знали, что по одному из вопросов для отставки президента не хватит всего лишь 17-ти голосов. Формально Ельцин оставался у власти, но едва не удавшаяся попытка импичмента показала полный крах и несостоятельность его политики.

Виктор Илюхин, поднявшись на вершину власти, сохранил своё лицо и остался доступным и порядочным человеком. Для простых людей он всегда был своим. Пять раз пензенцы доверяли ему представлять интересы области в Государственной думе. Шесть лет Виктор Илюхин возглавлял Комитет по безопасности, десятки законов написал сам, десятки были приняты под его руководством. А главное, он не проголосовал ни за один закон, ущемляющий интересы простого народа. Он никогда не щадил себя, никогда не приспосабливался, и всегда говорил то, что думает. Он твёрдо знал одно: его оружие – правда, его оружие – закон.

После гибели Рохлина в 1998 году, Илюхин был избран председателем Исполкома Движения в поддержку Армии, оборонной промышленности и военной науки. У Илюхина отношение к Армии, к людям, отдавшим свою жизнь служению Родине, безопасности страны, всегда было особо трепетным.

То, что творится сегодня с Вооружёнными силами, всегда было его постоянной болью и тревогой. Виктор Иванович не мог спокойно жить, видя, как велось и методично ведётся разрушение обороноспособности страны, выдворяются из Вооружённых сил профессиональные кадры, разворовывается и уничтожается материальная база, изгоняется нравственность и патриотизм из Армии и Флота.

Развал Вооружённых сил страны начал ещё Горбачёв, продолжил Ельцин, а Путин не только не остановил, но усилил его.

10 февраля 2011 года в Москве, по решению Общероссийского офицерского собрания, состоялся Военный трибунал о разрушительной политике Путина по отношению к обороноспособности и безопасности России. С обвинительной речью на заседании Трибунала выступал Виктор Иванович Илюхин.

Трибунал постановил: «считать невозможным пребывание Владимира Владимировича Путина на государственной службе, а его деятельность подлежит тщательному расследованию правоохранительными органами РФ и дальнейшей судебно-правовой оценке».

2 марта решение Трибунала было направлено начальнику Следственного управления ФСБ и президенту Медведеву. А в ночь с 19 на 20 марта Виктора Ивановича Илюхина не стало.

Официальная версия его смерти, никогда не жаловавшегося на своё здоровье, гласила: обширный инфаркт. Однако его родственники и некоторые коллеги по Госдуме в правдоподобность этого диагноза не поверили. На одном из сайтов мне довелось прочитать в те дни, что «человек не просто смертен, а иногда внезапно смертен». От себя добавлю, что иногда он бывает и «насильственно смертен».

Но, зная о том, что «грех без казни не бывает», оставим сегодня гадания о причинах и возможных злодеях, а отдадим долг памяти Виктору Ивановичу Илюхину, и скажем ему спасибо за всё то, что он сделал для людей, за его верность идеалам, за преданную любовь к Родине, за то, что никогда не был равнодушен к чужому горю, за его доброту, неиссякаемое мужество, кристальную честность и принципиальность, за то чувство справедливости, которое стало лейтмотивом его жизни!