Сретение в Оптине. Введение.
На модерации
Отложенный
Оставив за спиною гайдпарковое глумилище и городские блудилища, бросив чайные клубы и московские концерты, в феврале я уехал в Оптину Пустынь. Уехал безо всякого даннословия, сказав жене, что поживу, как пойдет, но, скорее всего, до начала поста. Так и вышло в итоге: в Оптине я пробыл две недели с 13 по 27 февраля.
Зачем уехал? Там такое не спрашивают. Хотя, можно, конечно, и дать какой-то ответ. Чтобы отдыхать от крамолы и дерзословия Интернета, от тарабарских наречий, на которых разговаривают в Москве жестоковыйные племена, от злосмрадия вокзалов и телеканалов, от записных шутников и кощунников, от памятозлобия знакомых; чтобы работать невозносительно на послушаниях (мне доставались только те, что на свежем воздухе); наслаждаться лепотой, которая восстановлена на месте запустения, девствовать, утреневать и вечерять в Казанском храме, слушать там сладкогласие хора, вдыхать курение из кадильницы и славить Зиждителя.
Но на самом деле зачем туда едут — загадка и Промысел.
Оптина Пустынь так расположена, что заскочить туда по дороге куда-то не получается. В нее надо приезжать специально. И если человек приехал, то его туда что-то привело. И это "что-то" и есть Промысел. Взять для примера наш Иоанно-Предтеченский скит. Места ограничены, но всегда, если не считать Пасхи, приезжает столько народа, что для них найдется ночлег.
У вахты скита старший брат, выполняющий обязанности гостинника, пересчитал нас — получилось шестеро. Потом запросил количество свободных мест — ему ответили, что 8. И так было всегда, пока я там был.
Светолитие икон можно найти по всей России, но чтобы приехать в Оптину нужен какой-то толчок — не только незримая помощь Путеводительницы, но и видимое сцепление обстоятельств, характерное знакомство, услышанная фраза.
А поскольку приезд не случаен, то пребывание воздает сторицею.
Облом ждет лишь тех, кто приехал конкретно с целью искать себе духовного отца. Это бывает редко. А единственный известный мне случай такого обретения был, когда юноша нашел духовника в лице иеромонаха, с которым приятельствовали его родители. Остальным нужно смириться, что "один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; ... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос".
Одному нуждавшемуся в совете старца Нектария человеку схимонахиня Мария (Головина), современница еще старца Амвросия, сказала в утешение: «Что, не повидал старца?.. В свое время, Господь даст, и повидаешь. Потерпи, у нас здесь сам воздух проповедует. Поживи, отдохни, и мысленные твои очи сами откроются, и многое для тебя станет ясным и понятным». Эти слова как будто обращены и к нам, приезжающим в Оптину Пустынь.
Некоторые трудники как-то устраиваются жить в башне монастыря. Но зато в скиту Оптиной Пустыни живешь прямо рядом со святынями.
На фотографии хибарка Амвросия Оптинского и вход в гостиницу для трудников (слева) в храме архистратига Михаила, где я и проживал.
Через 40 дней после кончины прп. Макария старец Амвросий перешел на жительство в корпус вблизи скитской ограды, с правой стороны от колокольни святых ворот. На западной стороне этого корпуса была сделана пристройка, называемая "хибаркою". Тридцать лет (до отъезда в Шамордино) прожил здесь прп. Амвросий, самоотверженно служа ближним. При нем были келейники: о. Михаил и будущий прп. Иосиф.
Последний из оптинских старцев отец Нектарий в 1913 году также селился в этой хибарке старца Амвросия у скитских ворот. Потом тут жили светские люди, но некоторые из бревен сохранились еще от Амвросия.
И вот представьте, выходишь в 5.15 утра из подъезда, а в десяти метрах от тебя хибарка, в которой Амвросия Оптинского навестила Пресвятая Богородица. Тому был и свидетель — келейник Амвросия, тоже ослепленный светом и слышавший, что Амвросий с кем-то разговаривает.
А в 8.50 возвращаешься в скит на развод перед работой в Ясеневский домик, где проживал послушником будущий святитель Игнатий (Брянчанинов). Кстати, из-за желудочных болезней, из-за того, что ему не подходила пища в скиту, Брянчанинов не смог там жить, не стал в итоге оптинским персонажем...
Возвращение обители церкви произошло 17 ноября 1987. Сразу же начались восстановительные работы. К весне 1988 были уже восстановлены трапезная, храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Никольский придел Введенского собора. Хорошо сохранились также здания Введенского собора, храма во имя св. Иоанна Предтечи в скиту, трапезной. Другие здания сохранились гораздо хуже. Колокольня была полностью разрушена. Было начато восстановление храма прп. Марии Египетской.
В скиту всё уцелело в большей сохранности, нежели в основном монастыре. А сосновая роща шириной в полкилометра, которая отделяет скит от монастыря, вообще остается нетронутой несколько веков.
16 октября 1988 в пустыни состоялось обретение мощей прп. Амвросия Оптинского. 16 ноября 1988 в годовщину возвращения обители православным состоялось чудесное явление благодатной росы на иконе Пресвятой Богородицы "Казанская" и истечение благовонного мира от образа прп.
Амвросия.
В 1990 был освящен Иоанно-Предтеченский скит, названный по имени храма на следующем фото. Его построили два козельских плотника из деревьев, срубленных на месте скита.
Сейчас Оптина почти восстановлена. А так не только поднялась колокольня
Но есть даже новодел 2007 года — Преображенский храм, в котором лежит большой камень с Фаворской горы.
Лишь повторно закрыли на ремонт Введенский собор. Да в братских корпусах еще ведутся кое-какие работы.
На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке "666". Через день после погребения было явлено чудо: стали мироточить все три креста на могилах новомучеников. Дома у убийцы нашли изрубленную Библию и ритуальные предметы секты сатаны. Убийца был признан невменяемым и помещен в психбольницу. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, Юрий (Георгий) Ефимчук приехавший в Оптину Пустынь из Тольятти (захоронен на родине, где на его могиле также чудеса). Еще два убийства сатанистов не столь известны, я сам узнал о них из фильма про оптинских новомучеников — один убитый священник с вахты скита даже своим изрубленным телом остается нетленным.
В обители проживают около ста насельников. Но в нашем скиту — лишь 13 из них. Однако скит — особое место, где постоянно проходят ночные богослужения. Именно из скита были все 14 оптинских старцев.
В 1996 был канонизирован сонм Оптинских угодников Божьих и установлено их общее соборное празднование — 24 октября.
12 мощей из 14 уже обретены и захоронены в храмах Оптины. Чудеса около них случаются практически еженедельно. Также от каждого из оптинских старцев остались письма, высказывания, проповеди и житие. Они написаны почти современным языком и весьма интересны.
Поскольку это вступительная запись и продолжение следует, то про Сретение расскажу в следующий раз, а сейчас общее впечатление от пребывания в Оптине — с эпиграфом для разгона.
В одной из книги Худиева, написанной им в соавторстве, есть интересный абзац, принадлежащий как раз соавторше его. О том, доверять ли духовникам, которые говорят, что полное мгновенное покаяние невозможно, что человеку следует покаяться одновременно не больше чем в трех каких-то грехах, зато их-то надо увидеть перед лицом Божьим как следует, во всех подробностях: и источники их, и проявления, и, наверное, связь с другими какими-то грехами? Но это же результат "наблюдений за живой природой" — практически так всегда и получается. Значит, другие грехи в себе должно пока терпеть временно, в надежде на милость Божью, которая даст увидеть себя в дальнейших подробностях в благоприятное время. Стремление сразу во всем покаяться и уйти чистеньким, скорее похвально, но неосуществимо, и в этом — отсутствие терпения и недоверие к долготерпеливости Божьей.
Но что если сжать этот процесс до предела? Где естественным пределом считать одну или две исповеди в день, на каждой из которых удается покаяться приблизительно в трех грехах?
Получается интересно. За две недели я исповедовался 17 раз, 11 раз причащался, 8 раз был помазан елеем. Трижды искупался в святом источнике Пафнутия Боровского Чудотворца. Просфоры и святая вода — почти ежедневно. В монастырской бане тоже был трижды, если что.
Поскольку грех воспринимается изнутри, как "короста", которая мешает любви и общению с Богом, то постепенное ее истончение дано в ощущениях. Первые пять дней вообще ничего не чувствуешь, на шестой день чуть-чуть начинает пробиваться умиление, на одиннадцатый день оно прорывается, и далее несколько дней живешь в сладости даров Божьих.
Шпиль надвратной церкви Оптиной Пустыни.
Продолжение следует.
Комментарии