Как чиновники уйдут от слежки за расходами

На модерации Отложенный

Накануне на заседании cовета по противодействию коррупции президент РФ Дмитрий Медведев анонсировал проект закона о контроле за расходами госслужащих. В соответствии с этим законопроектом государство может потребовать данные об источниках средств чиновников в случае, если сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи. По словам президента, информация о несоответствии доходов чиновников их расходам может предоставляться «не только правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, но и СМИ, общественными объединениями и любыми заинтересованными лицами». 

Ранее сообщалось, что информация о происхождении средств, потраченных на крупные приобретения, скорее всего, останется тайной: сведения о крупных сделках и их обоснования относятся к информации ограниченного доступа и могут быть отнесены к гостайне. Однако Дмитрий Медведев опроверг эту информацию.

Коррупция остается одной из неразрешимых проблем для страны: из-за нее инвестиции обходят стороной российский рынок. Сейчас, когда кажется, что дело сдвинулось с мертвой точки, инвестдома пристально следят за развитием ситуации. Вот что пишет главный экономист ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов:

«Контроль над расходами чиновников как меру борьбы с коррупцией, нельзя не приветствовать. В тоже время, законопроект в том виде, в котором он предлагается, мне кажется достаточно «беззубым» по целому ряду причин. Во-первых, «трехгодовой доход», вообще говоря, очень большая сумма для единоразовой покупки. На мой взгляд, этот порог нужно не только существенно снизить, но и сформулировать его в терминах, скажем, типов приобретаемого имущества. К примеру, в законопроекте говорится об имуществе, которое подлежит государственной регистрации, то есть недвижимость, транспортные средства, акции и т.д. Соответственно, нужно проверять источники происхождения средств, на которые приобреталось это имущество, даже, в случае, если речь идет об относительно небольшой сумме.

Во-вторых, остается открытым вопрос, как проконтролировать приобретение имущества, скажем, в кредит? Первоначальные взносы по ипотечным кредитам сейчас достаточно невелики и находятся в пределах 20% от стоимости. Приобретая загородный дом, чиновник просто вносит свой трехлетний доход минус сто рублей в качестве первоначального взноса, что проверку уже не вызовет, а затем со временем погашает этот кредит досрочно. В случае же проверки, он обоснует покупку кредитными средствами и представит все необходимые документы из банка. Более того, мне представляется практически невозможным проконтролировать приобретение имущества за рубежом. Что помешает чиновнику купить дом не на Рублевке, а в какой-нибудь теплой стране и ездить туда отдыхать? Кроме того, если судить по информации, в том числе доступной в открытых источниках, в России чиновники не берут взятки сами, а действуют преимущественно через посредников, которые за определенный процент от «сделки» принимают на себя риски быть пойманными с поличным при взаимодействии взяткодателей и коррумпированных чиновников. Вполне логично предположить, что представители этого же неформального института посредников будут готовы предоставить еще и услуги по регистрации подконтрольного имущества на свое имя. В этом случае проверки окажутся совершенно бесполезны, поскольку формально ни чиновник, ни члены его семьи не будут являться собственниками приобретенного имущества.

[...]

По моему убеждению, с коррупцией нужно бороться путем постепенного распространения предложенной властями практики потенциально на все население России, без исключений. Возможно, на первый взгляд это кажется радикальной идеей, но на практике для большинства граждан это никогда не станет проблемой, поскольку они всегда смогут объяснить приобретение проверяемого имущества соответствующими справками о своей заработной плате. А вот, например, факт наличия «лексуса» в собственности у безработного гражданина однозначно должен стать основанием для проверки, независимо ни от каких других факторов».