Информация о воровстве крупных чиновников станет гостайной

На модерации Отложенный
  
     
 
 

– Президент РФ Дмитрий Медведев под конец срока подписал «национальный план противодействия коррупции» на 2 года. «План» содержит элементы антикоррупционной практики, принятой в ЕС: контроль финансового поведения госслужащих через учет их расходов. Введению этого метода сопротивлялись законодатели и чиновники всех уровней в течение многих лет. В результате, новый механизм, задуманный как пик почти комической «кампании по борьбе с коррупцией» под знаком которой прошел весь президентский срок Медведева, оказался средством для маскировки доходов и расходов крупных чиновников. Чиновников и членов их семей обязали отчитываться о крупных расходах. Но эти данные оказались государственной тайной.

Ранее «Новый Регион» приводил общие положения «декларации о чистых руках» госслужащих. Чиновники будут обязаны предоставлять сведения о том, какие средства были потрачены ими, а также членами их семьи (супруги и несовершеннолетние дети) на приобретение недвижимости, ценных бумаг (акций) и транспортных средств. До 1 августа антикоррупционные нормы должны быть распространены и на сотрудников внебюджетных фондов – Пенсионного, социального и медицинского страхования. Данные об источниках доходов с чиновника могут быть потребованы, если сумма одноразовой сделки, совершенной им или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход всех членов семьи по основному месту службы и работы. До 1 октября чиновников обяжут сообщать о подарках, полученных ими в связи с их должностным положением.

Однако эти положения оформлены таким образом, что, практически, нивелируется собственно антикоррупционная составляющая законодательного акта.

Для начала, контроль над расходами госчиновинков сделан недоступным для сторонних наблюдателей – к примеру, блоггеров и общественных организаций, наподобие «РосПила». В законопроекте, подписанном Медведевым говорится, что основанием для проверки госслужащего будет письменная и неанонимная информация от правоохранительных органов, госорганов, органов местного самоуправления, а также госфондов и госкорпораций, руководящие органы партий и зарегистрированных общественных объединений, Общественная палата, СМИ.

Проверять информацию о расходах будут сами чиновники: те же органы, что сейчас получают отчеты о доходах.

Самое главное, что «вкралось» в «антикоррупционый» акт – это отсутствие обратной связи с заявителями. То есть, авторы запросов могут не узнать, что ответили заподозренные в избыточном потреблении чиновники. Сведения о крупных сделках и их обоснования, следует из текста законопроекта, относятся к информации ограниченного доступа и могут быть отнесены к гостайне. Лица, виновные в их разглашении, несут предусмотренную законом ответственность, отмечает газета «Ведомости».

Планка «доход госчиновника за три года» позволяет многим деятелям не декларировать достаточно крупные сделки. В качестве примера газета приводит доход семьи зампреда правительства Владислава Суркова, чья жена имеет собственный бизнес. Официальный доход семьи Суркова в 2010 году составил 89,8 миллиона рублей, из которых самому «отцу постъельцинской демократии» принадлежит лишь 4,6 млн. В 2009 году семья заработала 62,8 млн, а сам Сурков – 6,3 млн; декларации за 2011 год еще не публиковались. То есть Сурков может позволить себе покупку как минимум на 5 миллионов долларов, не привлекая к себе внимания надзорных органов.

Кроме того, чиновники, уличенные в том, что тратят больше официально задекларированного дохода, не будут привлечены к уголовной ответственности. Это – следствие либерализации уголовного законодательства, которое, наряду с популистской антикоррупционной кампанией, стало одним из основных достижений последнего президента.

Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, статья 20 которой рекомендует признавать уголовно наказуемым незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Но, напомнил президент Медведев, в России действует презумпция невиновности, которая не позволяет применять к чиновникам меры уголовно-правового характера до тех пор, пока преступление не доказано. В остальных случаях можно говорить об «обогащении неизвестного происхождения» (новая формулировка, введенная свежим законопроектом). Это может стать основанием для увольнения с государственной службы и для конфискации имущества сомнительного происхождения в доход государства.
NR2.ru: http://www.nr2.ru/economy/377451.html