Канкан у алтаря

На модерации Отложенный

КАНКАН  У АЛТАРЯ

 

     Есть такой французский фривольный танец с высоким выкидыванием ног. Появился он в Париже в 1820-30-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, и долгое время считался непристойным…

     И вдруг в России  начала двадцать первого века несколько скандальных особ в разноцветных колготках танцуют канкан прямо у алтаря главного православного храма, напевая под глупый мотив смешную,  но,  тем не менее, оскорбительную для верующих песенку!.. Эпатаж? Жест отчаянья? Акт протеста? Или просто святотатство, за которое нужно строго карать? Как быть с этим? Как рассудить?

 

    Если вспомнить о христианской заповеди «возлюби врага своего», то карать фривольных девиц, осквернивших храм, вроде бы и рука не поднимается. Тут невольно вспомнишь и римского папу, на которого совершил покушение Али Агджа, - папа после выздоровления сам посетил тюрьму и просил прощения и покусившегося на его жизнь преступника. Любовь и всепрощение… Имеют ли они пределы? До какого момента можно любить и прощать, а когда следует и когти показать?

 

      Когда говорят, добро должно быть с кулаками, возникает подозрение, что это уже не добро. Есть  люди, который скажут: ну, да ладно, это просто глупые маленькие девочки, которые не ведают, что творят. И мы, как православные люди, должны быть терпимее к ним  и простить им эту обиду. Не спорю, найдутся многие, которые возмутятся такому всепрощению, мол, следуя подобной логике и христианскому примеру папы римского, уж не попросить ли святейшему патриарху Кириллу прощения у этих бесноватых кликуш?

 

     Великий Толстой проповедовал непротивление злу насилием. Однако, не подтолкнёт ли нас к пропасти наше великодушие и всепрощение? Ведь говорят же, увяз коготок, всей птичке пропасть…

           

     Знаете, невольно вспоминается пословица: «Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива». Если вдуматься, эти эпатажные «блудницы» в разноцветных колготках – зеркало нашего общества. Они просто показали нам, что мы сами погрязли в грехах и неверии, и мы, с нашей сегодняшней лживой и лицемерной моралью не вправе их осуждать… Когда, по библейской легенде, к Христу привели блудницу и потребовали наказать её, он ответил:  бросьте в неё камень, кто из вас без греха…

     Так бросьте же в них камень, кто из вас без греха! Ситуация получается щепетильная: маленький неприятный инцидент стал пробным камнем для православия в России. Он вызвал в обществе раскол. 

    Несомненно,  наиболее «кровожадная» часть верующих будет требовать от властей наказания «канканщиц» за кощунство и хулиганство. Другая часть, либеральная, отнесётся к этой выходке сдержанно, мол, девицы попросту совершили свой «панк-иолебен», обращаясь, возможно, к самому Господу Богу в качестве зрителя и слушателя.

 

    А теперь, для объективности  разговора, следует иметь в виду: во-первых, наши PR-девицы не влезали в алтарь, не прикасались к престолу и Святым Дарам, не учиняли никакого осквернения святых образов на иконах. Это к вопросу о степени святотатства в храме. Во-вторых, давайте вспомним, как В.В. Путин поздравлял с амвона верующих при объединении РПЦ и РПЦЗ, - такого бы не позволил себе даже император всероссийский! Тем не менее, никакими законами такое не возбраняется. В православных церквях в алтарную часть, то есть за алтарную преграду, часто называемую иконостасом, сегодня теоретически может зайти, с благословения священника, любой крещёный человек мужского пола; есть же алтарницы-женщины в возрасте, которые помогают в алтаре прибраться, навести порядок. 

     Тогда что же было на самом деле? Против факта не попрёшь: девицы «спутали» ночное кабаре с православным храмом, - надо полагать, в здравом уме и в твёрдой памяти, бросая вызов обществу и православию. Это лишний повод к тому, чтобы задуматься: а всё ли у нас в порядке с моралью и верой, и как соотносятся наши слова с нашими деяниями и поступками? И, на первый взгляд, безобидный «панк-перформанс» или «флэш-моб», как хотите, ткнул нас носом в наше же дерьмо…

 

      Упаси нас Бог воспринимать этих девочек как заклятых врагов, покусившихся на наши святыни. Вспомним, что на Руси всегда были юродивые, шуты и скоморохи, устами которых зачастую «глаголила» истина. Эти девочки не с Марса прилетели, это наши дети, и они поведали нам о нашей беде, поведали, как смогли, на «своём» «тарабарском» языке, стремясь как-то достучаться в наши очерствевшие души… Да, с их стороны это некий вызов нашей лжи, нашему конформизму и псевдоморали. Так что, дело тут вовсе не в оскорблении религии и религиозных чувств, а в нас – людях.

     Одни из нас, конечно, хотели бы демонстрации силы со стороны власти, - мол, хватит, наигрались в демократию! Другие же призывают не идти по пути жестокости, поскольку это может вызвать лишь новую волну ненависти и озлобления людей. Нет сомнения, что прояви мы сейчас ненависть и жестокость, то обязательно получим эффект отторжения православия у части общества. Церковные иерархи должны показать пример терпимости и христианского благочестия, - Бог накажет, если эти девицы заслужили наказания. А вот угроза светских властей засадить барышень-«канканщиц» на 7лет за действия, которые  «тянут» всего лишь на 15 суток – почти такая же общественная провокация, что и канкан у алтаря!

 

     Любая жестокость  к людям со стороны властей должна смягчаться материнским сердоболием и заботой церкви. Мы хотели бы видеть в лице нашей православной церкви своеобразный духовный буфер, смягчающий чёрствость и  бездуховность светских властей, как ударов судьбы! Более того, при нынешнем лживом правосудии, дикой коррупции,  глухоте и самодурстве властей, их неумении  и нежелании  вникать в насущные нужды людей, решать  их социальные проблемы, верующему остаётся уповать лишь на церковь, как на единственную заступницу. У нас на Кавказе, в ряде республик, люди уже давно живут по религиозным законам, потому что светские не работают. При нынешней оппозиции к властям мы можем получить ту же картину и в Центральной России. И ещё неизвестно, что страшнее – не верить властям, или полностью довериться священникам?! О каком государстве, о какой законности тогда может идти речь?!

     Да, сегодня  Православная церковь в России возрождается, люди стали ходить в храмы, у многих в жизни наметились благие цели, появились какие-то нравственные ориентиры. Но каждый пример жестокости может снова отнять надежду у этой изменившейся части общества. Кому это выгодно? Неужели государство увидело в нынешнем возрождении Русской Православной церкви, стоящей на людях, а не на вертикали власти чиновников, опасного для себя конкурента?

     В истории с девочками-«канканщицами»  Православная церковь не может и не должна требовать «крови», наручников на девичьих руках и решёток, как для опасных преступников. Она, как ей и положено от Бога, встанет во спасение заблудших душ, как мать встаёт за родное, хотя и непослушное дитя! И этим покажет пример светским властям: будьте же милосердны, «услышьте» наконец, свой народ  – не на словах, вещаемых  с трибун и «зомбоящиков», а на деле! А то так получается, что обычные слова до властей не доходят, и отчаявшиеся люди уже лезут в храмы, чтобы прокричать о своих бедах самому Богу в уши…