Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации

На модерации Отложенный

Мила Ильина. «Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации»

Все экономические взгляды и теории, известные из истории человечества, можно разделить на два основных направления в зависимости от их целеполагания. Понятийная основа указанной классификации была заложена еще в античное время и не утратила актуальность в наши дни.
В IV веке до н. э. Аристотель выделил два принципиально разных вида производства и распределения благ в обществе(1). Систему, целью которой является удовлетворение конкретных, рациональных потребностей людей, Аристотель называл экономикой. В рамках такой системы смысл функционирования денег – служить преимущественно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика, по Аристотелю, рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги как средства обмена теряют своё изначальное предназначение.
Настоящая статья ставит целью показать, что  современная рыночная система является системой всепроницающей хрематистики, губительной бездуховной формы хозяйствования, ведущей к победе «культуры потребления» над Культурой. На этом фоне предпринимается попытка наметить альтернативные пути развития, на которых может быть найдено решение острейших духовных проблем современности.

Понятие экономики (от греч. «oίχος» – дом, хозяйство, и «νόμος» – правило), история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.) (2), означает в буквальном смысле «правила управления домашним хозяйством».
Эта система знаний ориентирована на общественно-полезные решения, на удовлетворение естественных потребностей большинства населения. Для определения ее существа следует подчеркнуть, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, самодостаточной теорией или практической дисциплиной, а должна иметь в своей основе внеэкономические по своему существу высшие цели.
Именно отсюда становится понятным то истолкование экономики (хозяйства), которое дано Аристотелем и остается в силе для всего классического мышления.

В соответствии с этим толкованием, к сфере экономики относятся те и только те вещи, которые выступают исключительно в качестве средств, т.е. по определению существуют ради чего-то другого(3).
Аристотель сравнивает богатство с орудиями, которые мы избираем в качестве средств для преследуемой цели. Под богатством в точном смысле слова Аристотель понимает «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения». Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство — действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущество. Но именно поэтому истинное, самодостаточное для благой жизни имущество не беспредельно. Ценно этически только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно.
Цель экономики состоит в разумном удовлетворении хозяйственных потребностей «дома» или семьи – первичной единицы общества и государства. Экономика доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены могли достигать высшей цели – блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой, есть приобретение, согласное с природой. Такое приобретение имеет свой предел в естественных и разумных потребностях членов общества. Согласие с природой определяет в глазах античного мира естественность экономики как формы ведения хозяйства.
Термин «хрематистика» (от греч. χρήματα – имущество, деньги), введенный в научный оборот Аристотелем, означает в буквальном смысле умение наживать богатство и делать деньги. В более широком смысле указанный термин обозначает вид хозяйственной (производственной, коммерческой) деятельности, который нацелен на накопление богатства вне зависимости от его использования, т. е. накопление, превращенное в высшую цель деятельности.

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ