Мой самый опасный консультант )

На модерации Отложенный

 

А вот что пишет смоленская пресса...

 

В феврале этого года в свет вышел роман известного общественного деятеля Владимира Мединского, пишет газета «Никольское кольцо» (ИД «Провинция»). Новая книга «Стена» профессора МГИМО МИД России, доктора исторических наук повествует о героической обороне Смоленска в период Смутного времени. Уже сейчас роман о Смоленской крепостной стене критики называют бестселлером.

– Почему вы выбрали именно эту тему для написания своей книги?

– Самый простой ответ был бы – отмечаемый в этом году 400-летний юбилей преодоления Смуты. Но это просто совпадение. Занимаясь историей Смуты как историк (моя докторская диссертация посвящена, в частности, этому периоду), я углубился в изучение Смоленской обороны. И через какое-то время понял, что эта история не оставляет меня. Рассказывая о подвиге смолян в разных аудиториях, я видел, что люди, даже образованные, об этих 20 героических месяцах русской истории ничего не знают… А это несправедливо! Сейчас в лучших книжных магазинах Москвы роман «Стена» на позициях бестселлеров. Значит, я угадал.

– Как долго вы работали над романом? Где черпали информацию? Столкнулись ли со сложностями в поиске фактов, документов тех лет?

– Материалом я как историк владел изначально, но художественная литература – новое для меня дело. Здесь много своих тонкостей и трудностей. В качестве образца я выбрал для себя Дюма и его мушкетеров. Его роман – это огромный позитивный миф. А в нашей истории мало таких раскрученных персонажей. Правда, сейчас «Стену» сравнивают, в основном, с произведениями современных авторов. Называют и Умберто Эко, и Дэна Брауна. Конечно, лестно, но думаю, просто так критики реагируют на лихо закрученную интригу. Рукопись была готова еще в позапрошлом году, но я все время хочу что-то улучшить, переписать… Только покинув Государственную Думу, нашел время, чтобы решительным натиском все закончить и поставить финальную точку.

– Насколько достоверны ваши герои, соответствуют ли они исторической реальности?

– Для меня историческая достоверность – ключевой момент. Конечно, кинохроники в те годы не было, но все детали, которые нам известны про исторических лиц, я учел. Я попросил прочитать книгу в рукописи наших ведущих историков (в том числе – и историков Церкви). Они нашли кое-какие детали, которые я с благодарностью поправил. Можете считать, что это учебник по истории Смоленска, но написанный в самой увлекательной форме.

– Какими предстают смоляне в вашем романе?

– Думаю, такими, какими они были в действительности. Абсолютными, стопроцентными героями. Людьми, которые удержали Россию на краю гибели в решительный момент. И мы нашим предкам должны быть бесконечно благодарны.

– Бывали ли вы в Смоленске? Если да, каковы ваши впечатления о городе, его достопримечательностях?

– К сожалению, только проездом. Но Смоленская стена произвела на меня неизгладимое впечатление. При правильном подходе ваш город станет центром мирового туризма. Смоленск имеет настоящее сокровище!

– Насколько мне известно, вы выступаете против фальсификации истории. Развенчиваете ли Вы в своем романе какие-либо мифы о Смутном времени?

– Мы лучше, чем принято считать, и даже лучше, чем сами о себе думаем. Вот это свойство нашего народа особенно раскрывается в критические моменты. Иностранная интервенция, двухлетняя осада. Вот когда русские показали себя!

– Будете ли Вы презентовать книгу в Смоленске? Если да, то когда планируете?

– Приглашайте. Книга вышла в середине февраля, и пока прошло несколько презентаций в Москве, Иркутске и Новосибирске.

– В связи с авиакатастрофой, в которой погибли представители польского правительства, тему поляков в Смоленске можно по праву назвать скандальной. Некоторые режиссеры, актеры, писатели в своих интервью намекают на своеобразную апокалиптичность произошедшего. Видите ли вы в этой трагедии некую символичность?

– Авиакатастрофа в романе тоже присутствует – как видение, как миф, как сон короля…