Не стоит решать за Бога.

На модерации Отложенный

Когда я впервые услышал новости о выходке участниц группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, то подумал, что мы имеем дело с очередным случаем хулиганства и хамства, которых, к сожалению, в нашей жизни становится все больше. Нельзя сказать, что мы к этому привыкли, но, тем не менее, этот случай для меня не стал из ряда вон выходящим.Такой была моя первая эмоциональная реакция.


Оговорюсь сразу, я выступаю за наказания любых хулиганских действий. Чтобы люди осознали, что их поведение для общества неприемлемо и оскорбительно. В противном случае, государству придется признаться в своей слабости, потому что защита общества – это его прямая обязанность, а безнаказанность очень часто приводит к вседозволенности.

Но теперь встает вопрос, как наказывать? По закону, за хулиганство могут дать 15 суток ареста. На мой взгляд, самым подходящим видом наказания за такие выходки могли бы стать общественно-полезные исправительные работы. Мести улицы, работать в больнице или делать что-то еще в таком роде, чтобы принести пользу обществу, пусть хоть и принудительно.

Но потом, как мне кажется, панк-молебен в Храме Христа Спасителя из случая хулиганства, которым должны заниматься правоохранители, превратился явно в пастырское дело. Я имею в виду «реакцию» некоторых из православных христиан, которые призывают к самому жесткому наказанию этих участниц группы Pussy Riot и даже чуть ли не к самосуду.
Я тоже причисляю себя к православным верующим, но такая позиция братьев по вере вызывает у меня чувство досады и порождает много вопросов.

Когда говорят, что церковь должна уметь защищать себя, то у меня сразу возникает ассоциация с Парижской коммуной и Марсельезой «К оружью, граждане! Смыкайтеся в ряды вы! Пусть крови вражеской Напьются наши нивы!» Но, согласитесь, это уже не церковь.


Трудно себе представить, что после убийства камнями первого христианского мученика святого Себастьяна, все апостолы собрались бы и решили, что себя нужно защищать, взяли бы в руки оружие и стали противостоять своим гонителям.
Мое личное понимание, которое я никому не навязываю, сводится к тому, что если «церковь должна уметь себя защищать», то тогда смерть Иисуса Христа на кресте была бессмысленной.

И было бы обращение апостола Павла в христианство, если бы умирающий Себастьян не молился бы за своих убийц? А ведь они ни тогда, ни позже не выказывали никакого раскаяния. Можно продолжить эту логику. Иисус Христос, будучи Богом, не должен был бы допустить своей крестной смерти, а разогнать всех гонителей и стать фактически царем Иудеи.



Но тогда была бы победа христианских ценностей на большой части цивилизованного мира?

И еще один момент. Ряд общественных деятелей выступил с письмом к патриарху с просьбой, чтобы церковь встала на защиту осужденных девушек. Но в ответ я слышу следующий аргумент от спикера РПЦ Всеволода Чаплина: а вот пусть они сначала покаются, осознают свою вину и только тогда будет им прощение.
Мне представляется, что связывать покаяние с прощением – это значит вообще поставить себя вне традиционных христианских норм и это отбрасывает нас в понимании религии в доевангельские времена.

Хорошо все-таки, что Всеволод Чаплин не иерарх, а просто спикер РПЦ ( если называть его должность светским языком). Но в своем безапелляционном заявлении он от имени Бога осуждает хулиганок на вечные муки. На мой взгляд, церковь является проводником воли Божей на земле, но вот говорить от имени Бога не уполномочена. Церковь много раз за свою историю делала какие-то заявления, а потом их дезавуировала, и даже более того, часть людей, причисленных церковью к лику святых, потом была деканонизированна..
И когда спикер РПЦ говорит уже не от имени церкви, а от имени Бога в императиве, это неприемлемо и пахнет средневековьем.

Если взять мое личное отношение к «творчеству «Pussy Riot», то я открыт ко всяким новым проявлениям творческого начала. Но эти девушки вызывают у меня только жалость. И жалость они у меня вызывают не потому, что сидят в тюрьме, а потому что в современном мире люди так примитивно и неосознанно выражают свое отношение к религии. Их выступление лежит вне культурных рамок и направлено на оскорбление части нашего общества, что, конечно, неприемлемо и искренне возмущает.
Вспомним об арт-группе «Война». Их перфоманс мне показался интересным. Безусловно, это было сделано на грани хулиганства, а с точки зрения закона, за этой гранью, но, выражая свои эмоции, они никому такого явного оскорбления не нанесли.
Чтобы закончить тему, еще одно соображение. На мой взгляд, любое государство находится на доевангельской ступени развития. Почему? Потому что никакое государство не может существовать, опираясь на Нагорную проповедь. Но общество может и должно стремиться к тому идеалу, который задал Христос в своей проповеди.

Теперь хотелось бы услышать от иерархов официальную позицию церкви по поводу этого хулиганства, которое переросло в пастырское дело.

Но мне интересно и ваше мнение.