Как я была членом избирательной комиссии

На модерации Отложенный

29 февраля.

Никогда бы не подумала. что в нашей сельской местности политическая жизнь настолько активна. В январе, чтобы отдать свою подпись за Явлинского, пришлось самой разыскать в Ейске яблочного активиста и забрать у него бланк. Эти разнесчастные бланки оказались в городе лишь 11 января, а уже 15-го их надо было отправлять в Краснодар. Если учесть, что еще и в нашу Должанку привезти за 40 км и отвезти снова в  город... на сбор подписей оставался один день.  Нас с мужем двое, а в бланке 9 строк. Не оставлять же их пустыми!   Однако соседи откликнулись на удивление дружно. Так что за наши 9 подписей я ручаюсь - все было честно! 
Потом мне предложили побыть наблюдателем от Справороссов, и я согласилась, конечно - ну интересно же! С тем и уехала в Москву к внучатам. А вчера вернулась, и неожиданно обнаружила, что теперь я член избирательной комиссии на одном из четырех должанских участков, да еще и с решающим голосом. Мне вручили для прочтения две брошюры: закон и инструкцию, завтра приду дежурить на участок и выясню свои обязанности. Все это несколько неожиданно. Но я  не собираюсь отказываться, а напротив, хочу, воспользовавшись случаем, поучаствовать в историческом процессе. Прекрасная возможность на деле продвигать идею честных выборов. И ежедневно буду писать здесь обо всех событиях на нашем участке. номера которого я пока еще даже и не выяснила. 

1 марта. 

Вчера дежурила на участке с 14 до 18 вместе с коллегой. выяснила наконец номер участка, число избирателей, посмотрела документы,. Избиратель пришел только один, выдали открепительное. Мне вручили брошюру "Закон о выборах президента" для изучения. Судя по состоянию книжки,  я была первым ее читателем. А там оказалось много интересного! даже  законспектировала  отдельные моменты с указанием статей  - точно пригодится... Выяснила, что мне как члену УИК нельзя даже сообщать гражданам, за кого я лично собираюсь голосовать - это уже будет агитация, что нам запрещено. И буквально тут же зашли слегка  знакомые селяне  с целью пообщаться на эту тему. Выберу, когда получу бюллетень,  уже в кабинке, самого симпатичного  - вот какими словами удивила людей. Чем не Штирлиц? В общем. мне поручено заниматься выездным голосованием и еще жалобами и обращениями избирателей, так что этот вопрос изучаю особо тщательно.
Сегодня снова дежурила, но уже утром, с 9 до 13, причем одна - одинешенька. Принесли мне три урны для выездного голосования и одну основную. Видеокамера уже установлена, а к ней прилагается ноутбук, но он в сейфе. а ключ пока не знаю у кого. Наш участок в здании ЖЭКа, очень маленьком  и неудобном, но другого нет. Касса как раз напротив участка, и наши предвыборные плакаты висят в том же коридоре. Услышала какой-то шум - стоит мужик, усердно крестится на портрет ВВП и причитает: дай тебе бог на вечное царство,  выберем царя уже скоро. Так и не поняла, ерничал он или всерьез. По делу так никто и не приходил, зато Закон выучила и документацию. Появились вопросы. Появилась любопытная информация, которую еще надо проверять. Ну ладно. Завтра трудный день: получаем  из ТИК бюллетени и клеим марки.

2 марта.

Утро прошло в ожидании звонка из УИК, и вот наконец мне сообщили, что через полчаса я должна быть в клубе. Туда привезут из города бюллетени, и все три должанские комиссии под охраной милиции будут их пересчитывать. 
Все ничего, но муж с дочкой, махнув на меня рукой, укатили в город по всяким интересным делам, и значит, добираться придется своим ходом. От нашего дома до клуба почти четыре километра, а по единственной асфальтированной дороге вообще большой крюк. За полчаса не успеть. Другие улицы исключаются, так как снег тает уже три дня и грязь непролазная. Вдруг я вспомнила про соседнюю Степную.  Там хоть асфальта и нет, но когда-то был, и щебеночное покрытие частично сохранилось. Кроме того, с утра подморозило. Пробежимся быстрым шагом! - так подумала я.
Эх, почаще надо бывать в Должанке... лужи разливанные, глубокая грязь под легко ломающимся ледком, горы мокрого снега по краям дороги - вот что пришлось героически преодолеть.  Ни одного автомобиля, ни одного пешегода за 40 минут пути - так что никто не видел, как я . подобно ошалевшему весеннему зайцу, с неслыханным упорством и злобными мыслями по поводу местных властей прыгала по этой сильно пересеченной местности. Наконец вот признаки асфальта у бензозаправки, потом мимо кладбища (кстати, его заботливо огородили железным забором, это все же власти плюс), и вот я у клуба. Жарко, сердце колотится, румянец на лице - выгляжу прекрасно. Кое-как почистила сапоги предусмотрительно захваченными с собой бумажными платочками, оглянулась в поисках урны в вестибюле клуба - но так ее и не нашла))).

Народ уже собрался. Окзывается, кое-кого  я тут знаю, и многие помнят  меня. Это приятно. Торжественно вскрыли упаковки с бюллетенями, сложенными пачками по 100 штук. Сначала надо было их пересчитать, все 1800 бюллетеней нашего участка.  Это выглядело так: беру пачку, считаю до ста,обнаруживаю лишний, считаю еще раз, обнаруживаю недостачу двух, отдаю соседке, она пересчитывает снова, оказывается ровно сто, отдает другому члену комиссии, тот пересчитывает, один лишний, откладываем лишний в сторону, берем новую пачку, считаем. 


В комнате шум, с трех участков нас тут не меньше 30 человек. Обсуждаются важные вопросы: как доставить магнитофон на участок, чтоб музыка была, где взять диски. Завтра будут проверять работу видеокамер, они уже установлены на всех участках. Распределяют, кто какую еду принесет на участок в день голосования, там ведь предстоит провести чуть ли не сутки. По ощущениям, настроение прям-таки предпраздничное.


Теперь надо клеить марки. Эту работу удобно делать вдвоем: один отклеивает марку и прикладывает к нужному месту на бюллетене, другой прилепляет. Марки  на больших листах по 50 штук, красивые такие, слева полоска бело-сине-красная. потом металлическая полоска, потом чего-то нарисовано, а справа такой полукруг перфорированный.Зачем он, я так и не поняла, но нервы попортил. Когда я стала отклеивать марку от листа, чтобы потом перенести ее на бюллетень, этот полукруг сразу же у меня оторвался. Шум поднимать из-за такого происшествия я постеснялась,а тихонько и аккуратненько подклеила этот кусочек на бюллетень к марке, чтобы было незаметно. Не знаю, нарушила ли я своим преступлением законодательство о выборах, но еще дважды эта перфорация меня подводила. Вот интересно только, зачем надо было битый час пересчитывать бюллетени, если все равно надо приклеивать марки,  и на лишние бюллетени марки бы все равно не хватило? - на этот вопрос никто мне не смог ответить, и кроме того, пришла пора расписываться на бюллетене под маркой. там должно быть две подписи членов комиссии с решающим голосом, т.е. и моя тоже. 


Подписей этих я наставила. наверное. больше всех! После второй сотни впала в транс, одна рука берет листок, другая чертит закорючку, в четком ритме, под внутреннюю мелодию...
На другом конце стола начали ставить печати. тут принцип такой, что печать должна захватить и марку. и обе подписи. Один человек подает листы, другой ставить печать. Я решила поучаствовать и в этом увлекательном деле. Сначала с членом комиссии от КПСС...ой!- ну от них, потом от ЕР (оба симпатичные мужчины), мы работали ритмично и слаженно, как китайцы на конвейере. Уже все разошлись, только председатель комиссии устало вздыхала на диване, а мы все танцевали: ш-ш-ш...плюх! ш-ш-ш...плюх!
Наконец все сделано, бюллетени собраны в пачки, замотаны бумагой и скотчем. Моя работа закончилась, весь процесс занял три часа. Устала больше не от работы, а от шума. Завтра состоится совещание на участке и инструктаж.  

3 марта.

Сегодня собирались на участке к четырем часам. Инструктажа никакого не было, так как много было всякой подготовительной работы. Мужчины из числа членов комиссии разбирались, как поставить столы, чтоб захватывала видеокамера, потом тянули провода к магнитофону, чтоб музыка завтра была, и т.п. Я сразу же стала делать выписку из реестра, т.е. из общего списка переносить в отдельный фамилии и адреса тех людей, к которым поедет урна номер два, а сней и я и кто пожелает из наблюдателей. Все это на бланках вручную, поэтому долго - около 40 человек. Ума не приложу, как мы уложимся в установленное время - по нашим дорогам сейчас не на машине, а на танке б разъезжать.


Неожиданно возникла дискуссия о том, какие бюллетени считаются испорченными, а какие недействительными. А потом еще ришлось доказывать, что по закону, если мы обнаружим у урне бюллетень, весь разрисованный нехорошими словами и картинками, но заветные клеточки чисты все. кроме одной, то этот бюллетень вполне себе действителен и принимает участие в голосовании. Хорошо, что я вчера прочитала интервью на "Эхе" с членом ЦИК как раз по этому поводу.
Несколько смутил меня только один факт. Председатель нам сказала, что когда сосчитаем бюллетени, то не сразу будем записывать в большой формат, а сначала наши цифры по телефону сообщим в ТИК, они на компьютере проверят правильность наших вычислений, а потом запишем в этот формат, там как бы ошибок и поправок быть не должно. Конечно, я отметила. что это незаконно, и вообще у нас тут вся комиссия с образованием все же, но мне сказали.

что это, конечно, нарушение. но небольшое и ТИК рекомендует поступать именно так. Надо будет обратить внимание наблюдателей на этот момент.


И все время шла речь о каких-то котлетах, аджике, закрутках, какое сало лучше...Я старательно переписывала реестр, стараясь не сделать ошибки, но и через сосредоточенное внимание пробивались какие-то кулинарные подробности. А потом и меня спросили:"А вы что принесете?" Оказывается, все наши женщины из комиссии готовят дома еду и несут ее завтра сюда на участок. Зачем??? возопила я. Ну мы же здесь весь день будем, и мужчины у нас в комиссии проголодаются... и гости из администрации приедут, да и наблюдателей надо покормить - ведь чуть не сутки им тут наблюдать... От коллектива отделяться грех, поэтому я обещала шарлотку. Похоже, день выборов ознаменуется еще и  вечеринкой. 


И вот уже полночь. Я выполнила все задания комиссии, связанныев основном с распечаткой текстов или их набором. Придумала и красиво оформила объявление о том, что бюллетени надо складывать текстом внутрь, прежде чем бросить в прозрачную урну. Распечатала какие-то формы и уже для себя - инструкцию для наблюдателей про возможные нарушения и как с этим бороться. И еще сделала таблички с именами кандидатов, чтоб в камеру было видно, куда какие бюллетени мы раскладываем.  Вместо шарлотки испекла пирожки на творожном тесте с яблоками. Завтра за мной приедут в 6 часов 15 минут, чтобы свой утренний кофе я могла выпить уже на участке, а дорогих наблюдателей избирательная комиссия будут заботливо кормить всякими разносолами и моими пирожками...
Тем временем дочка будет следить за голосованием на нашем участке  через видеокамеру по Интернету, она уже этот вопрос уладила.
Всем привет!

7 марта. 

Наконец нашла время продолжить тему. Итак, 4 марта в 5.15 утра я уже стояла у калитки. Наконец холодная черная деревенская тьма разомкнулась и вдали показались фары "Нивы", пробирающейся по подмерзшей грязи. Вскоре мы были уже на участке.

Я помнила, что кроме выездного голосования, буду заниматься еще и всякими жалобами, поэтому заранее распечатала с "Голоса" инструкцию для наблюдателей, примерные тексты заявлений и пр..  На думских выборах в декабре наш участок был горячей точкой, наблюдатели от коммунистов подняли много шума и здорово поскандалили, и я приготовилась  действовать мирно и в согласии с наблюдателями обеспечить чистоту выборов. Надо сказать, что наблюдатели спокойно передвигались по участку и смотрели все что можно.Все в комиссии очень волновались, чтоб случайно  не нарушить избирательный закон.


Наконец в половине восьмого начали работу на камеру, предъявили пустые переносные ящики, прозрачную урну, все как положено. Участок открылся и сразу же пошли люди. Надо сказать, что наш участок находится в здании ЖЭКа, это еще дореволюционный дом и комнаты маленькие, поэтому у нас выдача бюллетеней в одной комнате, а урна и кабинки - в другой, и видеокамеры тоже по одной в каждой комнате. 

Выездных комиссий было две, у меня урна номер 2. Я подписала кучу бумаг и получила в руки чистые бюллетени, реестр заявлений и сами заявления на голосование на дому плюс еще урна и тетрадка с адресами. Вскоре подошли Ольга - член комиссии и Лена - наблюдатель, мы уселись в машину и отправились по адресам. Ольга несла урну, я- бюллетени и заявления, а Лена была нашим штурманом, так как водитель не местный и станицу плохо знает. 

Как много я узнала и увидела в этот день!


Бедные наши старики... Были старушки даже 1914-16 годов рождения, но в основном до 1935 года. Но из 39 человек только 5-6, пусть с натяжкой 10 живут в хороших условиях: дом  крепкий, тепло, чисто, санузел в доме. Большинство - между бедностью и нищетой. Вот приезжаем к старикам, муж с женой, сидят они рядышком на кровати и говорят: Поздравьте нас, сегодня 61 год нашей совместной жизни. Поздравили, взяли на заметку, чтоб соцработника на помощь прислать, а бабушка потом говорит: спасибо муж жив, у него пенсия побольше, на нее и живем, а у меня 3600, вся на ЖЭК уходит. Это так и есть, вода у нас самая дорогая в крае, даже в два раза дороже чем в Сочи (около 30 рублей за кубометр), хотя качают ее из местной скважины без всякой очистки (В Жэке справка от экспертизы висит на стенде, вода плохая по пяти показателям). Ой, не буду про ЖЭК, а то сильно отвлеклась.

Есть и такие покосившиеся домишки, осыпавшиеся стены, и внутри тоже - только кино снимать про жизнь крестьянства до революции. Не живут - выживают. Но чистенько везде, и видно, что ждут нас с нетерпением.  Поэтому мы старались как-то поторжественнее все обставить. Поясняли каждое действие: "Вот распишитесь в заявлении...а теперь за выданный вам бюллетень...а теперь приступим к тайному голосованию..."  Впрочем, тайну голосования обеспечить удавалось далеко не всегда. Вот она старушка,  едва живая, почти не видит и еле передвигается, сидит  на какой-то древней кровати, в хибарке с печным отоплением и низеньким потолком, и сортир у нее на улице, и ноги болят а лечить никто не хочет,  но все же пенсию повысили на 80 рублей и еда есть, вот только бы огород кто пришел вскопать да лишь бы не было войны...Пенсия маленькая. но платят же! Зато войны нет. Проживем как-нибудь! Лишь бы хуже не было. Кто там в списке у вас? А Путин есть?   Я за Путина! 


И если человек все же удаляется с бюллетенем или просит нас отвернуться -  это точно что кому-то другому галочку поставит. А одна бабушка из зажиточного дома проголосовала за Прохорова  и даже фамилию свою рядом поставила, вот смелая какая! Но таких было мало и в более благополучных домах. А нищета вся за Путина.


Ольга знает их всех, деревенских стариков, и пока мы путешествуем, рассказывает мне их  жизненные истории, такие разнообразные и закрученные порой, что хочется немедленно сесть и написать сценарии тридцати девяти увлекательных телесериалов. Я уже примерно понимаю, каков будет итог выборов. И неважно, кто так настроил этих бедолаг, что не будет Путина - не будет пенсии.  Их голоса - в моей маленькой урне. И этот заключительный этап выборов, выездное голосование на нашем маленьком участке - прошел честно.

Мы управились за 4 часа, сдали урну и дальше я просто наблюдала за процессом. День прошел тихо и мирно, без всяких эксцессов. Участок закрылся и под видеокамеру мы стали считать сначала списки, потом опустошили выездные урны, потом прозрачную урну, сосчитали общее количество бюллетеней, и потом наконец стали раскладывать по кучкам в соответствии с фамилиями кандидатов. Работали быстро и даже весело, потому что подходил к концу тяжелый день. Потом пересчитали все голоса, каждую кучку бюллетеней по нескольку раз. так что я точно знаю - у нас никаких подтасовок не было, я сама пересчитала все кучки бюллетеней. кроме самой большой, путинской. И контрольные цифры все у нас сошлись с первого раза.  А через видеокамеру  за подсчетом наблюдала не только мои муж с дочкой. но и еще другие любопытные должанцы, я знаю. К 11 часам вечера(раньше, чем на других должанских участках)  все бюллетени были уже упакованы, отчеты составлены, протоколы написаны и выданы желающим, я тоже взяла свой протокол для "Справедливой России". 


Как бы то ни было, мы сделали свое дело хорошо.Жаль, что голосование - лишь финишная часть выборного процесса. Если бы так же честно было организовано все, включая выдвижение кандидатов и предвыборную агитацию, то не сомневаюсь, результаты были бы другими.

Итоги голосования:
Число избирателей: 1721
Число действительных избирательных бюллетеней: 1044

Количество голосов:
За Путина - 666 
Зюганов - 238
Жириновский - 62
Прохоров - 59
Миронов - 19
Жалоб и заявлений - 0

Мы потом. конечно, попили чаю...и пообсуждали итоги, здесь же все всех знают. Удивительно вообще, что за Прохорова голосовали,  это, в основном перспективная молодежь и наш станичный средний класс: предприниматели, крепкие хозяева - а их немного. Молодые в основном только зарегистрированы здесь, а учатся или работают в других местах. И Прохорову времени не хватило для раскрутки, конечно.  Если бы от коммунистов был не Зюганов, а более молодой и современный лидер, то он набрал бы гораздо больше голосов.  Жириновский много потерял по сравнению с предыдущими выборами у нас в станице, про Миронова нечего и говорить.


Путинский электорат, на мой взгляд,  - это в основном те, кто зависит от благосклонности собеса и своего начальства, кому главное - как-то выжить.  Плюс те немногие,  кому именно в этой системе вполне хорошо.

На нашем участке их 64 процента. Это точно. Проверено лично.