Русских «хлебом не корми» – дай величие страны!

Юрий Пахомов  
05 марта 2012   Юрий Пахомов

Однажды в советские времена в вагоне поезда «Ленинград – Москва» в одном купе (да! в одном купе втроем, это не оговорка!) ехали в столицу три ленинградца – директора крупнейших заводов. Это были Косыгин, Вознесенский и Устинов. Вскоре один из них возглавил Совнарком (сейчас это Совет министров), другой – Госплан СССР, третий - стал Наркомом обороны. В дальнейшем каждый из них внес огромный вклад в мощь и развитие страны, и, конечно же, стал легендой. И когда гениальный экономист и реформатор англичанин Дж. Кейнс посетил СССР в годы первой пятилетки, то был потрясен увиденным. По итогам поездки он заявил: «Мировой бульон переместился в страну Советов».

С годами ситуация в стране менялась. СССР переживал не только невиданные в мире взлеты, но и колоссальные трагедии. Но и в самые тяжелые времена, в том числе во времена трагические, социальные лифты, как сегодня модно говорить, поднимающие все самое талантливое наверх, работали безотказно, причем работали даже в тюрьмах и лагерях. И хотя деспотическая власть, казалось бы, со взлетом творческих сил должна быть несовместимой, выдающиеся умы и пассионарные лидеры в СССР не переводились. И иностранцы, в том числе крупнейшие ученые Запада, не переставали этому удивляться. А причина была проста: страна оставалась великой и наращивала на многих жизненно важных направлениях имидж первопроходца. А позже, особенно после победы над фашизмом, этим смертельным врагом человечества, Советский Союз не единожды (полет в космос; «водородная» бомба, сварочные технологии Б. Патона и т.д.) утирал нос самой могучей стране мира – Соединенным Штатам Америки. Все это, тому же Западу и многим внутри страны, казалось противоестественным. Зато иной результат, после распада СССР, ожидался от суверенной Украины. Многим казалось, что в демократической Украине взлет духа и приток пассионариев будут рекордными.

Но, как ни странно, этого не случалось. И не случилось потому, что цели существования стали почему-то бескрылыми и приземленными.

Подтвердилась та истина, что взлет духа происходит тогда, когда народом овладевают высокие смыслы; то есть когда к «чечевичной похлебке» реальность не сводится. Смыслы, конечно, могут быть разные, в том числе в чем-то иллюзорные. Человек так устроен, что иллюзии для него необходимы. И зачастую именно наличие иллюзий предопределяет крутые, планетарного масштаба повороты. И это предопределяет выход на арену титанов.

Возьмем, к примеру, Францию. Трагичными были годы революции, разорвавшие феодальные путы. Но тут со всей силой сработало положение о том, что великие события порождают великих людей. Люди великие, мощные духом есть всегда, но не всегда они «выходят» на арену. Марксу принадлежат на сей счет два знаковых выражения. Первое: «На любом сельском кладбище лежат и Ньютоны, и Наполеоны». Второе: «Когда обществу нужен Наполеон – Наполеон появляется».

Возьмем нынешние времена. Появление в Китае великого реформатора Дэн Сяопина было бы невозможно, если бы идеи величия и реформаторства не были бы востребованы и если бы в сознании простых китайцев не были воплощены тысячелетние идеи народного философа Конфуция. И «не просто так» вышел в Индии на арену Дж. Неру: у народа под влиянием ломки империй обострилась потребность деколонизации. Ганди и Неру воплощали эту мечту.

А ныне нашу соседку Россию судьба не случайно наградила фигурой планетарного масштаба – Владимиром Путиным. Русских «хлебом не корми» – дай им величие страны. А Путин сполна отвечает этим и многим другим критериям. И нет сомнений, что его приход к власти поднимет дух этой великой страны. Кстати, на вопрос о первых шагах он ответил – СНГ. То есть его главный приоритет – величие страны.

А что мы - Украина? Идея, навязываемая народу сверху о том, что «мы будем в Европе», для нас ментально ущербна. Ощущение второсортности (а это неизбежно) окончательно подорвет и без того слабый механизм селекции кадров. Все энергичное и жизнестойкое будет прибиваться к чужим берегам. К тому же в Евросоюзе слабаков и без нас хватает. Так что ситуация на Украине, в том числе духовная, Наполеонами нас не одарит. А жалко…