Брак и семья в еврейской традиции
"И сказал Господь Бог: нехорошо чтобы человек был один; сделаю ему подмогу, соответствующую ему... И навёл Господь Бог крекий сон на Адама, и взял одну из граней его... И перестроил Господь Бог грань, которую взял у человека, в женщину, и привёл её к Адаму. И сказал Адам: на этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей... Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они единой плотью" (Бытие 2).
Эта общеизвестная цитата лежит в основе отношения еврейской философии к семье и браку. Слово "нехорошо" появляется в Торе впервые именно в этом отрывке, что придаёт дополнительный вес и указание на то, насколько это "нехорошо". Так что создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его Божественного предназначения. Более того, еврейские мудрецы обращают внимание на слова, появляющиеся в Торе ещё раньше, в первой главе, при описании сотворения Всевышним человека: "Мужчиной и женщиной сотворил Он их и назвал им имя ЧЕЛОВЕК" (Бытие 1) - и делают отсюда вывод: тот, кто ещё не создал семью, не является в полном смысле "человеком" (Талмуд, трактат "Йевамот").
Комментарий Сфорно добавляет по этому поводу: "Человек в каждом своём действии стремится достичь совершенства, заложенного в самой его природе, в самой идее сотворения человека. А совершенство это таково, что муж и жена существуют только как одно целое".
Итак, брак рассматривается в Иудаизме не только как сотрудничество или партнерство, но как живое единство между мужем и женой, как это выражено в словах Торы "И будут они единой плотью".
Это телесное единство является при этом средством для достижения более высокой степени единства, единства душевного и духовного.
А это единство, в свою очередь, является средством для познания Бога.
В том месте, где сказано о рождении у Хавы (Евы) первого сына, она говорит: "Обрела я человека - вместе с Господом" (Бытие 4).
Об этом сказано в Мидраше: трое участвуют в создании человека: отец и мать дают ему тело, а Всевышний даёт ему душу. И осознание, как в самом браке, так и при рождении детей, реализации этого сотрудничества трёх сторон - и является основным в понимании законов еврейской семьи, когда в самых интимных отношениях между мужем и женой никогда не исчезает Божественное присутствие.
Маймонид в Кодексе еврейского закона ("Мишнэ Тора") разъясняет, что раньше, до дарования Торы, мужчина мог просто привести женщину в свой дом и она становилась его женой. Но с момента дарования Торы, народ Израиля получил закон, по которому мужчина и женщина не имеют права начинать совместную жизнь без того, чтобы он посвятил ее себе в присутствии двух свидетелей. Согласно концепции Иудаизма, религиозное содержание церемонии брака создается не священником или раввином, но собственными действиями вступающих в брак (передачей кольца) и этими двумя свидетелями, которые являются при этом представителями всего народа Израиля.
Таким образом, создание новой семьи в народе Израиля является не только фактом из личной биографии данных мужчины и женщины, но и жизненно важным актом для существования всего народа. Эта связь проявляется, в частности, в том благословении, которое произносится при совершении бракосочетания: "Благословен Всевышний, Который освящает народ Израиля посредством хупы и Киддушин (еврейской церемонии брака)". Святость всего Израиля, таким образом, неотделима от святости отношений мужа и жены.
Комментарии
И еще вы когда-нибудь видели брачный контракт еврейской пары? Вот когда я его выложу, то вы мне скажете, хотели бы вы жениться по такому брачному контракту.