Русские и синдром заложника

Синдром заложника - термин популярной психологии, описывающий защитно-подсознательную травматическу связь, симпатию, возникающую у жертвы к насильнику в процессе применения (или угрозы применения) насилия. Психологический механизм синдрома заложника состоит в том, что  в условиях полной физической зависимости от агрессивно настроенного насильника человек начинает толковать любые его действия в свою пользу. Заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и в конечном итоге отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая принесение себя в жертву необходимым для достижения "общей" цели.  В поведении и психике заложников происходит переориентация. Заложники боятся штурма здания и вооружённой операции по их освобождению больше, чем угроз террористов.


Начну сразу с утверждения: русские люди уже как минимум сто лет живут в психологическом состоянии синдрома заложника.Сначала это была революция и красный террор. Комплекс заложника срабатывал, когда "в условиях полной физической зависимости" от властей, осуществлявших государственно объявленный террор, люди, чтобы не сойти с ума,  начинали наделять своих мучителей качествами, которых у них не было. Так появлялись мифы о несгибаемом Железном Феликсе (Дзержинском), который, хоть и строг, но справедлив, ведёт борьбу только с врагами революции, защищая страну, а я-то не враг, значит меня он защитит, ен погубит. Людям так была нужна защита или хотя бы её иллюзия, что они наделяли этих защитников качествами былинных героев. Вспомним хотя бы шлемы красоармейцев в форме шлемов русских витязей -пришла же откуда-то эта ассоциация.

Затем пришли жёсткие сталинские времена. Необычайная популярность Сталина объясняется, на мой взгляд, не только реальными успехами советской страны, но и этим самым комплексом заложника. Большинство простых советстких людей Сталина действительно любило. Ну а репрессии... Они необходимы для защиты советской страны, для моей защиты. Если арестовали - значит виноват, меня-то не арестовали! И накидывались на попавших в эту мясорубку "врагов" всей стаей, клеймили и обвиняли на открытых собраниях. Человек отождествлял себя со всей страной, в которой каждый был нуждным винтиком одного большого советского механизма, клдеточкой единого общественного оргагизма, всех объединяла великая цель построения светлого коммунистического завтра.И если при этом надо было уничтоэить маленькую детальку этого механизма, то это же для нашего же блага. Тут проявлется и ещё одно качество, свойственное синдрому заложника - жертвенность. Раз вождь считает, что мне надо принести себя в журтву ради общего блага, то значит так и надо. Сами "враги" как будто считали такое положение вынужденно оправданным и признавались в будто бы содеянном не только из страха мучений, но жертвуя собой: раз партия так решила, значит так тому и быть (Бухарин, Зиновьев, Каменев).

В 1953 году Сталина не стало. Но надолго осталась память о ночных арестах, чёрных "воронках", лагерях и тюрьмах, Ежове и Берии. Эта историческая память неистребима, вошла в генотип народа, по крайней мере, большой его части. Даже в годы хрущёвской оттепели боялись попасть в тюрьму за не во время и не к месту рассказанный политический анекдот или высказывание. При Брежневе это приобрело формальный характер, все на всё было наплевать, все всё понимали, в том чисоле и сотрудники КГБ, и если уж наглец никак не унимался, включалась репрессивная машина. При Андропове завернули было гайки, но продолжалось это недолго.

И вот мятежные девяностые с осознанием себя как отдельной личности, причём личности, ответственной за судьбу страны. На гребне этой волны самоосознания к власти после мямли Горбачёва приходит сильный мужик Ельцин.

Но даже сильный мужик не может долго держать в повиновении недовольный народ. Когда эйфория победы пошла на убыль, а полки магазинов взгляд не радовали, со всей очевидлностью стало ясно, что никито и не собирается для этого народа что-то делать. Что народ используют как дойную корову, которую даже не кормят до сыта, а только немного подкармливают, чтобы совсем не сдохла. Вот тогда, всколыхнувшийся было народ почувствовал, как подвернулась гаечка на крышке гроба народной свободы и демократии. Митинги пошли на убыль, их перестали созывать (сказалась усталость народа, ен столько физическая сколько моральная, его разочарование), а на отдельных акциях стали появляться специфического вида и поведения люди в штатском, потом милиция, а потом и её особые отряды (ОМОН ведь это Отряды Милиции Особого Назначения). В СМИ протесты стали звучать всё глуше, ведущие ТВ и журналисты газет становились всё осторожнее, что в наши дни переросло в повальное славословие в адрес Путина.

 

В последнее время много времени провожу в социальных сетях и обратила внимание на то, что в них всё больше появляется высказываний людей, занимающих следующую позицию: Путин ("хороший", "плохой, но другого нет", "плохой, но исправится") - Путин это наша единственная надежда и защита, если не путин, то хаос, анархия, гибель страны (азначит и нас самих). К тому же эта позиция часто излагается напористо, с угрозами "вот он придут к власти, и все вы, его противники, будете сидеть в тюрьме" - это самое мягкое из высказываний такого рода) или с истерическим отчаянием ("вы хотите гражданской войны, кровопролития, ах-ах-ах!"). Вопрос о воздействии на сознание и подсознание людей 24 часа в сутки провластной пропаганды (открытой и скрытой, суггестивной и психотронной) с применением сощнейшего административного ресурса пока оставим в покое в стороне, не это тема данного поста.

Но хочется понять, почему даже те, кто ранее не голосовал ща этого во всех отношениях серенького, ничем не примечательного человечка, вдруг решили голосовать за него.

Двенадцать лет этот человечек находится на вершине власти. Пришёл он к ней стараниями Ельцина, к тому времени опостылевшего всей стране (что уже на первый взгляд странно с психологической точки зрения - почему преемник ненавидимого лидера всё же избирается на пост президента?) Думается, главную роль (помимо подтасовки результатов выборов, конечно) сыграло его ГэБэшное прошлое. была надежда, что это человек, за которым стоит вся мощь служб безопасности, сможет сломить сопротивление ельцинской клики и изменить ситуацию загнивающего болота, в которое постепенно сползала Россия. При этом морально уставшим людям не хотелось думать о том, что именно эта организация, менявшая название, но не суть, из которой к тому же стиараниями Андропова были вычищены патриотически настроенные люди, -  именно она все советские годы осуществляла подавление инакомыслящих. Ведь если так, то и вообще нет никакой надежды. Нет, лучше мы будем думать, что он, пусть и преемник, но хитрый разведчик, до времени скрывавший свои благородные намерения, благодаря чему и втёрся в доверие ельцинской Семьи, что он сейчас вместе со всем КГБ (или уже ФСБ?) навалится на взяточников и казнокрадов и одним махом наведёт порядок в стране; тогда наступят для нас дни мира и благоденствия.  Комплекс заложников, он, родимый.

Скоро стало ясно, что путин ничего менять не собирается. Вновь разочарование народа. Поттом выборы на второй срок, сфальсифицированные уже тогда, что тоже не добавило ему популярности. Потом он как бы отошёл на втору. роль, поставив вместос ебя кукольного презика Медведева, который конечно же никогда никакой конкурнеции ему не составил бы. И вот новые, уже четвёртые выборы, в которых фигурирует ВВП. Народ не выдержал. Начались митинги, началось открытое высказывание неприязни, больше - ненависти к нему. Он дрогул, разразился статьями с великолепными прожектами и обещаниями (сколкьо из данных уже обещаний с 2000 года он выполнил? - вопрос риторический). Но действовать надо не только пряником, но и кнутом, на данной стадии это пока запугивание. И началось: оппозиция плохая, она заведёт страну в хаос, революции нам не нужны, нам нужна стабильность и пр., и пр., не стоит повторять. Ещё не стали далёкой историей времена гражданской войны и войны сороковых годов, ещё живы люди, пережившие холод и голод, страх за свою жизнь и за жизнь детей. И некоторые дрогнули: не надо нам ВАШЕЙ оппозиции, ВАШЕЙ революции, пусть у власти останется НАШ отец родной, он накормит, он защитит от всех бед и невзгод, мы с ним, а не с вами, предателями, врагами народа. Лучше пусть он, чем ельцинские Касьянов, Немцов, шендерович и Ко., чем чужеплеменная власть. Пути-то НАШ, русский, он нас защитит, мы ему верим! Вон какие золотые горы обещает, даже если исполнит малую толику, и то хорошо. Что это как не комплекс заложника?

 

Справедливости ради надо отметить, что русский человек вообще склонен видеть в правителе отца родного. Комплекс заложника у нас имеет глубокие корни. В нашей истории много примеров ситуаций полной безнадёги для простого человека. Это и времена татарского ига, и Ивана Грозного, и Петра Первого. А восстаний было мало, в основном терпели и предпочитали думать, что царь или барин не так уж и плох, если и наказывает, то за дело, в обещем же он добра нам желает. Те, кто хлещут кнутом и ломают ксти твои друзьям и соседям, просто поддерживают порядок, им так положено, а меня они не тронут, я хороший! Та и надо, чтобы порядок был, чтобы страна держалась. АВ есть ещё царь-батюшка, он и вообще твой главный защитник.

 

В какой-то степени это трусость и душевная лень, но таков русский человек, слишком долго, века и века, его гнобили, терзали, морили, а у него не было реального защитника. Чтобы просто выжить надо было такого защитника придумать  (герои былин) или наделеить имеющегося насильника чертами заботливого правителя.

 

А теперь посмотрим: нам всё время говорят об альтернативе: либо Путин, либо прозападная еврейская оппозиция, кровь и гражданская война. Совсем не факт, что без Путина всё полетит в тар-тарары. Нас заверяют, что у нас демократическое общество. Но принцип сменяемости власти лежит в основе демократии. И России, скинувшей присосавшуюся к её телу пиявку, хуже уж точно не будет. Важно не дать присосаться к ней другим пиявкам, а выбрать президентом достойного человека. И это вполне реально, поскольку Немцовыми-Шендеровичами и изворотливыми  псевдопатриотами, вроде Максима Шевченко и Кургиняна, оппозиция не исчерпывается. Есть и другая оппозиция, оппозиция истинно русских людей. О них широкие массы не знают:  поскольку они реально могут повести за собой миллионы русских и таким образом составить серьёзную конкуренцию Путину и Ко, их и близко не подпускают к СМИ с широким охватом, создавая вокруг них информационную блокаду. Именно эти честные и неподкупные русские люди смогут по-настоящему защитить нас и дать России правильное напрвление развития. И первый среди них Борис Миронов (не путать с экс-спикером Сергшеем Мироновым). Его сайт сайт www.borismironov.ru/.