Путин заглянул в глаза акулам пера

На модерации Отложенный

Премьер попытался успокоить Запад перед боем 4 марта

Кандидат в президенты Владимир Путин встретился в Ново-Огареве с главными редакторами ведущих иностранных СМИ, чтобы ответить на острые вопросы. Японскую «Асахи Симбун» представлял Ёсибуми Вакамия, французскую Le MondeСильви Кауффманн, итальянскую La RepubblicaЭцио Мауро, канадскую Globe and MailДжон Стэкхаус, британскую TimesДжеймс Хардинг, немецкую HandelsblattГабор Штайнгарт.

Вопросы редактора задали,и ответы получили (полная стенограмма беседы размещена на официальном сайте премьера). Тезисно ответы господина Путина выглядят так:

 

Премьером (если Путин победит на выборах 4 марта) станет нынешний президент Дмитрий Медведев. Премьер пояснил, что договоренность об этом распределении полномочий — «это не только желание у власти сидеть, это еще и желание продолжить те преобразования, которые были начаты». Путин считает логичным, что правительство Медведева будет реализовывать инициативы, которые он выдвинул, будучи президентом;

Ужесточения политической системы не будет. «Зачем мне это надо делать?» - опроверг глава правительства опасения оппозиции, озвученные одним из участников встречи. «Наоборот, президент Медведев внес пакет законов, которые либерализуют нашу политическую систему и позволяют создавать партии, предъявляя к ним меньшие требования по количеству членов партии», – сказал Путин;

Неизвестно, будет ли Путин президентом еще два срока подряд – сам премьер еще не думал об участии в президентских выборах в 2018 года. «Я не знаю, хочу ли я двадцать с лишним лет сидеть. Я для себя этого пока не решил», - пояснил кандидат в президенты;

Досрочных выборов в Госдуму не будет. По словам премьера, следующие парламентские выборы пройдут «в сроки, предусмотренные действующим законодательством»;

Путин положительно оценил массовые акции протеста«для России это очень хороший опыт». По мнению премьера, протест «делает властные структуры более жизнеспособными, порождает необходимость думать, искать решения и коммуницировать с обществом». Недовольство премьер связывает с последствиями экономического кризиса – в европейских столицах, указал Путин, сейчас идут многомиллионные акции протеста против вводимых мер экономии, и это никого не удивляет.

Премьер уверен в своих рейтингах. На замечание, что он теряет поддержку и что «новый средний класс» настроен против него, Путин возразил, что в городах действительно меньше его сторонников, но все равно они остаются в большинстве. Он посоветовал «смотреть то, что есть, а не то, что хочется видеть».

Какое значение имеет встреча в Ново-Огареве, рассуждает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

 

«СП»: – Алексей Владимирович, чего хотел от этой встречи Путин?

– Путин пытался успокоить Запад.

Запад обеспокоен целым рядом сюжетов нашей избирательной кампании – статьями премьера, посвященными вопросам обороны и внешней политике, а также его воинственным выступлением в «Лужниках» на митинге, где он сравнил нынешнюю ситуацию с 1812 годом, а на место французов, с которыми надо бороться, поставил внутреннюю оппозицию. Понятно, статьи вызвали озабоченность внешнеполитической составляющей, а митинг – внутриполитической.

Запад расценил это как угрозу возврата к 2007 году, к речи Путина в Мюнхене. И озаботился, что будет у нас с политической реформой и отношениями власти и оппозиции.

«СП»: – Премьеру удалось рассеять эти опасения?

– Отчасти. Путин сказал, что с политической реформой все будет хорошо – сейчас уже через Думу проводятся законопроекты, и эта линия не изменится. Он готов слушать всех, включая Навального, – без особого, впрочем, позитива. В то же время Путин обозначил контуры во внешней политике: отношения с Америкой будут развиваться, и не стоит ждать повторения Холодной войны. Премьер дал понять, что хотя перечисленные им во «внешнеполитической» статье проблемы не ушли, он не рассматривает их как фатальные, и готов общаться с Бараком Обамой.

«СП»: – Были заданы еще два важных вопроса. Путина спросили, будут ли досрочные выборы в парламент с участием вновь зарегистрированных партий, и собирается ли он править еще 12 лет…

– Наверное, от Путина ждали заявлений, что он не будет баллотироваться в 2018 году. Но Путин ушел от прямого ответа. В первом случае он сказал, что не хочет участвовать в следующих президентских выборах, но во втором, фактически, сказал, что все может быть.

«СП»: – От чего это будет зависеть?

– Думаю, здесь ситуация будет во многом зависеть не от желаний политиков, а от общественных процессов, которые будут идти в стране.

«СП»: – Власть вынуждена ослаблять гайки на фоне протестов?

– Судите сами. Например, в вопросе о выборах губернаторов изначально шла речь о праве вето президента на отклонение любого кандидата. Сейчас же рассматривается гораздо более мягкий формат контроля, но даже он вызывает серьезную критику. Поэтому сейчас говорить о 2018 годе бессмысленно…

 

Другое мнение

 

Алексей Мухин, президент Центра политической информации:

 

– Исторически главная враждебная среда по отношению к Путину – это территория зарубежных СМИ. Поэтому встреча с главными редакторами ведущих изданий была для кандидата в президенты серьезным испытанием. Путин хотел посмотреть им в глаза – такой обмен взглядами важен накануне серьезного боя, боксеры об этом хорошо знают.

Думаю, Путин не обольщается на счет того, что ему удалось изменить мнение о себе. Мне кажется, он хотел получить непосредственное, живое представление, почему эти люди так серьезно его атакуют.

Да, Путин преследовал имиджевые цели – показывал, что он нестрашный и новый, хотя не белый и пушистый. Кроме того, премьер хотел сформулировать несколько тезисов, и донести их до западной аудитории, которую превратно информируют о ситуации в России.

В целом, Путин показал, что находится в отличной форме, и произвел на главных редакторов хорошее впечатление…