Кандидат в президенты Владимир Путин встретился в Ново-Огареве с главными редакторами ведущих иностранных СМИ, чтобы ответить на острые вопросы. Японскую «Асахи Симбун» представлял Ёсибуми Вакамия, французскую Le Monde – Сильви Кауффманн, итальянскую La Repubblica – Эцио Мауро, канадскую Globe and Mail – Джон Стэкхаус, британскую Times – Джеймс Хардинг, немецкую Handelsblatt – Габор Штайнгарт.
Вопросы редактора задали,и ответы получили (полная стенограмма беседы размещена на официальном сайте премьера). Тезисно ответы господина Путина выглядят так:
– Премьером (если Путин победит на выборах 4 марта) станет нынешний президент Дмитрий Медведев. Премьер пояснил, что договоренность об этом распределении полномочий — «это не только желание у власти сидеть, это еще и желание продолжить те преобразования, которые были начаты». Путин считает логичным, что правительство Медведева будет реализовывать инициативы, которые он выдвинул, будучи президентом;
– Ужесточения политической системы не будет. «Зачем мне это надо делать?» - опроверг глава правительства опасения оппозиции, озвученные одним из участников встречи. «Наоборот, президент Медведев внес пакет законов, которые либерализуют нашу политическую систему и позволяют создавать партии, предъявляя к ним меньшие требования по количеству членов партии», – сказал Путин;
– Неизвестно, будет ли Путин президентом еще два срока подряд – сам премьер еще не думал об участии в президентских выборах в 2018 года. «Я не знаю, хочу ли я двадцать с лишним лет сидеть. Я для себя этого пока не решил», - пояснил кандидат в президенты;
– Досрочных выборов в Госдуму не будет. По словам премьера, следующие парламентские выборы пройдут «в сроки, предусмотренные действующим законодательством»;
– Путин положительно оценил массовые акции протеста – «для России это очень хороший опыт». По мнению премьера, протест «делает властные структуры более жизнеспособными, порождает необходимость думать, искать решения и коммуницировать с обществом». Недовольство премьер связывает с последствиями экономического кризиса – в европейских столицах, указал Путин, сейчас идут многомиллионные акции протеста против вводимых мер экономии, и это никого не удивляет.
– Премьер уверен в своих рейтингах. На замечание, что он теряет поддержку и что «новый средний класс» настроен против него, Путин возразил, что в городах действительно меньше его сторонников, но все равно они остаются в большинстве. Он посоветовал «смотреть то, что есть, а не то, что хочется видеть».
Какое значение имеет встреча в Ново-Огареве, рассуждает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«СП»: – Алексей Владимирович, чего хотел от этой встречи Путин?
– Путин пытался успокоить Запад.
Запад обеспокоен целым рядом сюжетов нашей избирательной кампании – статьями премьера, посвященными вопросам обороны и внешней политике, а также его воинственным выступлением в «Лужниках» на митинге, где он сравнил нынешнюю ситуацию с 1812 годом, а на место французов, с которыми надо бороться, поставил внутреннюю оппозицию. Понятно, статьи вызвали озабоченность внешнеполитической составляющей, а митинг – внутриполитической.
Запад расценил это как угрозу возврата к 2007 году, к речи Путина в Мюнхене. И озаботился, что будет у нас с политической реформой и отношениями власти и оппозиции.
«СП»: – Премьеру удалось рассеять эти опасения?
– Отчасти. Путин сказал, что с политической реформой все будет хорошо – сейчас уже через Думу проводятся законопроекты, и эта линия не изменится. Он готов слушать всех, включая Навального, – без особого, впрочем, позитива. В то же время Путин обозначил контуры во внешней политике: отношения с Америкой будут развиваться, и не стоит ждать повторения Холодной войны. Премьер дал понять, что хотя перечисленные им во «внешнеполитической» статье проблемы не ушли, он не рассматривает их как фатальные, и готов общаться с Бараком Обамой.
«СП»: – Были заданы еще два важных вопроса. Путина спросили, будут ли досрочные выборы в парламент с участием вновь зарегистрированных партий, и собирается ли он править еще 12 лет…
– Наверное, от Путина ждали заявлений, что он не будет баллотироваться в 2018 году. Но Путин ушел от прямого ответа. В первом случае он сказал, что не хочет участвовать в следующих президентских выборах, но во втором, фактически, сказал, что все может быть.
«СП»: – От чего это будет зависеть?
– Думаю, здесь ситуация будет во многом зависеть не от желаний политиков, а от общественных процессов, которые будут идти в стране.
«СП»: – Власть вынуждена ослаблять гайки на фоне протестов?
– Судите сами. Например, в вопросе о выборах губернаторов изначально шла речь о праве вето президента на отклонение любого кандидата. Сейчас же рассматривается гораздо более мягкий формат контроля, но даже он вызывает серьезную критику. Поэтому сейчас говорить о 2018 годе бессмысленно…
Другое мнение
Алексей Мухин, президент Центра политической информации:
– Исторически главная враждебная среда по отношению к Путину – это территория зарубежных СМИ. Поэтому встреча с главными редакторами ведущих изданий была для кандидата в президенты серьезным испытанием. Путин хотел посмотреть им в глаза – такой обмен взглядами важен накануне серьезного боя, боксеры об этом хорошо знают.
Думаю, Путин не обольщается на счет того, что ему удалось изменить мнение о себе. Мне кажется, он хотел получить непосредственное, живое представление, почему эти люди так серьезно его атакуют.
Да, Путин преследовал имиджевые цели – показывал, что он нестрашный и новый, хотя не белый и пушистый. Кроме того, премьер хотел сформулировать несколько тезисов, и донести их до западной аудитории, которую превратно информируют о ситуации в России.
В целом, Путин показал, что находится в отличной форме, и произвел на главных редакторов хорошее впечатление…
Комментарии
Задача В.Путина на следующий президентский срок - окончательный развал РФ.
Это обусловливается тем, что путинская "элита", состояния которой, недвижимость и семьи находятся за пределами РФ, ясно осознала, что гарантированно, на всю оставшуюся жизнь их и их детей, сохранить нажитого ими "непосильным трудом" в РФ за ее рубежами возможно только в том случае, если эта РФ развалится, и тогда просто некому будет на "нажитое" ими предъявлять претензии и покушаться.
Вот почему с некоторых пор начинает нагнетаться атмосфера конфронтации в обществе в РФ, которая (конфронтация) после выборов будет только еще больше раздуваться до размеров смуты, которая уже была однажды была в нашей стране 400 лет назад. Но тогда-то хоть понимали: "Не чужие земли нашей разорители, а мы сами ее погубители, от великих и до малых, и от премудрых до простых".