Правда о киргизском национализме.

На модерации Отложенный

Настоящая статья написана человеком рождённым, выросшим

и проживающим в Киргизии более полувека, знающим о

 проблемах этой страны не понаслышке. Автор выражает свою

субъективную точку зрения. В случае возникновения у некоторых людей

неприятных ощущений от критики автора, они должны понимать, что

это своего рода воздаяние им в обратных связях. Иначе как ощутят они

меру ответственности за своё творчество.

      Весна – будильник жизни, в том числе политической. После необыкновенно долгой и спокойной зимы, которую некоторые провидцы нам не обещали, в Киргизии вновь пробуждаются желающие митинговать. Видимо сны им снились  вещие, отчего и возникло нестерпимое желание изложить их суть прилюдно.

Не будем разбираться в перипетиях Киргизского конституционного права, будоражащих сознание  тысяч продвинутых южан, об этом напишут ещё достаточно, поговорим лучше о событии, произошедшем 27 февраля у ворот посольства РФ.

Здесь, согласно размещённому на сайте ИА REGNUM материалу под названием «Открытые письма к послу России в Киргизии: помогите в борьбе с оголтелым национализмом, граничащим с фашистской риторикой!», состоялся митинг в защиту журналиста В. Фарафонова, которому, якобы, «за серию статей о межнациональных отношениях в республике грозит в общей сложности 48 лет тюремного заключения».   (http://www.regnum.ru/news/polit/1503559.html#ixzz1nfVwBc4K)  

Митинговали и передавали открытые письма послу именитые журналисты, работающие в Киргизии, после чего в СМИ прошла волна материалов той же смысловой направленности, что и указанная выше.

По прочтении подобных статей остаётся неприятное ощущение от того, что пишут вроде бы правду, но в сознании неискушённого читателя при этом формируется ложная картинка сегодняшней киргизской действительности. Поясним это на примере.

Вот выдержка из «Открытых писем»: «… главный редактор газеты МК-Азия Улугбек Бабакулов рассказывает о росте воинствующего национализма в стране, в частности, отмечает, что в качестве главного редактора неоднократно поднимал "вопросы проявления национальной неприязни депутатами парламента Кыргызстана". И конкретизирует - в материалах возглавляемой им газеты неоднократно рассказывалось о случаях, когда "парламентарии требовали от членов правительства не выступать в стенах Жогорку Кенеша на русском языке, который по Конституции КР имеет статус официального".

Более того, констатирует Улугбек Бабакулов, "я не единственный, кто оказался в поле зрения депутатов и силовиков в результате своих публикаций. В последние дни несколько изданий заявили об интересе к ним со стороны спецслужб. Однако наиболее всего пострадали издание и журналист, у которых, мягко говоря, не "титульная" ориентация. Я говорю о международном информационном агентстве "Фергана", доступ к которому заблокирован "по распоряжению правительства КР" и журналисте Владимире Фарафонове, чьи статьи на различных сайтах вызывали неоднозначную реакцию кыргызскоязычной прессы". Вместе с тем, отмечается в письме, "оголтелый национализм, граничащий с фашисткой риторикой, вовсю пропагандируется кыргызскоязычной прессой. При этом следует отметить, что многие издания на государственном языке принадлежат определенным политическим силам, которые пользуясь своим положением, используют националистическую риторику для получения политических дивидентов (сохранена орфография источника – наше прим.) среди маргинального населения".

При беглом прочтении данного материала (а именно так читает в интернете большинство людей из-за постоянной нехватки времени) в сознании человека формируется следующий смысловой ряд: киргизская власть при поддержке малограмотных киргизов способствует росту махрового национализма, подавляя при помощи спецслужб всех несогласных с проводимой политикой. Особенно достаётся русским. Поэтому и обращаются борцы за справедливость к русскому послу.

При внимательном чтении, однако, вырисовывается иная картина: «парламентарии требовали от членов правительства (выделено нами) не выступать в стенах Жогорку Кенеша на русском языке, который по Конституции КР имеет статус официального». Необходимо отметить, что имеются в виду члены правительства киргизы. О какой же национальной неприязни тогда идёт речь? Налицо внутренняя проблема киргизской «элиты», часть которой, к сожалению, уже не может выразить своё миропонимание на русском языке, имеющем статус официального, то есть фактически второго государственного. Вот эту проблему нужно рассматривать, а не кричать о том чего нет. Кстати, необходимо напомнить тем, кто неосторожно или по глупости разбрасывается терминами «национализм» и «фашизм», что кроме Киргизии, русский язык имеет подобный статус в Беларуси, Казахстане и в самопровозглашённых Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.

В братской славянской Украине, в «демократической» Латвии русский язык под запретом, а мы рассуждаем о киргизском национализме. Не абсурд ли? 

То, что часть населения постсоветских республик забывает русский язык, является в первую очередь следствием плохой работы российской власти, отсутствием у неё осмысленной, ясной внутренней и внешней политики, и уж затем, общих процессов, происходящих в бывших республиках СССР.

Статьи, появившиеся в связи с «делом Фарафонова», никакого конструктивизма не несут. Лучше без лишнего пафоса объяснить людям проблемы настоящего национализма. Но ведь это долго и не интересно. А главное – не принесёт дивидендов. Поэтому будем коротко объяснять что к чему.

Корнями своими обозначенная проблема уходит в пятидесятые годы прошлого столетия, когда «мудрое» хрущёвское политбюро, поддержанное прихлебателями из местных «элит» во всех союзных республиках, отменило преподавание национальных языков в средней школе. Согласно теории научного коммунизма, в СССР к восьмидесятому году должен был наступить «коммунистический рай» в котором все должны были говорить на одном языке – русском.

К сожалению те, кто осмелился выступать тогда против такой политики, объявлялись националистами и сталинистами. Да, да, это не опечатка. Именно сталинистами. В вопросе национальной политики Сталин последовательно проводил курс на развитие всех национальных культур. Поэтому знание национальных языков было ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ требованием ко всем, и к руководителям в особенности. Живёшь и работаешь в Киргизии – обязан хорошо владеть киргизским языком, на Украине – украинским и т. д.

В связи с этим хочу рассказать следующую историю. Будучи в прошлом году по делам в министерстве сельского хозяйства, увидел на доске с информацией короткий рассказ о том, как представители партийной верхушки из Киргизии встречались со Сталиным в Москве. В разговоре с одним из них, русским по национальности, вождь народов поинтересовался, знает ли он киргизский язык. Когда тот ответил, что знает чуть-чуть, Сталин заметил, что для того, чтобы хорошо знать нужды простых киргизов, их хорошо надо понимать, и посоветовал учить киргизский язык.

Именно во времена правления Сталина киргизский язык стал стремительно развиваться. Советское государство находило средства для развития всех национальных культур, несмотря ни на какие финансовые трудности.

Соответственно и национальные «элиты» хорошо знали русский язык. Поистине, выражаясь словами известного российского аналитика А.Вассермана, Сталин был одним из лучших менеджеров в Мире.

С приходом к власти партийных (нет не менеджеров) менагеров, сталинская национальная политика была забыта. Советская партийная «элита» выродилась до уровня нахлебников, не желающих работать, но при этом иметь все блага. Для поддержания своего авторитета эти паразиты советского общества (речь идёт  о партийных работниках, но не о руководителях производственной сферы) ничем не гнушались. Лучшим способом заигрывания с людьми являются их национальные проблемы. Вот и появились в среде «коммунистов-интернационалистов» откровенные негодяи, спекулирующие чувствами людей, призывающие разбежаться по национальным квартирам. В результате СССР развалили, а на местах власть захватили те же паразиты, перекрасившиеся уже под либералов.

В наше время призывы националистического толка - это та же тактика паразитов, которые не хотят ничего делать своими руками. Но надо отдать должное людям (и простые граждане Киргизии в этом деле отнюдь не последние) – они научились разбираться в национальном вопросе.

Репортажи и статьи подобные «Открытым письмам…» отнюдь не способствуют делу укрепления межнационального согласия. Такие статьи создают нервозную обстановку в обществе, расшатывая психику людей. А обращения за помощью в решении внутренних вопросов к России, при отсутствии реальных фактов наличия проблемы, имеет вполне определённое название - провокация.

К кому апеллировали устроители митинга? Что руководство России демонстрирует образцы решения своих собственных межнациональных проблем?  Нет, этим российские политические менагеры похвастаться не могут. Максимум, на что хватает их способностей, так это загасить собственные проблемы обильной финансовой пеной.

В отношениях с внешними партнёрами российская власть применяет тот же метод и отношения с Киргизией тому яркое доказательство. Тактика простая – делайте, как мы сказали, тогда дадим денег. Но ведь кроме России на карте Мира есть и другие значимые страны, и они тоже требуют от Киргизии соблюдения своих условий. Но вместо помощи, заключающейся в объяснении ситуации в каждом конкретном случае и выработке совместного решения, российские менагеры отзывают обещанные кредиты и перекрывают газ. Политика силы.

У кого учится российская власть, такие методы и применяет. А учится она всё больше за рубежом. В плане подготовки управленческих кадров высшего звена РФ на ближайшие пять лет предусмотрено их увеличение в основном из числа выпускников иностранных вузов.

А радетели справедливости будут обращаться к ним за помощью.

Отдельно хочется сказать о виновнике митинга у посольства РФ. Вот что пишет о нём А. Князев на сайте Фонда стратегической культуры (www.fondsk.ru/news/2012/C): «Русский по происхождению, гражданин Киргизии Владимир Фарафонов доселе был не очень известным журналистом-блогером. Сочетая в себе гражданскую пассионарность и отсутствие журналистского опыта, он в своих комментариях в Интернете взялся за неблагодарную, как теперь выясняется, тему межэтнических отношений в Киргизии. Бедой Фарафонова стала излишняя зачастую резкость в суждениях, никак, впрочем, не подпадающая под уголовные статьи, а скорее вызывающая сомнения в целесообразности подобных выступлений (выделено нами)».

Лучше не скажешь. Статьи В.Фарафонова написаны хорошим языком, позволяющим в полной мере понять смысл сказанного без частого обращения к словарям. Грань между философствованием и умничаньем он не переступает и философское предназначение (то есть указать путь) в рамках конкретной проблемы выполняет полностью. Однако мысли его не выходят за рамки частных проблем, что не позволяет философу увидеть общий ход вещей. Говоря проще, В. Фарафонов за деревьями не видит леса.

И ещё. Статьи его хороши, но тон их вежливо, даже изыскано издевательский.

Примером может служить одна из статей Фарафонова «Кыргызстан: с пеной у власти», в которой автор обстоятельно разъясняет киргизской «элите» её неспособность самостоятельно управлять разваливающимся государством. Не будем приводить все оскорбительные  изыски, ограничившись лишь заключением: «А пока что я вижу три выхода из создавшегося положения: либо в царство Рюрика, либо Рюрика на трон, либо ждать до второго пришествия, и тогда уже все будут равны и никому уже ничего не будет нужно».

Вот такой простой и понятный вывод делает автор после череды издевательски красивых и взаимоувязанных обоснований. Причём все обоснования о необходимости соединения с Россией строятся исключительно на якобы силе Российского государства и слабости, беспомощности Киргизии.

По прочтении этой статьи у меня возникает к автору два вопроса: 1) Он искренне считает, что к нему прислушаются те, кому эта статья предназначена? 2) Понимает ли он, какие процессы сегодня происходят в Мире и в России, в частности?

У меня лично складывается впечатление, что Фарафонову важнее процесс самовыражения, чем судьба союза России и Киргизии. Потому что если хотеть искренне объединения, то и разъяснять необходимость такого объединения нужно не по-хамски (хоть и красивым научным языком).

В отношении же силы России, да и всего русского народа, то и здесь автор не понимает главного. Сила не в деньгах, а в Правде. Русские – это не национальность, а состояние души. «Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет» - это не про национальное государство. Первые советские туристы, независимо от национальности, для иностранцев все были русскими и гордились этим. Для них СССР был воплощением не одной лишь экономической мощи, но государством с концепцией жизнеустройства основанной на справедливом распределении плодов труда всех людей между собой. Русскость – это потребность жить по правде. Пока в русском народе эта потребность сохраняется, сохраняется и русский дух.  

Сегодня многие отворачиваются от России потому, что народы, её населяющие теряют русский дух. Безудержное накопительство, основанное на лжи заменяет многим потребность жить по правде. А некоторые философы безапелляционно советуют другим следовать тем же курсом.

Непонимание происходящего вокруг – вот причина всех бед. И Фарафонов здесь не исключение. Что посеешь, то и пожнёшь. В обратных связях философу шли предупреждения, такие, например, как статья в газете «Кыргыз руху» №28 от 09.09.2011. Но он остался глух к этому предупреждению, после чего последовало другое, но уже без ссылок на Э.Фромма. 

В заключении хочется сказать вот о чём. Объём информации, циркулирующий в современном обществе огромен. Если раньше технологии не менялись веками, то сегодня их смена происходит несколько раз в течение жизни одного поколения людей. Разобраться в окружающих нас процессах, соотнести их с общим Глобальным процессом сложно. Человеческое общество тестируют каждый день. Кто тестирует, чего от нас хотят - в этом должны помогать разбираться те, кто находится в большей мере понимания. При этом все должны помнить, что ничего не происходит само по себе, и каждый человек в меру своего понимания работает на себя, а в меру своего непонимания – на того, кто понимает больше.

Ошибки простых людей в управлении ими своей жизнью, отражаются маленькими трагедиями на их семьях. Ошибки управленцев государственного масштаба несут трагедии целым народам. Поэтому прежде чем что-то предпринимать, нужно хорошо задуматься о последствиях. Но если все решения в жизни принимать, согласуя их со своей совестью и никогда не врать, то эти решения всегда будут правильными.