Когда Сталин стал Сталиным

На модерации Отложенный

Клички и прозвища вождей являются символами эпох

В январе 1913 года, в самый разгар подготовки к празднованию трехсотлетия дома Романовых, Иосиф Джугашвили, будучи в Вене, написал статью «Национальный вопрос и социал-демократия», которую опубликовали в журнале «Просвещение» в марте того же года. Работа была посвящена критике национал-социал-демократов начала 20 века, в том числе и объеденного еврейского рабочего союза (Бунд), и кавказских сепаратистов.

Статья была жесткой, и Ленину хотелось, чтобы всё было доведено до логического и бескомпромиссного конца. Он отметал всё попытки свести «Национальный вопрос и социал-демократия» к дискуссии, как того хотели оппоненты.

«Вопрос боевой, и мы не сдадим ни на йоту принципиальной позиции против бундовской сволочи», — горячился Владимир Ильич. Под статьей необходимо было подписываться, а фамилия Джугашвили смотрелась политически не совсем верно. Нужно было что-то твердое и карающее, и главное — наднациональное.

Кавказец Коба не вписывался в среду харизматичных и говорливых социал-демократов, типа Плеханова или Троцкого. Он всегда был немногословным и мрачным, и от этого внешне производил впечатление «железного» человека.

Скорей всего, именно это обстоятельство повлияло на выбор псевдонима. В первой версии он подписывал статью, как Сталев – человек из стали. Ленин его поправил – «Сталин», мол «мы с тобой политические братья».

Русский, Бесошвили, Василий, Давид, Като, Коба, Чопур, Сосело… всего кличек у Иосифа было около тридцати. Но именно после этой статьи он подписывается уже, как Иосиф Виссарионович Сталин. Это имя имело мифическое, прямо-таки дьявольское влияние на людей, и как показало время, оказалось для рябого грузина волшебной находкой.

С именем Сталина шли на великие стройки и в бой. «За Родину! За Сталина!» — этот клич поднимал бойцов в самый ураганный огонь. В быту был популярен тост — «выпьем за Сталина».

В советской элите его называли «хозяином». Впрочем, были у Сталина и другие прозвища, за которые отправляли в ГУЛАГ по 58-й статье, лет на десять без права переписки, — «Рыжий», «Таракан», «Гуталинщик», «Рябой», «Йоска Грозный», «Душегубушка».

http://www.jaroslaff.net/modules.php?name=News&file