Обналичка розовых слонов: Кто и как зарабатывает на страхах вождя

На модерации Отложенный

  По мере того как приближаются невыборы 4 марта, полезно инвентаризовать список предвыборных обещаний, данных Путиным.

Конечно, после 12 лет правления глупо давать обещания, надо давать отчет, иначе выглядишь в точности как пьяный мужик, который 12 лет бил жену и нигде не работал, — а когда нагрянули милиционеры, упал на колени: «Дорогая! Завтра же зашьюсь!» Ну тем не менее обещания так обещания.

Во-первых, Владимир Путин пообещал болельщикам сделать так, чтобы их бесплатно возили «Аэрофлот» и «Трансаэро» на крупные матчи. Футбольные болельщики являются не самой обездоленной категорией населения. Проблема бесплатного провоза болельщиков имеет примерно такое же отношение к социальной ответственности государства, как проблема бесплатного снабжения их водкой и пивом.

На фоне разрушенных здравоохранения и образования это обещание кажется кощунством, причем платить, заметим, будет даже не бюджет, а компании, которые переложат косты на других пассажиров — то есть на нас с вами. Владимир Владимирович был очень щедр: за счет пенсионерки, летящей к внуку, он помог здоровому лбу, который хочет полюбоваться на «Челси».

К тому же понятно, что всех болельщиков не перевезешь. Иначе каждый российский гражданин накануне матча, проходящего в Австралии, явится в офис «Трансаэро» и заявит: «Я болельщик, хочу бесплатно в Австралию». Т.е. обещание Путина коснется лишь избранных. Кого именно — несложно догадаться. Обещание последовало после того, как его освистали на стадионе. Учитывая, что болельщики весьма организованны, — это, по сути, взятка вожакам: я вас буду возить (за чужой счет), а вы меня не освистывайте. Это обещание человека, который стал бояться стадионов.

Другое обещание: выкупить обратно у участников «народного IPO» акции ВТБ, упавшие в цене в два раза. Выкуп будет осуществлен за счет собственных средств ВТБ, банк в прошлом году получил 21 млрд рублей прибыли, и 15—18 из них, по оценке главы ВТБ г-на Костина, уйдет на выкуп у «физиков».

Да-да, нам рассказывают, что покупать будут не больше чем на 500 тыс. рублей, только у тех, кто купил в 2007-м и не продавал с тех пор. Ответ: в истории нет случая, чтобы операция по выкупу ценных бумаг по цене, отличной от рыночной, принесла выгоду кому-то, кроме инсайдера. В России в середине 90-х было эмитировано уникальное количество ценных бумаг (КО, КНО и пр.), которые не должны были обращаться на рынке, и итог был один: чем труднее было обращаться на рынке той или иной бумаге, тем выше был дисконт и тем меньше денег получал за нее реальный держатель. 15 млрд рублей позволят выкупить лишь одну из трех акций, купленных на «народном IPO», снять в этих условиях маржу — техническая задача.

Что кто-то (несложно догадаться, кто) решил срубить пол-ярда на предвыборных страхах Путина, не мудрено. Удивительно другое — что система настолько дисфункциональна, что даже в условиях явной опасности она функционирует только в привычном воровском режиме.

Читайте также:
Если друг покупает вдруг

И, наконец, третье. В своей статье в «Известиях» Путин, под руководством которого страна за 12 лет не запустила ни «Булаву», ни «Ангару», обещает в числе прочего, что в войска поступит «свыше 2300 современных танков».

Восстановим хронологию.

В 2010 году Минобороны прекратило финансирование «Объекта-195», танка-долгостроя, который проектировался аж с конца 80-х. Причина: несоответствие современным требованиям и высокая цена. 15 июня 2011-го министр обороны Сердюков заявил, что в ближайшее время армия не намерена закупать танки вообще, опять-таки, из-за дороговизны и несоответствия современным требованиям. «Будем воевать тем, что есть», — сказал Сердюков, а главком сухопутных войск Постников добавил: «За эту цену мы могли бы три «Леопарда» купить».

При этом эксперты напомнили, что в России вообще избыточное число танков (7 тыс. против 350 танков германской армии, например), а значение танка в мире неуклонно падает (американский «Апач», «убийца танков», поражает одновременно 16 танков 16-ю ракетами Hellfire).

Ровно через полгода после этого, 15 декабря, на прямой линии с президентом рабочие «Уралвагонзавода» предложили «подъехать и разогнать эти митинги» и «выгнать» Сердюкова за то, что тот не дает заказов. Не прошло и месяца — правительство подписало с «УВЗ» трехлетнюю программу по модернизации российских танков на 60 млрд рублей, а Путин заявил о грядущей закупке 2300 «современных» танков.

То есть понятно, да? Мы-то смотрели на всё это — на «если полиция не справляется с митингующими, мы справимся», на агитационный поезд с Урала, — с политической точки зрения. А вы посмотрите с экономической — как на успешную попытку руководства завода выбить бабки на то, что еще полгода назад Минобороны объявило бронированным металлоломом по непомерной цене. (Как вы думаете, какова вероятность, что эти «современные» танки действительно будут новым танком «Армата» и что он будет готов к 2013 году?)

Такое впечатление, что все жулики России работали перед выборами в режиме: «Втереть бы что-нибудь такое Путину, чтобы украсть».