Кривое зеркало российской политики

На модерации Отложенный

Каждый народ достоин своего правительства. Трудно не согласиться с этим правилом. И все же, я думаю, что наш народ лучше, чем наши политики. Хотя-бы потому, что именно в России уже больше трехсот лет народ отстранен от власти. Вы спросите, почему? Все очень просто.

Начнем с царской семьи.  Царская власть по определению индивидуальна. Ни о каких выборах, здесь, нет и речи. Единственное разрешенное чувство – это любовь к царю. В ситуации, когда нет альтернативы, народ и не спорил. Что вам остается, если вы не можете выбрать власть? Верить, что власть окажется доброй и справедливой! Мы даже сегодня все так же стремимся к доброму царю. Причина та же. У нас как не было, так и нет реальных альтернатив.

Столетиями воспитанная вера во власть – это своеобразная молитва. Если власть так же неизменна, как вера в бога, если царь – это помазанник божий, то все, что остается народу – это просить и ждать. И народ ждал. По всем объективным меркам ждал очень долго. Достаточно вспомнить, что Россия была одной из последних стран, отменивших крепостное право.

Предлагаю вспомнить историю:

      • 1497 год — Введение ограничения права перехода собственности на крестьянские души от одного помещика к другому — Юрьев день.
      • 1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета».
      • 1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».
      • 1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.
      • 1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив, таким образом, бессрочный сыск беглых крестьян.
      • 17181724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.
      • 1747 год — помещику предоставлял
      • ось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.
      • 1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
      • 1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.
      • 1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императору.
      • 1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.
      • Отмена крепостного права: 1816 – Эстония, 1817 – Курляндия, 1819 – Лифляндия, 1861 – Россия и Украина, 1864-1871 – Грузия, 1892 – Калмыкия,

Для сравнения, Австрия отменила крепостное право в 1747 году, то есть на 100 лет раньше России (с «опозданием» на два года, в 1749-м, российский помещик получил право продавать своих крестьян в рекруты).

Обратите внимание, что в России, сам процесс перехода к гражданскому обществу (в рамках одной империи!) занял примерно 80 лет: 1816 – 1892. Еще через 20 лет случилась революция. Глядя на цифры, зададим вопрос. Что изменилось за эти 20 лет? Стал ли крестьянин по настоящему свободным? И почему Россия так остро отреагировала на призыв «Землю крестьянам!»  Какая свобода, если у тебя нет земли?

После Октября 1917 в России могла наступить свобода. Но что мы получили после убийства царской семьи? На смену централизованной семейной власти пришла однопартийная система. Пока «у руля» был Ульянов-Ленин, партия могла контролировать вождей. Ленин допускал разногласия с коллегами. Он был неглупым человеком и умел спорить (я думаю, не только умел, но и любил).

Сталин таким умом не обладал, зато понимал, как действует режим устрашения. Не будем забывать, что Сталин – это партийный боевик (я думаю, это одна из главных причин, по которой одним из ключевых инструментов власти стало НКВД, а затем КГБ). Сразу после захвата власти Сталин «объяснил» партии, что контролировать вождей она не может. Поэтому в довесок к однопартийной системе Россия получила модель, ничем не отличающуюся от царского режима. Общие характеристики этой модели: партия контролирует народ, лидер контролирует партию.

С точки зрения выборов такая система опять не оставила свободы. Между народом и лидером всегда находилась партия, и эта партия являлась не партией народа, а партией власти. Во времена большевиков эту зависимость старательно скрывали. Сегодня уже никто не стесняется говорить о том, что Единая Россия – это единственная партия, у которой есть реальная власть.

После буржуазной революции 1991-го года вновь назначенное правительство уже сознательно внедряло технологии большевиков.

Главной целью новой элиты стало создание многомиллионного партийного аппарата, который бы обеспечивал бессменность правящего кабинета. Теперь внимание! Вспомним, что Путина привел Ельцин, а Медведева - Путин. При смене президента «сладкая парочка» даже не думает скрывать свою афилированность. Сегодня мы видим, что Путин выдвигается фактически не четвертый срок и это никого не удивляет.

В самом деле, а можно ли считать, что в управлении страной хоть что-то изменилось? На мой взгляд, такие надежды наивны. Единственное, что поменялось после смены правящего кабинета, это не модель государственной власти, а политический вектор. Если,  при коммунистах, однопартийная система была ориентирована на социальные реформы, то нынешняя власть – это закрытый коммерческий клуб.

Именно тот факт, что однопартийная система России, по сути, закрыта от народа, позволяет говорить, что сам народ гораздо лучше тех людей, которые пришли к управлению. Фактический отбор нынешней элиты определился еще в тот момент, когда тест на лояльность проводился при приеме в коммунистическую партию и комсомол. Давайте рассмотрим этот механизм.

Чтобы вступить в партию, человек давал клятву на верность. Кому конкретно он клялся? Своей партийной ячейке? Но партия – это пирамида. В этой системе, любой представитель нижних слоев фактически бесправен перед вышестоящим руководством. Следовательно, каждый новый партиец клялся не столько тем, кто его избирал, сколько системе в целом.

Теперь представим, что этих «проклятых» в России несколько миллионов, и все они оказываются перед лицом буржуазной революции. Что должно было произойти с «верными Сталинцами» при переходе капитализм? Я думаю, вы догадались. Весь этот аппарат дружно сменил окраску и дал присягу на верность новым лидерам. По состоянию на 23 сентября 2010 года численность Единой России составляет 2 055 602 человека. Большая часть этого состава уже не раз переходила из партии в партию. Для сравнения, революцию 1917 года сделала партия, в составе которой находилось 84 000 тысячи человек.

Зачем современной России такая огромная партия, если для самых серьезных реформ достаточно ста тысяч? Ответ очевиден. Этот огромный штат нужен не для реформ, а для сохранения иллюзии власти. Сегодняшняя Россия – это неустойчивая система. Главная ее особенность в том, что, также как в 1917-м году, власть отделена от народа.

Народ и власть – это два относительно независимых сообщества. По состоянию на прошлые выборы между ними была договоренность: «Вы не мешаете нам жить, мы не мешаем вам править». Однако качество жизни российского гражданина, в последнее время, не только не улучшается, но становится хуже. Поэтому договоренность о взаимном невмешательстве все чаще оспаривается. Глядя на власть, народ не понимает, зачем ему 2 000 000 чиновников, скованных круговой порукой?

Как выглядит современная власть? Давайте нарисуем портрет:

      • Экономический экстремизм (военный режим, правовой волюнтаризм, рейдерство).
      • Сплошные лозунги без реальных действий.
      • Пренебрежение к народу (Во время последних дебатов один из представителей Путина заявил, что встречаться с другими кандидатами Путину не обязательно, поскольку у него самый высокий рейтинг. У всех, кто хоть немного в теме сразу возник вопрос. А для кого проводятся дебаты? Неужели для самих кандидатов? Или, может быть, для народа? Если для народа, то, как можно отказаться от дискуссии?).
      • Стремление к власти, без каких либо обязательств за право обладания властью (вспомним, что Путин так и не представил программу).
      • Политическое уничтожение конкурентов (хорошо хоть без крови, но, по факту, политическое пространство полностью зачищено).
      • Фальсификация выборов (даже не хочу обсуждать).
      • Использование власти в целях личной наживы (чтобы стать своим, чиновник просто обязан воровать, иначе он будет неуправляем, а власти это не нужно).

В современной России, коррупция – это один из основных инструментов контроля. Каждый, кто что-то своровал, становится мягким и покладистым. Его уже не нужно учитывать, как самостоятельную силу. Если чиновник артачится, то власть может его посадить. И показать народу свои благие намерения.

Однако народ уже не реагирует на посадки. Людей во власти воспринимают, как пауков в банке. Кого бы ни съели, людям от этого не легче. Возьмем пример с Лужковым. Медведев выдвинул вотум недоверия, СМИ рассказало о воровстве, но вор на свободе. На место Лужков пришел Собянин и первым действием выложил переходы плиткой для слепых. Напомню, что завод по производству плитки принадлежит жене Собянина. Дальше ничего объяснять не надо.

Народ уже не удивляется тому, что чиновник ворует. Будучи отстранен от власти, он не может его заменить. Спросите у людей, хотят ли они заменить весь чиновничий аппарат? И люди ответят – да! Но что значит смена аппарата? Это, автоматически, смена правительства. То есть сменить правительство народ готов. Вот только не знает, как это сделать.

На фоне загадки о смене власти, президентство Путина выглядит как-то особенно одиозно. Мы уже говорили, что наше правительство – это закрытое сообщество пауков. Кем, в этой связи можно считать Владимира Путина? Правильно! Самым большим насекомым! Где бы он ни появлялся, он явно демонстрирует: «Смотрите на меня – я самый сильный». Нам остается добавить: «… паук», - и формула российский власти приобретет законченный вид.

Заключение.

Если возвращаться к определению: «Каждый народ достоин своего правительства», - то стоит добавить, что главные качества русского человека – это терпение и незлобивость. Даже в названии военных разработок русские используют мирные имена. Русский – это тот, кто не стремится к войне (в том числе к войне со своим правительством). Но русский и не бежит от своего противника (осталось лишь понять, что противник сиди в Кремле). К сожалению, русские ещё никогда не жили в покое и достатке, поэтому им трудно настроиться не что-то более привлекательное, чем есть сейчас. По большому счету, такой возможности ещё ни разу не было. Не было ни хорошей жизни, ни реального выбора. Власть так упорно зачищала свои ряды, что мы не видели альтернативы. На выборах я еще ни разу не видел хотя-бы двоих равноценных кандидатов.

Вот и на этих выборах альтернативу убрали. Но полностью убрать информацию, а, вместе с ней, и право думать над всем, что происходит, у власти не получается. Все тот же телевизор, нет-нет, да и напомнит о праве на протест. И кто-то уже задумывается: «Быть может, пришло наше время?».

Думаю что пришло. Власть не может (всегда) действовать против народа. А мы еще не видели другой власти…