День Рождения телефона-автомата. История будки
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/ku03_9yag0k
13 августа, в 1899 году американский изобретатель Уильям Грей получил патент на изобретение телефона-автомата (таксофона).
Все началось с того, что в том же 1889 году у жителя штата Коннектикут Уильяма Грея заболела жена. Необходимо было срочно вызвать врача. Телефоны в то время были большой редкостью, и единственный находящийся поблизости владелец такого аппарата отказал Грею в просьбе сделать звонок врачу.
История утверждает, что именно это и послужило толчком для молодого изобретателя заняться разработкой телефона-автомата. То есть аппарата, который сам бы брал плату за предоставленную связь.
<source type="image/jpeg"/><source type="image/webp"/>
После нескольких неудачных попыток Грей все-таки создал вполне работоспособную конструкцию «общественного телефона». Нужно заметить, что предприимчивый изобретатель не остановился на достигнутом. Он запатентовал еще более двадцати различных конструкций телефонов-автоматов и создал собственную телефонную компанию.
Первый телефон-автомат, или таксофон, был продемонстрирован в 1890-м на Всемирной выставке в Париже. И в том же году в американском городе Хартфорде был установлен первый общественный таксофон. Плату за пользование этим новшеством было поручено собирать специальному контролеру.
Несмотря на растущую популярность этих удобных устройств, дело их внедрения существенно осложнялось тем, что городские аппараты постоянно крали. Это привело к тому, что их стали приковывать цепью, а Телефонное общество начало нанимать специальных сторожей, заключив с ними соглашение «о наблюдении за телефонными будками».
При этом надо заметить, что в развитых странах общественные телефоны появились еще раньше. В США первые телефонные павильоны начали устанавливать на улицах крупных городов уже в 1880 году, то есть, всего через четыре года после изобретения телефона Александром Беллом. В следующем году они появились в Германии, в 1884 году - во Франции. Оплату за разговоры в этих павильонах принимали кассиры.
А автоматические телефоны начали распространяться в 1890 году, и этот процесс шел на западе очень быстрыми темпами. Но, к сожалению, не у нас. В 1900 году в США действовало уже 50 тысяч телефонов-автоматов, в России - ноль. В 1903 году количество пэйфонов в Штатах достигло 80 тысяч, а в России - по-прежнему - ноль.
Правда, именно в 1903 году в Москве появились первые общественные телефоны, но не автоматические, а с кассирами, как на ранней заре телефонизации в западных странах. Их продвижение шло очень медленно: за шесть лет по всему городу установили всего 60 штук. Интересно, что часть из них находилась в подъездах жилых многоквартирных домов. Обитавшие там жильцы, не столь богатые, чтобы платить за отдельный телефон, могли спуститься на первый этаж, заплатить 20 или 25 копеек консьержу и наслаждаться общением.
Кстати, абонентская плата за квартирный телефон в начале ХХ века составляла в Москве очень солидную сумму 250 рублей в месяц, что примерно в пять раз превышало среднемесячную зарплату квалифицированного рабочего, учителя или мелкого служащего.
Только в 1909 году телефоны-автоматы добрались до Москвы, а ее улицы украсились первыми телефонными будками. Но и они распространялись весьма неторопливо, к 1915 году их установили всего 90 штук. Потом из-за войны и революционных катаклизмов телефонизация застопорилась и даже пошла вспять, поскольку сломанные аппараты никто не чинил, да и деньги уже почти ничего не стоили, а металлическая мелочь вышла из употребления. К 1920 году в городе осталось лишь 10 общественных телефонов. Не знаю, как их оплачивали, наверное, - через кассиров.
Но в 20-е годы телефонизация Москвы, вернувшей себе столичный статус, возобновилась и пошла более быстрыми темпами. В городе началась массовая установка телефонных будок разнообразного и порой - весьма оригинального дизайна. В 1950 году в Москве действовало 2850 таксофонов, а в 1990 году их количество достигло пика - 33 тысяч штук.
Но в дальнейшем, из-за распространения пейджеров, а потом - интернета и мобильной связи, число уличных телефонов начало быстро сокращаться, а в 2010-е годы этот процесс приобрел обвальный характер. Сейчас во всей Большой Москве осталось чуть больше тысячи таксофонов. Вероятно, вскоре они окончательно уйдут в область легенд и преданий.
На заставке - одна из первых американских телефонных будок 1880 года и телефонный павильон внутри здания в Лос-Анжелесе в 1900 году.
Патентный чертеж первого в мире таксофона Уильяма Грея.
Первые американские таксофоны конца XIX и начала ХХ века. Обратите внимание, что на левом снимке - аппарат со звонком, то есть, на него можно было позвонить, если собеседники заранее договорились о времени беседы.
Распространению первых телефонов общего пользования как раз и мешало то, что они требовали наличия обслуживающего персонала. Это мешало их коммерческому использованию, так как сильно удорожало данную услугу. Проблема была решена после того, как Грею удалось автоматизировать процесс оплаты.
Телефоны-автоматы в течении всего XX века оставались неизменным атрибутом любого населенного пункта почти по всему миру. Их эра закончилась на наших глазах — за два последних десятилетия они были практически полностью вытеснены мобильной связью.
ИСТОРИЯ ТЕЛЕФОНА АВТОМАТА В РОССИИ,СССР.
Днем рождения Московской городской телефонной сети считается 1 (13) июля 1882 года. С телефонами-автоматами дело обстояло сложнее.
В октябре 1893 года инженер Попов, договорившись с компанией Белла, обращается в Московскую городскую думу с просьбой на разрешение установить 60 переговорных павильонов с телефонными аппаратами, включенными в городскую телефонную сеть, и получает отказ. Повторное обращение Попова, последовавшее в 1896 году, также было отклонено.
Лишь в 1903 году Мосгордума положительно решила вопрос об установке в городе переговорных павильонов. К 1909 году 26 телефонов-автоматов появилось в черте города и 17 за ее пределами. Количество автоматов продолжало расти и далее, к 1912 году достигнув 60 штук, а к концу 1915 – 93 телефона-автомата. Плата за разговор составляла тогда 10 копеек.
В результате октябрьских боев 1917 года, впервые почти за 35 лет, Москва осталась без телефонной связи – практически все помещения Центральной телефонной станции были приведены в нерабочее состояние, большая часть подстанций прекратила работу, серьезные повреждения получили линейные сооружения сети.
Затем телефонная сеть была национализирована и в течении 1918-20 гг. частично восстановлена. В начале 1918 года Ленин подписывает постановление СНК о дальнейшей эксплуатации остатков Московской городской телефонной сети. В частности, этим декретом Народный Комиссариат почт и телеграфов обязывался в самые короткие сроки установить достаточное количество телефонов-автоматов общего пользования. Тем не менее в 1921 году в Москве их насчитывалось всего 10 штук.
К 1930 году был завершен ремонт оборудования Центральной телефонной станции, пущены новые подстанции, все это позволило, наконец, увеличить число таксофонов. СНК придавал большое значение установке на улицах Москвы телефонов-автоматов. Именно таксофон, как нельзя лучше вписывался в картину коммунистического быта, поскольку наилучшим образом олицетворял идею доступности средств связи, предназначенных для всех жителей города. И все же, число таксофонов возрастало очень медленно. Слишком много было препятствий: отсутствие оборудования, нехватка специалистов, сложности монтажа, вандализм несознательной и некультурной части населения. Наиболее остро нехватка таксофонов ощущалась на окраинах города: один телефон-автомат на район – типичная ситуация. Тем не менее к концу 1930 года в Москве уже было 808 телефонов-автоматов.
В 1937 году на Центральном телефонном узле установлены первые «говорящие часы», имеющие свой номер на каждой АТС — появилась возможность узнавать время по телефону.
В 1938 году начат выпуск типовых таксофон серии ВУ, открыт первый переговорный пункт общего пользования на Серпуховской площади. Обслуживание телфонов-автоматов производилось по участковому принципу. За каждым надсмотрщиком был закреплен участок в 30-40 телефонов-автоматов, которые он осматривал, проверял и устранял возникшие повреждения в течении рабочего дня.
К 1941 году по Москве насчитывалось 2775 телефонов-автоматов.
В 1950 году завод МРТП начал серийный выпуск телефонов-автоматов АМТ-47 Пермского телефонного завода. Кабины в это время изготавливали двух типов: деревянные, основным поставщиком которых были мастерские спецмебели и инвентаря Минсвязи СССР, и металлические, производившиеся также одним из заводов Минсвязи.
Следует отметить, что в этот период количество поставляемых кабин было сильно ограничено, что в существенной степени тормозило развитие сети телефонов-автоматов. К тому же деревянные кабины быстро выходили из строя, поэтому с 1957 года было налажено производство железобетонных кабин.
В 1960 году установлены первые железобетонные кабины нового типа для таксофонов, к концу 1960-х годов таких кабин в Москве было уже около 6000. В это время открывались и новые переговорные павильоны, в каждом из которых устанавливалось от 10 до 20 телефонов.
К 1962 году число телефонов-автоматов в Москве достигло 10000 штук, увеличившись за 10 лет более чем в два раза.
В конце 1962 года было принято решение создать единый автоматный таксофонный телефонный узел (АТТУ). В ведение узла было передано все таксофонное хозяйство вместе с обслуживающим персоналом, в его системе было организовано шесть линейных (районных) цехов, а также ремонтный и инкассаторский. Ситуация с таксофонным парком, наконец, была упорядочена, упростилась схема выявления и ремонта неисправных аппаратов.
В 1973 году появились новые таксофоны АМТ-69, позволяющие оплачивать разговор как двухкопеечной, так и двумя однокопеечными монетами.
К Олимпиаде Москва обзавелась телефонными будками изготовленными из алюминия. К спортивному празднику было установлено 350 новых таксофонов.
В 1984 году на выставке «Охрана труда-84», проходившей на ВДНХ, экспонировался первый безмонетный телефон-автомат (авторы: В.Ф.Васильев, Б.И.Матюш, Г.Я. Крылов и др.).
На начало 1991 года в Москве работало 33992 таксофона. Это был абсолютный максимум, дальше число таксофонов только уменьшалось.
В 1993 году таксофоны перешли на оплату жетонами. В 1995 году установили первые 258 карточных таксофонов фирмы «Монетель» (Франция), но еще до этого в Зеленограде поставили опытную серию карточных таксофонов пермского производства.
В 1997 году происходит массовая замена жетонных таксофонов на карточные, число карточных таксофонов составило 2200 шт., а уже в следующем году – 5649 шт.
Во второй половине 90-х годов процветал своеобразный криминальный бизнес на карточных таксофонах. Грабители научились таким образом портить картоприемники, что те «заглатывали» телефонные карты абонентов. С помощью специального приспособления злоумышленники добывали захваченную карту и передавали ее своим сообщникам для последующей реализации.
В Москве и сейчас установлено немало таксофонов, но не припомню, когда в последний раз я видел, чтобы кто-нибудь ими пользовался?
Комментарии
Прогресс - великое удобство!
Добыча делилась,или играли в "трясучку".