Запад начал угрожать Турции. Что может у них получиться?

На модерации Отложенный

Наталия Ефимова

 

 

 

Запад начал угрожать Турции. Что может у них получиться?

Внезапная и противоречивая статья "В западных столицах растет тревога по поводу углубления связей Турции с Россией" появилась в британской "Financial Times". Вот до всего этим вчерашним колонизаторам есть дело, подумала я. Сами из Евросоюза вышли, на пороге с турками столкнулись (те так за дверью и стоят).

И вот - ни себе, ни людям.

Сидели бы да думали, где рыбу взять для фиш энд чипс и что делать с птицефабриками, где из-за жары погибли миллионы кур, а, значит, chiсkens в меню тоже придется почикать.

Но нет - уж очень огорчила их встреча Путина и Эрдогана в Сочи.

 

 

Запад начал угрожать Турции. Что может у них получиться?

 

 

 

Запад начал угрожать Турции. Что может у них получиться?

 

 

 

Запад начал угрожать Турции. Что может у них получиться?

 

А чё такого?

Кстати, турок никак не могу понять. Дался им этот Евросоюз. У них 97 процентов территории в Азии, и только 3% - в Европе, а всё туда же. Сколько выгод они получили от того, что простояли в этот ЕС с протянутой рукой, как сироты детдома? Заявку на членство подали в 1987 году, соглашение о Таможенном союзе с ЕС в 1996-м подписали. В 2005-м с трудом добились того, что их признали кандидатом на вступление. А воз и ныне там.

Форменное издевательство, я считаю.

Зато в НАТО Турция числится аж с 1952 года. Но это отдельная интересная история.

Короче, британцы вдруг обеспокоились встречей России и Турции в Сочи.

И начали не столько алармировать, сколько угрожать.

 

 

Запад начал угрожать Турции. Что может у них получиться?

 

"Западные столицы проявляют все большую тревогу в связи с углублением финансового сотрудничества между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным, предупреждая о растущей опасности того, что страна-член НАТО может подвергнуться карательным ответным мерам, если поможет России избежать санкций.

Шесть западных чиновников проинформировали финансовые инстанции о том, что были вовлечены в обсуждение обещаний, сделанных в пятницу турецким и российским лидерами, расширить сотрудничество в области торговли и энергетики после четырехчасовой встречи в Сочи.

Один из чиновников ЕС заявил, что 27 членов блока "все более пристально" следят за турецко-российским сотрудничеством и выразил обеспокоенность тем, что Турция "все больше" превращается в платформу для торговли с Россией. Другой охарактеризовал поведение Турции в отношении России как "очень оппортунистическое": "Мы пытаемся заставить турок обратить внимание на наши проблемы". (А с какого перепугу кто-то другой должен за них их решать?)

Вашингтон неоднократно предупреждал, что он ударит по странам, которые помогают России уклоняться от санкций, “вторичными санкциями”, сфокусированными на нарушениях вне юрисдикции США; тем не менее, ЕС ведет себя сдержанно в этом вопросе.

Заместитель министра финансов США Уолли Адейемо в июне встретился с турецкими чиновниками и стамбульскими банкирами, чтобы предостеречь их от превращения страны в канал нелегальной российской наличности. (illicit Russian cash - так эти бегунки, жандармы человечества, стали называть наши рубли, как только для доллара жареным запахло).

Высокопоставленный западный чиновник предположил, что страны могут призвать свои фирмы и банки уйти из Турции, если президент Эрдоган будет следовать обязательствам, которые он изложил в пятницу, — крайне необычная угроза для другого государства-члена НАТО, которая может нанести ущерб финансовой системе страны на 800 миллиардов долларов, если зарубежные компании согласятся подчиниться (вот это слово мне очень понравилось, кстати, о многом говорит). Чиновник заявил, что страны, которые ввели санкции в отношении России, могут действовать в отношении Анкары, “призывая западные фирмы либо прекратить отношения с Турцией, либо сократить их в свете риска, который будет создан Турцией, расширяющей свои отношения с Россией. Однако это предложение было отвергнуто рядом других западных чиновников, которые задались вопросом, как это может работать в разумных и законных формах, и может ли это быть хорошим предложением.

Турция глубоко интегрирована в западную валютную систему, и различные компании, от Coca-Cola и Ford до Bosch и BP, давно проводят там чрезвычайно выгодные сделки. "Есть значительные экономические интересы, которые, вероятно, будут упорно противостоять подобным негативным действиям", - заявил один из европейских чиновников.

(Интересно, если они все отовсюду убегут, то что с ними будет хотя бы через год. Друг другу будут свои товары впаривать?)

Но - чиновник добавил, что "не исключает каких-либо негативных действий, если Турция слишком сблизится с Россией". Хотя он признал, что формальный выбор ЕС в пользу санкций против Турции может быть затруднен, учитывая разногласия в блоке, он отметил, что некоторые отдельные государства-члены могут принять меры. "Например, они могут попросить ввести ограничения на торговое финансирование или попросить крупные финансовые компании сократить финансирование турецких компаний", - заявил он.

Три европейских чиновника заявили, что в Брюсселе не было никаких официальных обсуждений возможных последствий для Турции. Еще несколько человек предупредили, что все детали и последствия дискуссий в Сочи еще не ясны.

Предупреждения прозвучали через день после того, как Путин и Эрдоган, придерживающийся, по его словам, "сбалансированной" стратегии в отношении Киева и Москвы, провели продолжительный тет-а-тет, который завершился совместным обещанием расширить объемы двусторонней торговли и углубить финансовые и энергетические связи.

Вице-премьер Александр Новак сообщил журналистам, что Турция согласилась начать оплачивать российское топливо в рублях. Путин и Эрдоган упомянули создание дополнительных банковских связей и расчетов в рублях и лирах, добавил он.

Выступая в самолете по возвращении из России, Эрдоган сообщил журналистам, что дополнительно произошли "очень серьезные события", связанные с использованием российской платежной системы "Мир", которая позволит россиянам в Турции расплачиваться картами в то время, когда Visa и Mastercard приостановили операции в стране. Эрдоган заявил, что карты "Мир" помогут российским туристам оплачивать покупки и проживание в отелях. Западные чиновники опасаются, что они таким образом используются для обхода санкций.

Дипломатические отношения между Турцией и Западом и без того напряжены. Вашингтон ввел санкции против Анкары в 2020 году в отместку за приобретение Москвой системы противовоздушной обороны С-400, но эти меры были направлены на торговлю в сфере обороны, а не на всю финансовую систему.

Эрдоган, который неоднократно угрожал наложить вето на вступление Швеции и Финляндии в НАТО, рассматривается во многих западных столицах как всё более ненадежный союзник. Тем не менее, Турция является важным партнером Европы в борьбе с терроризмом и в решении проблемы беженцев. В стране проживает около 3,7 млн сирийцев в рамках соглашения, заключенного с ЕС в 2016 году, которое помогло остановить поток мигрантов в Европу.

Битва между Россией и Украиной подчеркнула стратегически важное положение Турции, контролирующей вход в проливы, которые соединяют Черное море со Средиземным. Эрдоган также сыграл ключевую роль в обеспечении зерновой сделки, подписанной Россией и Украиной в прошлом месяце, целью которой было предотвратить мировую продовольственную катастрофу".

Конец статьи в "FT". В сущности - ни о чем, я считаю.

*****

На самом деле всё больше аналитиков намекают на то, что мы еще до конца не поняли, какие последствия для мира будет иметь встреча трех лидеров в Тегеране. Да и что касается Сочи, сказал утром известный вам тюрколог Владимир Аватков, нам известно примерно 10% из того, что там происходило. При том, что количество встреч наших президентов просто зашкаливает. Кажется, (если я правильно расслышала) точно обсуждали Сирию, Ливию, Украину, но не было вопросов по южному Кавказу. Это важно.

Турция не любит быть ведомой, реально хочет отойти от проамериканской западной политики, реализовывать свои, а не чужие интересы. И у нас с ней они во многом совпадают.

Кстати:

1360 км по прямой от Москвы до Сочи

929 км от Стамбула до Сочи

3076 км от Лондона до Сочи

8877 км от Вашингтона до Сочи

Мы с турками ведем открытый диалог. Нет открытого диалога - нет и компромиссов. А мы их находим в силу того, что разговариваем.

Перед встречей президентов Путин провел в Москве заседание Совбеза, и в Анкаре прошло что-то аналогичное. В этом ключе нас ждут интересные события. В Сочи Путин предложил Эрдогану посетить саммит ШОС, который пройдет в Узбекистане. И тот с благодарностью принял приглашение.

Запад оказывает колоссальное давление на Эрдогана. Но Турция не готова сосредоточиться на маленьком западном мирке. Это окончательно подорвет ее экономику. Она хочет оставаться экономическим, энергетическим, дипломатическим хабом, мостиком между цивилизациями.

США в шоке от того, что Турция проявляет непокорность. В частности, не дает впустить Швецию и Финляндию в НАТО. Вашингтон ищет пути, как изменить ситуацию. Их немного, но они с перцем. Первый - смена власти. Второй - стравить их с кем-нибудь (возможно, с нами). Подорвать стабильность на фоне растущей инфляции. Там за последние десятилетия привыкли, что всё не так уж плохо. И сейчас вызвать недовольство не составит большого труда.

Остается напомнить, что Турция, будучи страной НАТО, не пустила американские корабли в Черное море во время событий в августе 2008 года.

И сообщить заинтересованным лицам: в Турции увеличивают количество обменников, которые меняют рубли на лиры и наоборот. Без всякого участия бесполезной зеленой бумажки.